Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Связь интеллекта и креативности

Связь интеллекта и креативности


Связь интеллекта и креативности

М. Воллах и Н. Коган считают, что перенос Дж. Гилфордом, Е. П. Торрансом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ как и обычные тесты интеллекта (с поправкой на гулы, творимые специфичной экспериментальной процедурой). Эти творцы высказываются против жестких лимитов медли, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, то есть отклоняют такой критерий креативности, как точность. Желанно, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания.

М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько медли, сколько им было необходимо для решения задачи или для формулирования отве та на вопрос. Тестирование проводилось в ходе забавы, при этом соревнование между соучастниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого.

Если соблюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет недалека к нулю, то есть свойство креативности обнаружит свою полную независимость от интеллекта.

В исследованиях, проведенных в лаборатории психологии способностей Института психологии РАН А. Н. Ворониным на взрослых испытуемых (студентах экономического колледжа) получены подобные результаты: фактор интеллекта и фактор креативности являются самостоятельными.

Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, .тестируя интеллект и креативность учащихся 11—12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к наружным условиям и решения жизненных проблем.

Дети, владеющие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки. Они характеризуются внутренней волей и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться малюсенькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя великой интерес ко всему новому и необычному, они владеют великой инициативой, но вместе с тем удачно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, храня собственную независимость суждений и деяний. Как видим, такие дети дают картину поведения, фактически подходящую тому, что в ежедневной жизни принято считать ОДАРЕННОСТЬЮ.

Таблица 4 Собственные необыкновенности школьника с разными уровнями интеллекта и творческих способностей

по М. Воллаху и Н. Когану

 

■.

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности устремляются к школьным успехам, которые обязаны выразиться в форме отличной оценки, то есть в учебе у них доминирует соревновательная мотивация. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей, то есть мотивация избегания доминирует над мотива-

цией достижения- Они избегают риска, не любят высказывать публично свои идеи. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень малюсенько недалёких приятелей. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без наружной адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности. Можно сказать, что эти дети имеют дисциплинированный и исправный, но недостаточно инициативный и открытый когнитивный стиль (недостаточно открытый новому опыту).

Дети, владеющие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, часто попадают в позицию изгоев. Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения на стороне (занятия в кружках, хобби и т. д.), где они в свободной обстановке могут проявить свой творческий потенциал. Они наиболее беспокойны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности- Часто учителя описывают их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой исполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Можно сказать, что высокий инновационный потенциал, инициативный когнитивный стиль здесь вступают в противоречие с низкой дисциплинированностью ума, низким самоконтролем.

Дети с низким уровнем и интеллекта и творческих способностей внешне превосходно адаптируются, держатся в середняках и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.

Практически все творцы отмечают высокий энергетический уровень одаренных детей и малую продолжительность сна. Это явление не стоит путать с гиперактивностью, и повышенной возбудимостью. Одаренные дети обычно почивают немножко и рано отказы-

ваются от дневного сна. Высокий энергетический уровень сопровождается не только повышенной познавательной активностью, но и так нарекаемой ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВОЙ: склонностью ставить перед собой новые трудные задачи, что, по суждению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

У интеллектуально одаренных детей умственное развитие опережает коммуникативное и физическое, которое обычно подходит норме для возраста, желая среди интеллектуалов встречаются и больные, И здоровые дети.

Благодаря умственной инициативе одаренные дети ставят перед собой задачи, которые еще не способны разрешить.

Еще одна необыкновенность интеллектуально одаренных — великой когнитивный ресурс: они могут одновременно следить за несколькими рядами событий (превосходное распределение внимания); как верховодило, у них отличная память; они имеют великой словарный запас, отличаются неуемной страстью к чтению энциклопедий, коллекционированию; любят решать задачи самостоятельно и отклоняют навязанный ответ, причем часто погружаются в задачу так, что не примечают окружающих.

Поскольку дети в возрасте 3—6 лет имеют легковерные убеждения, что их взгляд на мир такой же, как и у всех людей (тогда как на самом деле положение обратное!), одаренным очень трудно общаться со ровесниками: они любят прерывать собеседника, поправлять и осуждать -взрослых и считать себя всегда правыми. Однако они предпочитают общаться со взрослыми, у которых обретают интеллектуальное понимание, а не со ровесниками.

От конфликтов с ровесниками их спасает развитое чувство справедливости и не по-ребячески широкие взоры на жизнь, а также чувство юмора.

Пожалуй, развитое чувство юмора и так именуемый перфекционизм (стремление доводить любое дело до совершенства) являются самыми основными личностными чертами — спутниками ранней интеллектуальной одаренности.

[ Примечание научного редактора. Отдельного комментария заслуживает вопрос о специальных видах одаренности, проявляющейся в отдельных видах деятельности. Когда удается точно определить ту сферу деятельности, в которой ребенок может проявить себя незаурядно высоким уровнем достижений, то в ней ребенок приобретает уже в ребяческом возрасте все социальные черты поведения, присущие одаренным людям. То занятие, которое владеет для него внутренней ценностью и удовлетворяет мотивацию самореализации, временами поглощает его настолько, что он проявляет черты нонконформизма — поведения, неудобного для педагогов и взрослых. В одаренных детях, рано нашедших свое призвание, приходится видеть и признавать личность с высочайшим уровнем самоуважения, который непостижим для многих обтесанных жизнью взрослых. Любые антипедагогические попытки сломать эту нестандартность образа идеи и деяния, подорвать самоуважение только вредят: продуктивность снижается, а невротическая конфликтность обостряется.]

Ключевые термины: способности, функциональные системы, обучаемость, креативность, тестовый интеллект, коэффициент интеллектуальности, генеральный фактор G , специальная способность, умственный темп, факторный анализ, конвергентное и дивергентное мышление, связанный и свободный интеллект, парциальные факторы, инволюция, иерархическое мышление, модели интеллекта, интеллектуальная- инициатива.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.