Навигация > Главная > МАССАЖ - Большая энциклопедия > МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТЕЙ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТЕЙ


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕБНОГО МАССАЖА И ЛЕКАРСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

При разных заболеваниях детей первого года жизни массаж является одной из наиглавнейших сочиняющих комплексного лечения. Хороший эффект дает массаж в сочетании с гимнастикой при лечении детей с заболеваниями центральной сердитой системы, когда нарушаются функции движения и трофика тканей.

При проведении ребяческого целебного массажа и гимнастики движения методиста обязаны быть более мягкими и осмотрительными, чем при исполнении тех же приемов на взрослых. Например, похлопывание следует исполнять тыльной стороной полусогнутого сначала одного пальца, а затем двух и более. Рука массажиста обязана совершать движение только в лучезапястном суставе, а не в локтевом, чтобы на тело ребенка действовала только тяжесть кисти, а не предплечья.

Исполняя ребяческий массаж, методист не обязан пользоваться ни вазелином, на присыпками, которые способствуют загрязнению кожи малыша. Но при массировании истощенного ребенка с сухой и чувствительной к малейшему прикосновению шкурой руки массажиста обязаны быть смазаны стерильным вазелином. Использование вазелина прекращается, после того как шкура ребенка достигнет своего нормального состояния.

Нельзя проводить массаж, если ребенок перевозбужден или своенравничает, так как его нервозность приведет к гипертонусу сгибательных мышц и угнетению рефлексов. Следует прежде всего выяснить и устранить причину плохого настроения ребенка (голод, нарушение режима, страх при виде чужих) и только после этого приступать к процедуре, во время которой необходимо нежно собеседовать с ним, творя положительный эмоциональный тонус.

До и после массажа ребенка надобно заворачивать в пеленку, потому что у малюсеньких детей еще не достаточно развита теплорегулирующая функция кожи.

ВРОЖДЕННАЯ МЫШЕЧНАЯ КРИВОШЕЯ

При мышечной кривошее голова ребенка непрерывно наклонена в сторону пораженной мышцы. При выраженной кривошее часто наблюдается асимметрия личика, черепа или надплечья (на пораженной стороне лопатка и ключица расположены выше). Причинами данного заболевания является недоразвитие грудино-ключич-но-сосцевидных мышц, при подмоги которых человек исполняет разные движения головой, или родовая травма шейного отдела позвоночника. При данном виде заболевания лечение следует начинать с 2-3-месячного возраста, используя:

  • лечение положением;
  • врачебный массаж и гимнастику.

Лечение положением. Важно, чтобы туловище малыша на кроватке располагалось симметрично, прямо по отношению к голове. Ребенок обязан лежать на полужестком матраце, от подмышек до колен малыша обязаны размещаться мешочки или “скатки” из одеяла. Малыша надобно чаще укладывать на бок. Если ребенок почивает на стороне кривошеи, то ему под голову кладется высокая подушка, если же он лежит на здоровой стороне, то подушка не используется совсем. Рекомендуется часто перекладывать малыша, подходить к его кроватке не с одной, а с разных сторон. При этом свет, игрушки, общение со взрослым обязаны быть со стороны пораженной мышцы.

Придать йравильное положение ребенку в кроватке можно при подмоги специальных укладок: резинового кольца, обернутого тканью (подкладывается под затылок), а также мягких мешочков с песком (вмещаются на кровати с обеих сторон головы или со стороны кривошеи над надплечьем). При этом нужно иметь в виду, что если ребенок часто срыгивает, использование укладок исключается.

Держать малыша на руках следует или на пораженном заболеванием боку спиной к себе, при этом головку поддерживать рукой, приподнимая в здоровую сторону. Или брать на руки, повернуть спиной к себе, своей щекой направить головку малыша в больную сторону и слегка наклонить в здоровую. Еще один способ: прижать ребенка грудью к себе, при этом плечи малыша обязаны находиться на одном уровне с плечами взрослого; повернуть голову малыша в больную сторону, фиксируя это положение своей щекой.

Лечебный массаж и гимнастика. Выкладывание и повороты со спины на живот производятся, как управляло, на здоровом боку, но исполнять их можно и на стороне кривошеи.

Грудная клетка. Расслабляющие приемы (поглаживание, растирание) проводятся на больной стороне сначала в верхней доли груди, а затем в нижней.

