УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Умозаключение
Третьей формой понятийного мышления обычно считают заключение. Однако, в сущности, умозаключение — тоже суждение, поскольку и здесь речь идет о подтверждении соотношения между субъектом и предикатом. Различие состоит лишь в том, что в случае обычного суждения мы имеем дело с самой действительностью, получая то или иное суждение маршрутом ее непосредственного изучения. В случае же умозаключения мы основываемся не непосредственно на самой действительности, а на суждениях (так нарекаемых посылках) применительно к разным моментам действительности, выводя наше суждение (так именуемое умозаключение) на этом основании, то есть исходя из уже знаменитых суждений прибываем к новому суждению. Например, достаточно знать, что все люди смертны, чтобы заключить, что человек Сократ тоже смертен. Для уяснения взаимоотношения между Сократом и смертью наблюдение за самим Сократом абсолютно лишне, то есть данное отношение можно обнаружить и без непосредственного наблюдения, если знаменито, что все люди смертны, а Сократ — человек.
В логике давно знаменито о существовании трех видов умозаключения: 1) дедукция, то есть умозаключение о приватном положении (Сократ смертен) на основании общего положения (все люди смертны); 2) индукция — умозаключение общего положения из приватного, обобщение частного случая (например, разные тела расширяются под воздействием тепла; следовательно, тепло расширяет любое тело) и наконец, 3) аналогия — из одного приватного случая выводится суждение о ином, схожем приватном случае (например, на Земле есть атмосфера и здесь живут люди. На Марсе тоже есть атмосфера. Следовательно, там также обязаны жить люди).
Познавательная ценность умозаключения очень велика, поскольку оно дозволяет человеку знать не только то, что он самолично наблюдал и о чем высказывал суждения, но и то, что никогда непосредственно не изучал. Без умозаключения наше знание ограничивалось бы кругом наших непосредственных суждений. Благодаря умозаключению оно выходит далеко за их пределы. Система знаний формируется необыкновенно благодаря умозаключению. Однако не будь сама действительность системой отношений, и умозаключение было бы невозможным.