Навигация > Главная > Мой малыш - полезные статьи > Сказка для самого маленького

Сказка для самого маленького


Сказка для самого маленького.

Наверное, многие согласятся с определением материнства как творчества, как возможности в полной мере реализовать себя во всей своих талантов и способностей. Мама становится для малыша на какое-то время творцом его мира (как некоторое время назад была этим миром сама). Как сделать этот мир еще комфортнее, еще привлекательнее, чтобы показать крохе, что он не зря появился на свет, что его ждет интереснейшее (хоть и не лишенное опасностей) приключение длиною в жизнь. Какие еще творческие таланты даны маме, может быть, тайные от нее самой?

Каждая мама испытывала нечто сходственное: эмоционально она готова еще очень много дать своему подросшему малышу (этак месяцев 10-12 от роду), да и самой занимательно было бы чем-нибудь украсить, преобразить этот достаточно монотонный образ жизни. И что-то ей подсказывает, что ее годовалому сокровищу уже надобно рассказывать басни, читать стихи, но как это сделать, пока мрачно. Как привлечь внимание еще не разговаривая-щего, постоянно вращающегося, все хватающего крохи? Какие басни выбрать и как их читать? А может, читать не басни, а стихи?

Пестуем и потешаем
И вот оказывается, что басни мы уже давно рассказываем, или напеваем, или приговариваем:

Потягушечки, крошечки,
Ручки-хватушечки,
Ножки-побегушечки.

Для ученого-фольклориста это, окончательно, не сказка никакая, а пестушка, но не все ли одинаково, как ее назвать. Главно то, что это махонькая история про ожившие ручки и нож-ки, которые для малышки нескольких месяцев от роду являются самыми истинными сказочными созданьями, если пробовать переложить его понимание мира на наш, взрослый, лад.

Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья-потягусеньки
Подарили гуси Дусеньке,

- гласит иная сказочка. В ней есть неизвестные и тайные гуси, которые явно что-то сделали хорошее. Так, сами того не примечая, мы творим для крохи волшебный, сказочный мир нашей любви и внимания, который населен самыми различными персонажами: здесь живут ладушки, котики, водичка, зайка и волчок, коза и гули – да малюсенько ли еще кого можно поселить в этот примечательный мир.

Однако современной маме посещает достаточно трудно вспомнить пестушки и потешки, которые, как принято считать, передаются в семьях из поколения в поколение. Превосходно, если бабушка, а чаще прабабушка, развлекает малыша такими малюсенькими шедеврами народной поэзии:

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Наша Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

Трататушки-трататушки,
Чистилища бабушка ватрушки.
Бабка плюшки чистилища –
Вода по полу текла.
Попили-поели.
Шу – полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

Чей нос? – Савин.
Где был? – Славил.
Что выславил? – Копейку
Что купил? – Конфетку.
С кем ел? – С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.

Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
– Мальчик-пальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Поочередно загибая пальчики ребенка, приговаривают:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот – наш малыш,
Наш малыш – (нарекают имя).

И-та-та, и-та-та,
За кота котовича,
За Иван Петровича.

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби опасаются,
На землю не садятся.

Выучить такое, чтобы рассказывать малышу, трудно, да и не нужно. Нам с вами вполне по мощам придумать свою поэзию пестования! Было бы желание да чуть-чуть фантазии.

Вы, наверное, обратили внимание на то, о чем говорится в этих стишках. Да, в большинстве своем они служат для того, чтобы отвлечь малыша, когда это нужно, или наоборот привлечь его внимание к ручке, ножке, пальчику:

Тушки-тутушки,
Где твои ушки? – спросим у карапуза, приготовляясь надеть шапочку.
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.

А теперь пробуйте сами:
Кошки – мошки …… ножки

или

Летят по небу тучки – ……

Догадались, какая может быть рифма?
А вот еще разновидности на тему Вышла кошка за кота

Три-та-тушки, три-та-та
Есть катушки у кота.

или

Три-та-тушечки-та-ту
Дам я плюшечку коту.