Грудино-ключично-сосцевидная мышца. Голова ребенка во время массажа обязана быть наклонена в сторону кривошеи. На пораженной мышце можно применять только расслабляющие приемы: нежные поглаживания (от сосцевидного отростка до ключицы), растирание (делается мягко, подушечкой одного пальца), вибрацию (по ходу мышцы).

Спина. Поглаживание, растирание на здоровой стороне. На больной стороне производится поглаживание, вибрация, нежное растяжение по надплечьям и растирание, пощипывание, пунктирование, поколачивание в области лопатки.

Примерный комплекс массажа и гимнастики (возраст ребенка от 2 до 3 месяцев)

Исполнять в течение дня 3-4 раза по 5-10 мин.

1. И. п. — лежа на спине. Общее поглаживание рук и ног. Массаж груди. Поглаживающий и вибрационный массаж мышц шеи со стороны кривошеи, Массаж мышц щек на здоровой стороне: поглаживание, растирание, разминание., Кор-

ригирующие гимнастические упражнения в поворотах через больной и здоровый бок. Поглаживающий массаж грудино-ключично-сосцевидной мышцы с обеих сторон. Выкладывание на живот.

2. И. п. — лежа на животе. Общий поглаживающий массаж спины. Рефлекторное ползание. Поглаживающий массаж спины и шеи. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.

3. И. п. — лежа на спине. Поглаживающий массаж живота. Повторить приемы специального массажа шеи. Поглаживающий массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

4. В заключение комплекса проводится поглаживающий массаж рук и ног.

v

ПУПОЧНАЯ ГРЫЖА

Пупочная грыжа — это следствие недостатка передней брюшной стенки, вызванного слабостью пупочного кольца. По статистике пупочная грыжа часто встречается у детей грудного возраста, неподражаемо недоношенных. Она может возникнуть в результате сильного кашля, запоров, продолжительного плача. Такие заболевания, как рахит, гипотрофия, снижающие тонус мышц, также творят благосклонные условия для образования пупочной грыжи. Внешне пупочная грыжа проявляется округлым или округлым выпячиванием в области пупочного кольца, которое легко вправляется в брюшную полость. Часто наряду с грыжей наблюдается расхождение прямых мышц живота из-за слабости мышц передней брюшной стенки.

В последующем, при правильном развитии ребенка, нормализации деятельности кишечника, достаточной двигательной активности, может наступить самоизлечение пупочной грыжи. Тем не менее, чрезвычайно полезно исполнять специальные упражнения , способствующие укреплению мышц передней брюшной стенки, и делать тонизирующий массаж живота.

Методика проведения массажа и лекарственной гимнастики

С первых дней жизни следует выкладывать ребенка на живот на несколько минут перед каждым питанием. В этом положении он поднимает голову, активно двигает руками и ногами, напрягает мышцы спины и живота.

Врачебный массаж можно начинать с 2-3 недель жизни после заживления пупочной ранки. Проводить его следует в сочетании с общим массажем. Все упражнения лекарственной гимнастики обязаны выполняться только после вправления грыжи и закрепления ее повязкой (лейкопластырем). Если вправить грыжу не удается, то во время процедуры одной рукой ее необходимо утопить, прижав пальцами, а иной рукой исполнять массажные движения.

Приемы массажа при пупочной грыже: круговое поглаживание живота по часовой стрелке; встречное поглаживание; поглаживание косых мышц; растирание

живота (делается с месячного возраста); пощипывание вокруг пупка. Все приемы массажа, направленные на повышение тонуса мышц брюшной стенки, обязаны чередоваться с успокаивающим круговым поглаживанием. Для детей в возрасте 4-5 месяцев рекомендуются “парение” на спине; присаживание с поддержкой за выпрямленные и отведенные в стороны руки; присаживание с поддержкой за согнутые руки; самостоятельные повороты со спины на живот. Детям поветше рекомендуются присаживание с поддержкой за кольца, за одну руку, без поддержки; напряженное выгибание позвоночника; поднимание выпрямленных ног; наклоны и выпрямление туловища; упражнение “возьми игрушку со стула”.

По рекомендации доктора можно проводить точечный массаж: подушечками выпрямленных пальцев живо и порывисто теснить на точки вокруг пупка, что вызывает напряжение мышц и вправление грыжи.

