Чем можно помочь неконтактному ребенку?
Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в ее рамках.
Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив — придумать какую-то иную забаву, где он будет более удачен, и пригласить остальных играть вместе (чаще с этим справляются почему-то папы). При этом главно не вторгаться в уже развернувшуюся забаву, где ваш ребенок не пришелся ко двору, а именно организовать новую (может быть, спортивную, соревновательную, народную), основное — требующую соблюдения четких управлял, уже знакомых вашему ребенку. Как ни странно, четкая и конкретная организация игр с правилами подсобляет ребенку, не обладающему сюжетно-ролевой забавой, но часто оказывается трудной для игровых детей, привыкших именно к ней.
Различный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на взыскательно утвержденный свод законов и управлял — лежит в основе притягательности и успешности у различных типов детей. А поскольку забавы с правилами появляются в ребяческом сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и великим почтением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.
Кроме спортивных игр, это могут быть любые иные виды ребяческой деятельности, в которых ваш
неудачник компетентен и удачен. Может, он великолепно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения чуть-чуть покрасить (вспомните Тома Сойера с его забором!). Не может сам живописать — живописуйте вместе, но подчеркивайте все время (и даже утрированно) водящую роль ребенка в этом процессе.
А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? Это сейчас малюсенько кто умеет, и прославиться, завоевать всеобщее почтение можно легко.
А, в крайнем случае, можно просто вынести на улицу новые игрушки или конструктор — только придется следить, чтобы вашего ребенка не затирали, а игрушки не отнимали.
Простор для вашей фантазии и творчества открыт. Основное — не оставляйте ребенка, не обладающего в достаточной ступени навыками общения, одного со ровесниками, будьте рядом, подсобляйте, обороняйте, но только ненавязчиво. При этом главно помнить, что нет необходимости сразу же внедряться в толпу детей со своими идеями, иногда (и часто) вполне достаточно организации контакта вашего ребенка с одним-двумя ровесниками.
Существуют различные дети, с различной нуждою в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не ощущать себя одиноким и горделиво считать: У меня есть друг. А иному плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый покоряется его слову и даже жесту. Если этой свиты нет, то и король ощущает себя уже не у дел, ему скучно, а занимать сам себя он не умеет.
Как верховодило, мучения и переживания начинаются в том случае, если потребность в общении и забаве ограничена невозможностью в этой забаве участвовать, или если признанный лидер вдруг в силу непредвиденных обстоятельств утрачивает возможность свои лидерские замашки реализовать (например, попал в новый коллектив, где есть вожаки и покруче).
В принципе любого ребенка надобно учить самому себя занимать, расширять сферу индивидуальной забавы и вне игровых видов деятельности, и одновременно подсоблять ему, овладеть теми общепринятыми среди детей способами общения и забавы, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И если вы видите, что вашего ребенка не принимают в забавы, редко звонят ему по телефону, пренебрежительно здороваются или вовсе пренебрегают его трусливое здрассте — то пора (и давно пора) брать дело в свои руки.
Ранняя невротизация у детей с ослабленной сердитой системой во многих случаях является результатом их социальной изолированности. И если сам ребенок не в состоянии найти себе друга (или приятелей), полноправно участвовать в забавах и иных видах ребяческой деятельности, то без поддержки родителей положение будет только ухудшаться. Поэтому необходимо обеспечить ребенку круг общения, причем именно ребяческий. Если в ветхой компании, где его все знают, добиться признания и почтение прежнему изгою почти невероятно — означает, нужно разыскивать иную компанию. Запишите его в кружки (избирая те, где ваш ребенок будет на вышине), гуляйте в ином месте. В самом крайнем случае переведите его в иную группу в ребяческом саду или смените школу. Но это крайняя мера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста (а иногда и ветше)
переносят такие смены очень тяжело, и идти на это можно, только если физическому и психическому благоденствию ребенка что-то серьезно грозит, например, его не просто не принимают в забавы, но непрерывно колотят и унижают. Несмотря на свое незавидное положение в коллективе, эти дети всегда боятся, что в новом месте будет еще хуже — ведь они социально некомпетентны, обычно очень беспокойны и склонны к тяжелым эмоциональным реакциям, что чревато уже истинным неврозом.
Задача родителей — обеспечить ребенку уверенность и эмоциональный комфорт в различных видах деятельности, с различными по возрасту детьми (очень часто таким детям гораздо легче подружиться с более младшими и почувствовать в себе силу и уверенность желая бы на их фоне). А основное — помните, эта задача разрешима, и чем раньше начать ее решать, тем легче она окажется.