Связь интеллекта и креативности
М. Воллах и Н. Коган считают, что перенос Дж. Гилфордом, Е. П. Торрансом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ как и обычные тесты интеллекта (с поправкой на гулы, творимые специфичной экспериментальной процедурой). Эти творцы высказываются против жестких лимитов медли, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, то есть отклоняют такой критерий креативности, как точность. Желанно, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания.
М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько медли, сколько им было необходимо для решения задачи или для формулирования отве та на вопрос. Тестирование проводилось в ходе забавы, при этом соревнование между соучастниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого.
Если соблюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет недалека к нулю, то есть свойство креативности обнаружит свою полную независимость от интеллекта.
В исследованиях, проведенных в лаборатории психологии способностей Института психологии РАН А. Н. Ворониным на взрослых испытуемых (студентах экономического колледжа) получены подобные результаты: фактор интеллекта и фактор креативности являются самостоятельными.
Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, .тестируя интеллект и креативность учащихся 11—12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к наружным условиям и решения жизненных проблем.
Дети, владеющие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки. Они характеризуются внутренней волей и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться малюсенькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя великой интерес ко всему новому и необычному, они владеют великой инициативой, но вместе с тем удачно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, храня собственную независимость суждений и деяний. Как видим, такие дети дают картину поведения, фактически подходящую тому, что в ежедневной жизни принято считать ОДАРЕННОСТЬЮ.
Таблица 4 Собственные необыкновенности школьника с разными уровнями интеллекта и творческих способностей
по М. Воллаху и Н. Когану
■.
Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности устремляются к школьным успехам, которые обязаны выразиться в форме отличной оценки, то есть в учебе у них доминирует соревновательная мотивация. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей, то есть мотивация избегания доминирует над мотива-
цией достижения- Они избегают риска, не любят высказывать публично свои идеи. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень малюсенько недалёких приятелей. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без наружной адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности. Можно сказать, что эти дети имеют дисциплинированный и исправный, но недостаточно инициативный и открытый когнитивный стиль (недостаточно открытый новому опыту).
Дети, владеющие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, часто попадают в позицию изгоев. Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения на стороне (занятия в кружках, хобби и т. д.), где они в свободной обстановке могут проявить свой творческий потенциал. Они наиболее беспокойны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности- Часто учителя описывают их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой исполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Можно сказать, что высокий инновационный потенциал, инициативный когнитивный стиль здесь вступают в противоречие с низкой дисциплинированностью ума, низким самоконтролем.
Дети с низким уровнем и интеллекта и творческих способностей внешне превосходно адаптируются, держатся в середняках и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.
Практически все творцы отмечают высокий энергетический уровень одаренных детей и малую продолжительность сна. Это явление не стоит путать с гиперактивностью, и повышенной возбудимостью. Одаренные дети обычно почивают немножко и рано отказы-
ваются от дневного сна. Высокий энергетический уровень сопровождается не только повышенной познавательной активностью, но и так нарекаемой ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВОЙ: склонностью ставить перед собой новые трудные задачи, что, по суждению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.
У интеллектуально одаренных детей умственное развитие опережает коммуникативное и физическое, которое обычно подходит норме для возраста, желая среди интеллектуалов встречаются и больные, И здоровые дети.
Благодаря умственной инициативе одаренные дети ставят перед собой задачи, которые еще не способны разрешить.
Еще одна необыкновенность интеллектуально одаренных — великой когнитивный ресурс: они могут одновременно следить за несколькими рядами событий (превосходное распределение внимания); как верховодило, у них отличная память; они имеют великой словарный запас, отличаются неуемной страстью к чтению энциклопедий, коллекционированию; любят решать задачи самостоятельно и отклоняют навязанный ответ, причем часто погружаются в задачу так, что не примечают окружающих.
Поскольку дети в возрасте 3—6 лет имеют легковерные убеждения, что их взгляд на мир такой же, как и у всех людей (тогда как на самом деле положение обратное!), одаренным очень трудно общаться со ровесниками: они любят прерывать собеседника, поправлять и осуждать -взрослых и считать себя всегда правыми. Однако они предпочитают общаться со взрослыми, у которых обретают интеллектуальное понимание, а не со ровесниками.
От конфликтов с ровесниками их спасает развитое чувство справедливости и не по-ребячески широкие взоры на жизнь, а также чувство юмора.
Пожалуй, развитое чувство юмора и так именуемый перфекционизм (стремление доводить любое дело до совершенства) являются самыми основными личностными чертами — спутниками ранней интеллектуальной одаренности.
[ Примечание научного редактора. Отдельного комментария заслуживает вопрос о специальных видах одаренности, проявляющейся в отдельных видах деятельности. Когда удается точно определить ту сферу деятельности, в которой ребенок может проявить себя незаурядно высоким уровнем достижений, то в ней ребенок приобретает уже в ребяческом возрасте все социальные черты поведения, присущие одаренным людям. То занятие, которое владеет для него внутренней ценностью и удовлетворяет мотивацию самореализации, временами поглощает его настолько, что он проявляет черты нонконформизма — поведения, неудобного для педагогов и взрослых. В одаренных детях, рано нашедших свое призвание, приходится видеть и признавать личность с высочайшим уровнем самоуважения, который непостижим для многих обтесанных жизнью взрослых. Любые антипедагогические попытки сломать эту нестандартность образа идеи и деяния, подорвать самоуважение только вредят: продуктивность снижается, а невротическая конфликтность обостряется.]
Ключевые термины: способности, функциональные системы, обучаемость, креативность, тестовый интеллект, коэффициент интеллектуальности, генеральный фактор G , специальная способность, умственный темп, факторный анализ, конвергентное и дивергентное мышление, связанный и свободный интеллект, парциальные факторы, инволюция, иерархическое мышление, модели интеллекта, интеллектуальная- инициатива.