Примерный комплекс целебного массажа и гимнастики при пупочной грыже для детей в возрасте до 4 месяцев

Вначале следует произвести рефлекторное удержание тела ребенка (горизонтально) в положении лежа на боку. Выполняться упражнение обязано по несколько секунд на правом и левом боку поочередно.

Затем нужно повернуть ребенка из полувертикального положения в горизонтальное. Упражнение следует исполнять на коленях взрослого или на столе, предварительно подготовленном к массажу (см. гл. “Гигиенические требования”). При этом отклоняя туловище ребенка назад, нужно следить, чтобы голова малыша не запрокидывалась.

Далее следует выполнить рефлекторное удержание тела ребенка на весу (горизонтально) в положении на спине — “поза пловца”.

Потом осуществить повороты малыша со спины на живот с поддержкою взрослого.

Далее рефлекторное ползание на животе.

В заключение выкладывание на мяч в положении на спине.

ПЛОСКОСТОПИЕ

Деформация стопы, выражающаяся в выпрямлении продольного свода и фиксировании ее в отведенном положении, величается плоскостопием (рис. 305 а, б).

Рисунок 305. Отпечатки стоп: а — стопа здорового человека, б — стопа больного плоскостопием.

Для определения плоскостопия необходимо иметь светлое представление о строении стоны (рис. 306).

Стопа состоит из великого количества костей, которые образуют два свода: переднезадний и боковой. Переднезадний (продольный) свод стопы, стягиваемый сухожилиями и мышцами, приподнимающими внутреннюю сторону стопы, исполняет предпочтительно “рессорную” функцию, убавляя сотрясение тела во время передвижения и придает походке уверенность и мягкость. Боковой свод (на рисун ке он заштрихован) поднимается вверх и внутрь. Он исполняет предпочтительно опорную функцию, что в сочетании с функцией переднезаднего свода обусловливает полноценность работы всей стопы.

Рисунок 306.

Стопа удерживается в определенном положении благодаря мышцам, расположенным на тыльной и подошвенной поверхности, и вязкам. Мышцы тыла стопы веско слабее, чем мышцы подошвы, которые принимают участие в удержании сводов стопы и в веской ступени обеспечивают ее рессорные свойства. Нормальная вышина свода стопы поддерживается как активно, так и пассивно. Кости и вязки оказывают противодействие движению того или иного сустава стопы за пределы возможной амплитуды и тем самым являются пассивной силой, поддерживающей физиологическое положение стопы. Основная роль в сохранении положения стопы и ее функции принадлежит мышцам. Сокращаясь и удлиняясь, они изменяют форму стопы.

У ребенка стопа более краткая и широкая, чем у взрослого, сужена в пяточной области, пальцы расходятся по радиусу. У детей до 3 лет стопа плоская, свод ее опущен, поэтому при ходьбе ребенок живо утомляется. При нормальном развитии со временем стопа приобретает правильную форму. Но иногда в результате ослабления мышц, вызванном параличом, парезом, травмами, перенесенными тяжелыми заболеваниями, или веского увеличения нагрузки на мышцы и вязки нижних конечностей дуги стоп уплощаются. У здорового человека при нагрузке на стопу внутренняя дуга слегка распрямляется, но с прекращением давления кривизна ее живо прибывает в норму. При плоскостопии же первоначальная кривизна внутренней дуги полностью не восстанавливается.

Неподражаемо часто плоскостопие встречается у детей, в результате чего резко понижается опорная
функция ног и нарушается положение таза и по звоночника. Это, в свою очередь, водит к недостаткам выправки, может вызвать деформацию позвоночника и ослабить деятельность всего опорно-двигательного аппарата.

Плоскостопие может быть врожденным или приобретенным. Признаками врожденного плоскостопия являются плоская подошва, несколько повернутая кнаружи стопа. Такой ребенок ошибочно стоит, а при ходьбе живо устает.

Плоскостопие может быть:

— паралитическое, развивающееся в результате паралича или пареза мышц голени, стопы (ребяческий церебральный паралич, полиомиелит и др.);

— травматическое как последствие травмы костей или мышц стопы;

— статическое, наблюдающееся при ожирении, слабости мышц нижних конечностей, нарушении кровоснабжения нижних конечностей вследствие малокровия или иных причин, ношении широкой или, наоборот, тесной обуви, хронических заболеваниях, ослабляющих организм, частой головной боли (отсюда прыткая утомляемость и ухудшение успеваемости в школе).

