ЧТО ТАКОЕ БАНЯ, ИЛИ НЕМНОЖКО ИСТОРИИ
Как свидетельствуют находки археологов, уже в глубокой древности существовали специальные сооружения, которые, без сомнения, можно считать прообразами современных бань. В качестве источника тепла первобытные люди использовали либо горячую воду, либо раскаленные камни. Возможно, открыть полезные свойства горячего пара и воды человеку каменного века помог случай. Оценив должным образом эту находку, он начал широко ее использовать.
Древнегреческий историк Геродот считал, что бани у многих народов возникли практически одновременно. В своем известном твореньи он описал банные обычаи и традиции, существовавшие у различных народов. Одни из них использовали природные водоемы с горячими источниками, иные, например скифы, сооружали шалаши-парильни. Заключительные при этом кидали на раскаленные камни зёрна конопли и получали сухой пар со специфическим ароматом.
Знаменита была баня и древним индейским племенам. Следуя традиции племен майя, ацтеки строили свои “тамескалы” (бани) в форме куполообразных земляных сооружений. Они использовали влажный горячий пар не только для поддержания чистоты тела, но и в качестве лекарственного средства.
Народонаселение Древней Руси пользовалось баней, сооруженной из бревен. Предпочтение отдавалось влажному пару.
В Древней Греции до появления бань существовали целые города-курорты со умышленно оборудованными купальнями, бассейнами с родниками лекарственных вод,
водолечебницами с горячими источниками. У обитателей Греции существовал культ богини чистоты Гигии — именно от ее имени произошло превосходно всем знаменитое слово гигиена, что значит “быть здоровым”.
Банные традиции греков были унаследованы у народов Древнего Востока. В “Истории” Геродота сказано о том, что Александру Македонскому во время его восточных походов пришлись по вкусу существовавшие там банные обычаи.
Уже в V-IV вв. до н. э. бани распространились на всей территории Древней Греции. Были открыты не только приватные, но и общественные бани, были изданы законы, обязывающие народонаселение страны регулярно навещать сходственные заведения.
Знаменито, что греческий ученый-медик Гиппократ изучал и высоко оценил воздействие бани на организм человека. Баню он считал эффективным терапевтическим средством.
Необыкновенно великий репутациею пользовалась баня у греческих спортсменов. Не нечаянно греческие бани были связаны с именем Геркулеса, героя древнегреческих мифов.
Римские бани, или термы, отличались не только роскошью и комфортом, они играли великую роль в ежедневной жизни римлян. В термах обитатели Римской империи не только мылись, поправляли свое здоровье, но и занимались спортом, торговлей, обговаривали общественные вопросы, писали и читали стихи. Бани служили местом проведения театральных представлений, званых обедов, художественных выставок и т. п.
Каждый новый император, прибывавший к власти, считал своим длинном построить новую общественную баню. К тому же это был один из способов завоевания репутации среди народонаселенья.
Знатные и богатые обитатели Рима имели и свои собственные бани, которые они навещали два раза в день.
С распадом Римской империи (V в. н. э.) и с началом эпохи религиозного аскетизма популярность бани резко упала. Баню стали считать одним из проявлений язычества, а ее посещение —нарушением порядочных канонов сообщества.
Крестовые походы, знакомство обитателей Западной Европы с культурой Востока возродили популярность бани среди европейцев, но, к раскаянию, учение о благотворном воздействии бани на организм человека было забыто.
На Руси баня занимала главное место в жизни людей. Из летописи монаха Киево-Печорской лавры Нестора явствует, что в X в. в великих городах Руси, таких как Киев и Новгород, существовало великое количество бань.
Записки арабского странника ибн Даста, относящиеся все к тому же X в., свидетельствуют о пристрастии русских к парной бане с обязательным купанием в снегу или в проруби. С великим почтением и неподдельным интересом описывается русская баня и в записках иных странников, например Адама Олеария. Все они отмечали, что баня удовлетворяла не только потребности русского человека в чистоте, но и была своего рода удовольствием, искусством, панацеей от всех недугов.
Репутациею баня пользовалась не только в среде простолюдинов, но и королей. Знатных иностранных гостей непременно приглашали попариться в бане. Любое пиршество на Руси непременно сопровождалось походом в баню. Косо, с неодобрением глядели на тех, кто не любил ходить в баню. Известный русский писатель и историк Н. М. Карамзин приводит любопытной факт: “Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: обитатели Москвы заключили из этого, что он не русский”.
В XVIII в. в период царствования короля Алексея Михайловича стали строиться общественные бани. На берегу реки ставился бревенчатый сруб, который внутри разделялся на три доли: раздевальное, мыльное и парное помещение. Как и в деревне, городские бани сначала топились дровами.
Распознавали бани, которые топились по-белому (дым через трубу выходил наружу), и бани, которые топились по-черному (дым шел прямо в парилку).
В степных районах России в качестве парилки использовали обычную печь, лежа в ней на соломе и брызгая на стенки печи квасом, травяным отваром или простой водой. Получавшийся при этом пар оказывал благотворное деянье, поэтому таким способом зачастую парили пожилых и больных людей.
Испанский врач Санчес Антонио Нуньес Рибера, длинное время живший в России, написал во второй половине XVIII в. целый трактат о русской бане, который получил великое распространение не только в России, но и на Западе. В результате во многих странах (Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании, Голландии и т. д.) появились русские бани, пользующиеся великий репутациею до теперешнего дня.
Исторически выделяется несколько видов бань: римская, восточная, русская, финская, японская, ирландская. Современные бани делятся на русскую, турецкую (римскую) и финскую (сауну).