Воспоминание 1. Воспоминание
Что такое воспоминание и чем отличается оно от иных форм памяти? В общем об этом мы уже разговаривали выше. Но сейчас нам нужно детально познакомиться с данным понятием.
Рассмотрим какой-нибудь приватный случай воспоминания: как-то мы ехали на машине за город, и вдруг мимо нас на великой скорости промелькнула иная машина. А через несколько минут мы увидели, что машина упала в обрыв и разбилась. Первое, что в сходственном случае переживается, это — беспристрастная обстановка, сочиняющая содержание воспоминания {объективный индекс). Второй момент содержится в осознании того, что данный факт происходит не сейчас, а произошел в прошлом, в частности — в прошлом году {индекс медли). И третье, на что следует обратить особое внимание, это то, что данная беспристрастная ситуация переживается не только как беспристрастная данность, а как содержание моего тогдашнего восприятия. Воспоминание подразумевает не просто беспристрастные обстоятельства, имевшие место в прошлом, но и наши прошлые переживания, так как в воспоминании подчеркивается не то, что когда-то случилось, а то, очевидцами чего мы оказались, что восприняли. Воспоминание рассказывает не об истории беспристрастной реальности, а быстрее о нашей собственной. А потому в воспоминании центральное место занимает субъект. Я дано нам лишь в воспоминании, и вне воспоминания его переживание оказывается порожним, бессодержательным переживанием (индекс Я). С данной точки зрения воспоминание действительно представляет собой пережитую субъектом историю. Именно поэтому его и именуют исторической памятью.
Воспоминание — специфически человеческое свойство, у животных воспоминаний нет; следовательно, у них нет ни собственной истории, ни переживания Я. Дело в том, что воспоминание подразумевает объективизацию переживания. Субъект не только переживает нечто, но и обращает внимание на сам факт восприятия; факт восприятия для него — беспристрастное явление, беспристрастное же явление отнюдь не уничтожается вместе с субъективным, продолжая существовать, но уже в качестве случившегося акта. Так появляется переживание прошлого, а вместе с ним — переживание собственного Я, обретающее свое содержание в этом прошлом.