Проявляется плоскостопие по-различному: одни его даже не примечают, иные жалуются на боль в стопе, голени, голеностопных, коленных суставах. Но не всегда сильная боль подходит тяжелой форме заболевания.

Физическая культура и спорт в сочетании с воздействием природных факторов (солнца, воздуха, воды) являются простыми, доступными и надежными средствами профилактики и лечения плоскостопия. Кроме того, великое значение придается обуви: при неименьи заболевания она всегда обязана подходить размеру стопы, а при его наличии иметь супинатор — стельку специальной формы.

В профилактических целях можно научить ребенка различным забавам с элементами коррекции, которые в занимательной форме позволят закрепить у ребенка навык правильной выправки. Предлагаем два варианта таких игр:

Пятнашки с висом. Дети разбегаются. Водящий бежит за ними, старясь запятнать кого-нибудь. Пятнать нельзя того, кто присядет на носках, выпрямит спину, согнет руки в локтях, сожмет пальцы, вытянув указательные пальцы кверху.

Пятнашки с потягиванием. Дети разбегаются. “Спастись” от водящего можно, став на носки и подняв руки вверх. Тот, кого запятнают, становится водящим.

ВРОЖДЕННАЯ КОСОЛАПОСТЬ

Врожденная косолапость — это контрактура суставов стопы, в результате которой нарушается взаимоотношение костей, происходят грубые изменения в мышцах. Главными признаками косолапости считаются супинация стопы — поворот подошвы кнутри с подниманием внутреннего края стопы и опусканием внешнего, приведение стопы в переднем отделе, подошвенное ее сгибание, веское ограничение подвижности в голеностопном суставе. Косолапость чаще всего посещает двухсторонней. По статистике этот дефект чаще всего наблюдается у мальчиков.

Когда ребенок начинает ходить, опираясь на испорченную стопу, деформация ее усиливается, нарушается форма и функция всей ноги. От этого ухудшаются

выправка и походка. Только в раннем возрасте, когда мышцы и вязки ребенка податливы и эластичны, наиболее высока вероятность приведения стопы в правильное положение. С этой целью применяется целый комплекс мероприятий, который включает в себя помимо ортопедического лечения массаж и врачебную гимнастику.

Методика проведения массажа и лекарственной гимнастики при врожденной косолапости

1. Специальный массаж и коррегирующие упражнения обязаны выполняться на фоне общеукрепляющего массажа и гимнастики, подходящих возрасту и развитию ребенка. Например, для расслабления внутренней и задней групп мышц голени, в которых отмечается повышенный тонус, нужно применять поглаживание, потряхивание мышц, растяжение с вибрацией. А для укрепления растянутых и ослабленных передней и внешней групп мышц голени следует использовать более энергичные приемы: растирание, разминание, поколачивание.

2. Все упражнения обязаны проводиться в сочетании с массажем, выполняться без нажима так, чтобы ребенок не ощущал боли. Хороший эффект дает проведение специальных лекарственных упражнений после тепловых процедур.

3. В комплекс массажа и гимнастики обязаны входить следующие приемы:

— вращательные движения стопы кнаружи (вдоль продольной оси), которые следует проводить очень осмотрительно, постепенно опуская внутренний и поднимая внешний край стопы;

— для устранения приведения переднего отдела стопы следует одной рукой зафиксировать стопу ребенка в области голеностопного сустава, а иной рукой мягко произвести выпрямляющие движения, постепенно отводя передний отдел стопы кнаружи;

— для растяжения пяточного сухожилия и устранения подошвенного сгибания стопы, малыша следует положить на живот, согнуть его ножку в коленном суставе, одной рукой удерживая голень, ладонью иной мягко надавить на стопу ребенка, сгибая ее в тыльную сторону. Из и. п. — лежа на спине: одной рукой прижать голень ребенка к поверхности тела, фиксируя ее в области лодыжек, иной пленить стопу таким образом, чтобы ладонь упиралась в подошву, и осмотрительно сгибать стопу в тыльную сторону с одновременным давлением на ее внешний край (эффективно сочетание сгибания стопы с одновременным точечным массажем в ее те перехода тыла стопы в голень).

