Атма – йога
Знание собственного глубинного "Я" (атма-видья) снизойдет на вас
через атма-йогу. Большие мудрецы придавали особое значение самопреданию Богу
и уверяли в том, что Господь в Своей бесконечной милости спасет вас, поднимет
вас и приведет к Себе. Он явит вам Себя. Это атма-йога.
Атман нельзя познать ни развитием острого интеллекта, способного вертеться
в запутанных доводах и жонглировать логикой, ни обращением к сотням текстов,
ни всякого рода аскезами; вы можете познать его только через самоотдачу. Упанишады
утверждают, что Атман являет себя тому, кого Он сам избирает. Ваша работа
состоит в том, чтобы становиться благородным Его выбора и ждать.
В вас действуют две силы. Одна – это чистое "Я", священный элемент
внутри вас. В этом высшем "Я" присутствуют священные качества, такие,
как чистота, праведность, вселенская любовь, бескорыстие, милосердие и прочие.
Иная сила – это низшее "я", загрязненный ум, в котором вы обретаете
элементы дурных склонностей – вожделения, жадности, гнева, зависти и иных
пороков. Высшее "Я" – ваш друг, наставник и философ, оно управляет
вами с подмогою проникновенного негромкого гласа сознания. Низший ум – это
ваш недруг, он привязывает вас к колесу самсары. С подмогою вашего друга – Высшего
"Я" – вы обязаны победить низшее "я". Уясните эту истину.
Простое подавление дурных склонностей ни к чему не приведет. Вы обязаны вырвать
их корни и отростки, вы обязаны весь свой ум преобразовать в священный.
Вот цель. Непрерывно сосредотачивайтесь на позитивных, священных идеях,
вы обязаны одухотворить свой ум. Ум снова и снова будет устремляться к объектам
чувственного удовольствия, вы же обязаны будете удерживать его и отдавать
снова и снова к лотосным стопам Господа. Снова и снова страшащие неприятели чистого
Источника – вожделение, гнев и жадность – будут поднимать свои головы в вашем
уме, и вам нужно будет раздумывать об их правильной природе, чувствовать, что они
являются вратами к мучениям, несчастьям и рабству, и отклонять их.
Вы обязаны регулярно медитировать. Вы обязаны практиковать отвлечение чувств
от их объектов и сознательно устремлять ум к Богу, присутствующему в сердце.
Когда ум абсолютно устойчив, когда он безотрывно сосредоточен на стопах Господа,
тогда Господь явит Себя вам.
Помните: ваш долг – очищать сердце и делать его благородным для восприятия священного
света. Для этого необходимо великодушное служение. Необходимы повторение и
воспевание имен Господа, изучение священных писаний и практика священных добродетелей.
Затем вам нужно будет долготерпеливо ждать, пока Он не появится вам. Вы обязаны
молиться Ему, как молился Арджука: "О, Господи! Если ты считаешь, что
я могу видеть Твою преславную форму, тогда милосердо открой мне Себя".
Только самопожертвованием можно быстро снискать милость Господа.
Господь дает Свет и рассеивает тьму неведения. Он – Свет света. Только Он
может рассеять тьму невежества, укрывающую свет "Я", блистающий в вашем
сердце. Покуда здравствует ваша особенность, вы не можете осознать Его.
Покуда сохраняется ваше эго, Его свет не появится. Чтобы Он снизошел, вам сначала
необходимо сжечь свое эго. В Гите Господь светло показывает, что, пока человек
не растворил свою личность в Его вселенской природе, Его нельзя осознать.
Вот почему Он утверждает: "Все существа присутствуют во Мне, но Я – не в
них!" В этом большая истина. Вы обязаны глубоко раздумывать над этими словами
Господа. Господь присутствует в вашем сердце, это так, но Он присутствует там как
"Я" всего. Он не ограничен чьим-то сердцем, он не есть "Я"
какого-то одного человека. Он – "Я". Это Он акцентирует снова и
снова. Поэтому пока не уничтожено это "я" и "мое", нельзя
реально познать Его. Вы обязаны устремляться к Его милости. Эта милость осветит
ваше сердце. Тогда он откроет Себя вам.
Как действует тот, кому Господь открыл Себя? Он видит свое "Я" во
всех созданьях, и все существа в своем "Я". Он занимает себя служением
всем, он всегда ориентирован на благоденствие всех. Ему нечего больше достигать.
Он не имеет своей особенности. Он становится правильным прибором в
руках Господа. Воля Господа действует через него. Он не связан своими действиями.
Атма-йога – это самооткровение. Атма-вибхути – это проявления Господа. Эти
проявления Господа есть плоды Его атма-йоги. Вы обязаны читать 10-ую главу
Гиты каждый день и обязаны светло понять ее. Для определения Себя Он выбрал только
наихорошие из вещей. У Него не было медли перечислять все. В конце Он сказал:
"Я – азарт мошенника". Здесь есть намек Господа. Под этим вы обязаны
разуметь, что и добросердечно и зло есть проявления самого Господа. Зло – это лишь
ваш собственный образ идей. Вы обязаны устранить склонность ко злу из своего
ума, и тогда вы повсюду будете видеть только добросердечно. Тогда вы всюду увидите
Господа и только Господа. Тогда вы погрузитесь в любовь Господа. Вы воссияете как большой
освобожденный или стхитапрагъя (абсолютный йог; достигший устойчивости в
знании).