СФЕРА ВОСПРИЯТИЯ
Маленький ребенок многое
узнает о самом себе и об окружающих его предметах через свои деянья. Первые
простые связи в ежедневной жизни ребенок может ощутить благодаря скорости
удовлетворения его потребностей и постоянству, с которым это делают ухаживающие
за ним взрослые.
Осязательно-двигательный
опыт. Громадный осязательный опыт приносит ребенку забава, причем как со своим
телом, так и с недалеко лежащими предметами. Дотрагиваясь к ним, малыш подмечает,
что разные материалы дают разные ощущения. На основе этого он усваивает,
что такое его собственное тело, а что — окружающий мир.
Возрастающая потребность в
движении и последующее двигательное развитие увеличивают познавательные
возможности ребенка. Любознательность его очень велика. Он активно познает,
как выглядят люди и вещи, каковы они на ощупь и на слух, как благоухают и какой
имеют вкус. Необыкновенно
чувствительна у него область рта, который благодаря этому зачастую и используется
для исследования окружающей среды.
Расширение сферы
восприятия. Осязательно-двигательный опыт развивает способность ребенка
использовать свои органы чувств. Игрушки, которые он видит и начинает
доставать, также служат объектами воздействия. Стуча погремушкой по кроватке,
малыш уверяется, что из нее можно извлечь звуки. Повторение таких деяний
показывает ему, что и он сам является их источником. Однако связь между
причиной и следствием ему еще не понятна. Тем не менее активность, радующая ребенка
и стимулирующая его к новым забавам, чрезвычайно главна, поскольку она
закладывает главный базовый опыт, постепенно приводящий к пониманию причинно-следственных
связей.
Довольно часто посещает, что
опыт, которым располагают малюсенькие дети, оказывается недостаточным. По мере
того, как в окружении вашего малыша появляются предметы, абсолютно ему
неизвестные, вы можете ждать от него и новых реакций. Не исключено, что
какие-то из этих предметов он встретит с частей страха. Но бояться этого не
следует, поскольку для каждого ребенка отличительны великие индивидуальные различия,
проявляемые им при знакомстве с новой средой и новыми вещами. Следует также
помнить и о том, что при наблюдении за многочисленными; проявлениями окружающей
среды малыш непрерывно овладевает новыми знаниями, которые дозволяют ему
получать новые ощущения, а затем — приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Ассимиляция и аккомодация.
Под ассимиляцией подразумевается овладение ребенком новым опытом с подмогою
осязания и движений, тогда как аккомодация представляет собой изменение на
основе этих знаний поведения в новых ситуациях, предъявляющих иные требования.
В течение всей жизни человека то и иное непрерывно взаимодействуют.
Исследование окружающей
среды. После того, как ребенок выучился передвигаться на четвереньках, ползать
или ходить, его возможности для исследования окружающей среды
веско подрастают. В этот период постарайтесь так организовать быт своего
малыша, чтобы он мог исследовать как можно больше предметов.
Уже много месяцев он
пользуется своими органами чувств и движениями для того, чтобы осваивать разные
вещи различными способами. Он передвигает предметы, пробует сосать, стучит ими,
кидает. Словом, делает с ними все, что доступно его возможностям.
Когда ваш ребенок откроет
для себя, как приятно выкидывать игрушки из манежа или кроватки, а затем получать
их обратно, вам понадобится немало терпения, чтобы смириться с отводимой вам
ролью, чтобы вжиться в нее. Как верховодило, немногие родители обретают эту забаву
привлекательной. Что же дотрагивается ребенка, то он в этом отношении очень
постоянен.
Закрепление понятий. В один
великолепный момент ребенок раскрывает для себя, что одни и те же предметы в
разных обстоятельствах выглядят по-различному. К образцу, синий платочек можно
узнать, когда он лежит на стуле. Если же, скомканный, он находится в пакете, то
для того, чтобы убедиться, что это действительно тот самый платочек, его надобно
вытащить и исследовать. В свою очередь зрительное восприятие зависит и от
того, с какой стороны наблюдается предмет. Ведь недалёкие люди, окружающие
ребенка, не всегда выглядят одинаково. Мама может изменить прическу и цвет
волос, папа — отрастить бороду, бабушка начинает носить очки, у сестрички появляется
новое платье, а у братика — рубашка. Да и выражение знакомых лиц тоже
меняется; они могут быть печальными и веселыми, бодрыми и усталыми. Все эти
образы непрерывно меняются, как в цветном калейдоскопе. Но малыш постепенно
учится воспринимать их всеми своими органами чувств, и постепенно понятия
мать, отец, бабушка, брат, сестра у него закрепляются. Следующим
шагом в этом направлении становится установление и поддержание долгого
контакта.
Исследование в
экспериментирование. В заключительной четверти первого года жизни у ребенка наступает
период исследования предметов, находящихся в окружающем его ближайшем
пространстве, и экспериментирования над ними. В немалой ступени
этому помогает возросшая подвижность малыша. Безостановочное движение
дозволяет ему получить знания о расстояниях, вышине, глубине, форме и
направлении.
Экспериментируя с новыми
вещами, производя иные формы деяний с уже знакомыми предметами, ребенок
обобщает свой опыт, прошлый и новый, приобретаемый в ходе исследовательских
игр. Постепенно он начинает разуметь, что все вещи связаны друг с приятелем и что
они самостоятельны от его деяний с ними.
Исследовательские забавы
распространяются и на еду. Годовалый ребенок сам ест ложкой и руками. Если он
не будет залезать руками в кашу, пюре или творог, то не сможет хорошо выучить
еду, которую ему предлагают — ее консистенцию, температуру и иные свойства.
Только видеть еду для него недостаточно. Ему очень хочется проверить, какова
она на ощупь, на вкус, на запах, как она именуется. Все это — обязательные
элементы его ежедневного опыта. Окончательно, иногда еда разбрызгивается и
попадает на пол, что наверняка доставляет вам немало хлопот. И все же
беспокоиться только о чистоте и порядке на столе не следует. Желанно, чтобы
элементарные сведения о продуктах кормления, которые ребенок достаёт маршрутом
экспериментирования и исследовательских игр, он приобретал вместе с вами.
Постарайтесь во время этого процесса делать разные объяснения, извещайте
малышу названия предметов, так его интересующих.
Восприятие, запоминание,
повторение. Вы наверняка заметили, что ваш малыш помнит даже о тех предметах,
которые в данный момент он не видит. Это значит, что представление о медли
и предметах у него уже укрепилось; он привык к тому, что предметы и люди
появляются, пропадают и опять возвращаются, А вот восприятие собственно медли
придет к нему веско позже. Когда вы это обнаружите, постарайтесь
организовать его ежедневную жизнь определенным образом. Также проследите за
тем, чтобы разные моменты ее сменяли друг друга в определенной
последовательности, т. е. установите распорядок дня (об этом мы уже сказали в
предыдущем разделе). Благодаря четкому ритму жизни
у ребенка постепенно
сложится представление, в какой отрезок медли в течение дня он находится
дома, а в какой — на прогулке, когда надобно есть, а когда — укладываться спать.