ВРОЖДЕННЫЙ ВЫВИХ БЕДРА, ДИСПЛАЗИЯ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА

Главной признак врожденного вывиха бедра (дисплазии тазобедренного сустава) — это ограничение пассивного отведения бедер. Наличие заболевания у ребенка проверяется следующим образом:

1. Пассивное отведение в стороны тазобедренных суставов. Следует положить малыша на спину, согнуть его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко развести бедра в стороны. Если сустав поражен, отведение ограничено со стороны пораженного сустава. Можно определить ограничение движения и в положении ребенка на животе при сгибании ног, как при ползании.

2. Оценка симметричности подъягодичных складок и складок на бедрах. Нужно положить малыша на живот, выпрямить ему ножки и внимательно осмотреть симметричность складок: асимметрия складок на бедрах и ягодицах — частый признак поражения тазобедренного сустава.

При происхождении сомнений о наличии заболевания нужно безотлагательно обратиться к ортопеду.

Лечение положением. Врач-ортопед прикладывает шину, а родители, в свою очередь, обязаны требовательно исполнять его рекомендации. Если в применении шин нет необходимости, то следует использовать широкое пеленание, которое выполняется следующим образом: две пеленки нужно сложить несколько раз и проложить их между ножек ребенка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и отведенных в стороны на 60-80 градусов. В этом положении ноги ребенка нужно зафиксировать третьей пеленкой или штанишками.

Носить малыша на руках следует, поддерживая его одной рукой за спину, иной — под ягодицы. При этом ребенок обязан своими широко расставленными ножками как бы обнимать туловище взрослого. Не стоит носить ребенка “верхом” на боку у взрослого, так как в таком положении туловище ребенка располагается асимметрично).

Врачебный массаж и гимнастика. При врожденном вывихе бедра и тазобедренной дисплазии сустава массаж делается только с разрешения доктора-ортопеда. Неподражаемо это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения , как рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание”, приседание. При лечении ребенка с использованием ортопедических шин массаж и упражнения следует проводить в объеме, дозволяемом укладкой.

Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, можно сделать точечный массаж с одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко надавить в области тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

Полезны упражнения в теплой воде: поддерживая малыша под грудь и живот, следует подводить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. Во время купания вероятны также рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание” (в воде осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше). При плавании ребенка на животе можно проводить усиливающий массаж ягодичных мышц, воздействуя на точки, расположенные посередине подъягодичных складок.

Примерный комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

Приемы лекарственной гимнастики и массаж ног необходимо повторять при каждом пеленании по 10-15 раз.

1. И. п. — лежа на спине. Следует произвести общий поглаживающий массаж рук, ног, живота.

2. И. п. — лежа на животе. Нужно произвести выкладывание ребенка на живот с разведенными ногами и провести массаж задне-внешних поверхностей ног: поглаживание, растирание, затем поочередное отведение согнутых ног малыша в стороны (как при ползании) с фиксированием таза.

Далее обязано следовать поглаживание спины и поясничной области. Массировать поясничную область (поглаживание и растирание), ягодицы (поглаживание, растирание, стимулирующие приемы —пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание) и задне-на-ружной поверхности ног. Потом обязано следовать отведение согнутых ног в стороны (как при ползании). И наконец, — “парение”.

3. И. п. — лежа на спине. Следует произвести массаж передне-внешней поверхности ног: поглаживание, растирание в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедра, —сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бедер. При этом всегда нужно помнить, что, разводя бедра, не следует дозволять резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребенка на процедуру.

Далее обязано следовать вращение бедра вовнутрь: одной рукой следует зафиксировать тазобедренный сустав, а ладонью иной руки мягко обхватить колено ребенка и, слегка тесня на него, постепенно произвести вращение бедра по его оси вовнутрь (этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину). Потом массаж стоп: растирание, разминание.

Затем следует произвести рефлекторные упражнения для стоп. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине с использованием мяча, при этом опора для стоп создается рукой или мячом. Процедура кончается массажем грудной клетки.

ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СЕРДИТОЙ СИСТЕМЫ

Нарушения функций центральной сердитой системы — самая распространенная патология раннего ребяческого возраста. Чтобы своевременно обнаружить отклонения в развитии психических и двигательных навыков ребенка, нужно непрерывно внимательно наблюдать за ним.