Таких вариантов и интерпретаций можно придумать большое множество. Сочиняются такие прибаутки, чтобы привлечь внимание малыша к себе, успокоить его, позабавить. Ритмичная основа таких маминых поэтических опусов волшебным образом влияет на кроху – он внимательно слушает, иногда даже пытается двигаться в такт (притопывает, скачет или хлопает ладошками). Во время одевания, купания, питания потешки творят атмосферу забавы, басни. Вот уж вы не одни, а где-то здесь и котя-коток ходит, а пальчик не просто запутался в варежке, а домик свой ищет.

Да и для мамы такое поэтическо-педагогическое игровое творчество очень полезно. В те минуты, когда хочется сказать этому веретену что-то резкое, когда усталость или раздражение берут свое, – мама не окриком, не раздраженным словом, а забавной потешкой успокоит, в первую очередь, саму себя.

А еще нам, взрослым, нужно быть во всеоружии: быстро наша деточка заговорит, да еще как – на своем языке, изобретая все новые и новые слова. Желаете быть на уровне? Желаете быть в мощах не только разуметь ребячье словотворчество, но и участвовать в нем (оно очень полезно) – приготовляйтесь, тренируйте свою фантазию и развивайте речевые возможности.

Сказываем
Но мы отвлеклись, речь идет о баснях-потешках. Может быть, в процессе сочинения прибауток и потешек у вас появится любимый герой: мышка, ежик или зайчик, которого вы вспомните из своего детства, из песенки или мультика. Так, постепенно и вы, и ваш малыш подойдете к тому моменту, когда пора будет и сказочку сочинить про него. Да и не одну, а много.

Жил-был ежик и приятельствовал он с …(с вашим малышом, окончательно).

Сначала нужно будет придумать, как и где живет ваш герой. Мышка может жить в мамином сапоге или варежке, а ежик, окончательно, живет в сказочном лесу. Зайчик или котик обитают в домике (теремке). Потом вам понадобятся истории о том, как сказочный обитатель кушает, как он одевается или гуляет, с кем встречается на прогулке, как играет.

Кто-то в моем сапоге шевелится. Посмотри, ты там никого не видишь? Может, это мышка? Шла она как-то, шла и мыслила, где бы домик себе устроить, а тут, глядь, – такой удобный сапог подвернулся. Тепленький, мягкий внутри сапожок – потрогай, какой мех.

Вот эта мышка может стать вашей лучшей помощницей в деле сборов на улицу зимой, когда так много одежек на себя натянуть надобно. Для первого медли достаточно именно такого объема – 5-6 фраз. Очень главно, чтобы в вашей манере сказывания сохранились прибауточные нотки (забава все-таки) и присутствовали бы интонации удивления, радости, собственной заинтересованности. Вообще мамино хорошее настроение – очень главная сочиняющая такого творчества. Мама обязана получать удовольствие от сочинения сказок: ей представилась возможность превратить серый и неинтересный взрослый мир в разноцветный мистический, полный приключений сказочный мир детства. Если же этого не происходит, то и сказка не получится.

Попробуем еще что-нибудь сочинить. Вот такой экспромт:

Далеко-далеко, за синим морем, за высокими горами живут на свете махонькие гномики. Живут они в махоньком домике, почивают в махоньких кроватках, сидят на махоньких стульчиках, у каждого гномика есть пара махоньких ботиночек и махонькая шапочка – все, как у тебя, малыш. И каждое утро гномики идут умываться к своим махоньким рукомойничкам.

Откуда гномики – понятно, думается, что и ситуация, для которой был сочинен данный экспромт, тоже светла. Ваши гномики могут с аппетитом завтракать: быть своими малюсенькими ложечками кашку из махоньких тарелочек; очень любить гулять, а для этого весело натягивать свои махонькие колготочки и носочки и т.д. Традиционные для народных сказок повторы слов творят тот самый ритмичный рисунок басни, усиливают ее и эмоциональный – для малыша, и комический (это уже для мамы) характер.