3-4 месяца. Полностью раздетого малыша положить на живот. Здоровый ма
лыш способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачи
вать ее в стороны. При этом он обязан опираться на предплечья, вынесенные
вперед. Грудь слегка приподнята над поверхностью стола. Живот и таз плотно
прижаты к столу. Бедра слегка разведены, голени приподняты. Туловище — пря
мое. Затем нужно выпрямить ноги ребенка и свести их, после этого проверить,
симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Также в этом возрасте ребе
нок обязан свободно поворачивать голову в обе стороны. Сгибание коленного суста
ва обязано происходить легко без отрыва таза от поверхности стола. Если положе
ние туловища и головы асимметрично, нужно безотлагательно обратиться к педиатру
или невропатологу.

6—7 месяцев. Здоровый ребенок лежа на животе опирается на вытянутые руки, кисть превосходно раскрыта. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот и таз прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени легко поднимаются. Голова свободно поворачивается во все стороны. Визуально позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лежа на спине, он играет со своими руками и ногами, при этом движения его целенаправленные и согласованные. Малыш пытается самостоятельно поворачиваться со спины на живот.

9-10 месяцев. Малыш начинает ползать на четвереньках вперед и назад, может переносить свой вес с рук на ноги, самостоятельно садиться. Когда он сидит, спина обязана быть прямая. Ребенок пытается стоять, держась за опору, и переступать ногами. Нужно следить за тем, чтобы в положении стоя его стопы располагались параллельно друг другу и всей поверхностью подошвы соприкасались с поверхностью опоры.

Главным этапом в развитии сердитой системы являются первые 2-3 года жизни ребенка. В это время наиболее интенсивно формируются двигательные навыки, основы психической деятельности. У большинства детей с заболеваниями центральной или периферической сердитой системы нарушаются функции движения и трофика тканей. Массаж сердит периферические рецепторы, оказывая через них воздействие на центральную сердитую систему. Поэтому массаж и гимнастика как фактор раздражения крайне необходимы при лечении заболеваний такого рода. Гимнастику и массаж применяют в сочетании с ортопедическими мероприятиями, физиотерапевтическими процедурами, медикаментозной терапией.

Методика проведения массажа и гимнастики

Рисунок 307.

При выборе упражнений нужно учитывать возраст и возможности ребенка.

Укрепление мышц тела. Используются все приемы классического массажа в сочетании с точечным (стимулирующий метод).

Начинается массаж с выкладывания на живот. Затем обязаны следовать повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника.

Далее — поза “пловца”, рефлекторное ползание, разгибание спины во время “плавания” на животе (рис. 307).

Затем “полет” на животе (рис. 308).

Далее нужно произвести выкладывание на мяч в положении на животе с опорой стопами (рис. 309).

Рисунок 308.

Потом — поднимание свешенных со стола ног с применением стимулирующих приемов точечного массажа (рис. 310).

Затем обязаны следовать наклоны из положения стоя и напряженное прогибание позвоночника (рис. 311).

В заключение комплекса — “возьми игрушку” (см. гл. 4 “Гимнастические упражнения и массаж детей от 9 до 12 месяцев, упражнение “Мостик”).

Рисунок 309.

При асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей. На фоне обще-усиливающих, дыхательных упражнений, а также упражнений и приемов массажа, стимулирующих поэтапное (возрастное) развитие психомоторики, эмоциональной сферы, следует применять специальные приемы массажа, лекарственной гимнастики, а также лечение положением.

1. Расслабление сгибателей пораженной стороны: мышц шеи, великий грудной мышцы, трапециевидной, широчайшей мышцы спины, подвздошно-пояеничной, ягодичных, приводящих мышц бедер, икроножной мышцы. Следует применять такие приемы массажа, как поглаживание, легкое растирание, вибрация, валяние, а также точечный массаж (расслабляющий метод).

Рисунок 310.

2. Усиливающий массаж разгибателей мышц спины (классические приемы и точечный массаж — тонизирующий метод), который роводится более интенсивно на здоровой стороне.

3. Специальные упражнения в сочетании с расслабляющими приемами массажа: вибрация пораженных мышц туловища и ноги, а также покачивание таза в разные стороны сопровождается растягиванием мышц. Ребенок при этом лежит на спине ногами к массажисту. В заключение нужно завести согнутую в колене ногу (левую или правую в зависимости от пораженного участка) над иной, выпрямленной, ногой и слегка потянуть, стараясь исправить косое положение таза.

Рисунок 311.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.