О чем еще можно сочинить? О забавном толстеньком человечке, который живет на крыше вашего дома, о птичках, которых вы будете кормить вместе с малышом, – это во время прогулки. О превращениях носочка или варежки в собачку (киску, зайку, птичку, мышку), о любых предметах окружающего мира, готовых ожить в мощами вашего воображения. Вашими активными помощниками в сказочном деле станут игрушки, которые не только могут быть героями басни, но и помогут ее разыграть, например, рассмешить малыша своими смешными движениями и поступками.

Вот идет гулять Буратино. Прошел немножко и видит: все машинки и мячики попрятались, пирамидки и колечки на полке притаились, барабан и погремушки притихли. В чем дело? Ах, как же я не догадался, это Сереженька сегодня с мамой все игрушки на место убрал, никого не пренебрегал. Какой малыш молодец! (И игрушечный Буратино гладит или носом тыкает малыша)

Что за прелесть эти басни!
Теперь несколько слов о том, насколько такие мамины басни главны для гармоничного развития ребенка.

Во-первых, они обеспечивают положительный эмоциональный контакт между мамой и малышом, а это очень главно! Окончательно, он налаживается с первых дней жизни, однако его непрерывно нужно поддерживать: малыш растет, меняется его мироощущение, в том числе и его ощущение мамы.

Во-вторых, словесное мамино творчество является благосклонным условием для речевого развития ребенка: малыш узнает новые слова, создаются игровые речевые ситуации, ребенок слышит связную речь, состоящую из нескольких фраз, а означает, учится воспринимать ее.

В-третьих, мамины басни расширяют возможности знакомства с окружающим миром: в сказочной, забавной форме, на положительном настрое маме легче привлечь внимание крохи к тому, как великолепен мир вокруг, как он разнороден. Басни о бытовых предметах привлекают внимание к их признакам, басни о повстречавшихся на улице людях, животных, птицах, выдуманных персонажах принуждают ребенка внимательнее вглядываться в окружающие его вещи.

В-четвертых, любая сказка – это фактор эмоционального развития, а мамина сказка имеет вдвое великую эффективность, потому что привлекает малыша в процесс творчества, дозволяет ему занимательно общаться с не просто мамой, а мамой-волшебницей.

Наконец, мама в своих рассказах может знакомить малыша с азами первых добронравных норм и управлял поведения, используя для этого и оценку героев своих сказок, и прося их самих оценить тот или иной поступок ребенка.

Гляди, малыш, какие птички прилетели. А вот этот прекрасный голубь, гляди, какой главный. Наверное, он самый разумный. Много знает, потому и важничает. Он живет высоко-высоко, видит из своего домика далеко-далеко и все про всех знает. Как ты мыслишь, знает он о том, как ты сегодня кашу ел?

Список управлял для начинающей сказочницы:
сказка не обязана быть великий, максимум 5-6 фраз;
в ней необязателен сюжет, обыкновенное для басни противостояние добросердечных и злобных героев (можно вообще обойтись без заключительных);
самое основное – это сохранить смешную, прибауточную напевную, ритмичную манеру сказывания – именно она будет поначалу привлекать внимание малыша;
сочинять импровизируя, используя, весь арсенал своих ребяческих, а может, и взрослых впечатлений и воспоминаний о сказочных сюжетах, героях, деталях и превращениях;
как можно чаще привлекать в повествование самого малыша, упоминая его имя, обращаясь к нему от своего имени или от имени героя, выдумывать истории про него самого;
использовать сказочный материал для рассказов о том, что окружает кроху, как нужно себя вести, как делать превосходно, а как делать нельзя;
привлекать во время некоторых повествований игрушки и иные предметы обихода в качестве исполнителей тех или иных персонажей сказки;
не забывать про басни и во время прогулок, странствий, посещений доктора и т.д.;
непременно получать удовольствие от сочинения и реакции слушателя, а также максимум удовольствия и заряд положительной энергии для свершения новых родительских подвигов!

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.