Навигация > Главная > Репродуктивный аппарат > От игры до педагогики – один шаг

От игры до педагогики – один шаг


От забавы до педагогики – один шаг

ОТ ЗАБАВЫ ДО ПЕДАГОГИКИ – ОДИН ШАГ

ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ

Итальянский ученый, педагог и врач Мария Монтессори (1870-1952) стала первой женщиной-доктором, получившим диплом Римского университета. Она создала систему воспитания и обучения детей, знаменитую нынче повсюду.

Как врач она работала с умственно отсталыми детьми. От мамы такого ребенка вы никогда не услышите: Ах, если бы мой малыш всегда оставался четырехлетним! Какие они великолепные в этом возрасте! С подмогою методики Монтессори мамы детишек с мозговыми травмами дословно вытягивают их из недуга, поправляя оплошности природы. Дети с отклонениями учатся читать, считать, разговаривать, обслуживать себя – то, что их благоприятным ровесникам дается подарком. Изначально коррекционный, метод Монтессори, однако, вскоре заявил о себе как универсальный. Идея, лежащая в основе этого метода, проста донельзя: саморазвитие личности, помещенной в насыщенную культурную среду. Ребенок от двух до трех лет окружен материалами, приборами для познания мира. В ребяческих садах, работающих по системе Монтессори, воспитатель – это помощник, а не наблюдатель. К нему всегда можно обратиться за советом, попросить растолковать непонятное, помочь приклеить, сложить, раскрасить. Сама обстановка побуждает малыша раскрывать свои возможности. Помещение делится на несколько функциональных зон (кухня, мастерская, арт-сектор), и ребенок сам (!) избирает, чем, сколько и как ему заниматься.

По воззренью приверженцев системы Монтессори, взрослые обедняют мир ребенка, лишая его участия в ежедневных делах: уборке, стирке, приготовлении пищи, мытье посуды. Все эти скучные занятия сказочно занимательны, если относиться к ним как подобает. Еще один из принципов педагогики Монтессори – формирование разновозрастных групп. Взаимодействие младших и старших, как считают профессионалы, дает столь необходимый детям социальный опыт. Обучение происходит не только по веками утвержденной вертикали: воспитатель – ребенок, но и по горизонтали: старший ребенок – младший. Превосходства такого подхода явны: младший может спросить у старшего то, что постесняется спросить у взрослого, а старший учится отвечать не только за себя. Родители знают, как трудно прививается чувство ответственности. В ребяческих учреждениях, руководствующихся системой Монтессори, это происходит само собой.

Другой главный принцип – сочетание на занятиях свободы и дисциплины. Здесь никого не принуждают сидеть вытянувшись в струнку. Относиться к детям, как к оловянным солдатикам, – означает дискредитировать само понятие детство. Дисциплина не может быть чем-то навязанным извне, ребенок обязан внутренне согласиться с необходимостью ограничивать себя. Последователи Монтессори учат разуметь, а уже потом покоряться. Дети, ходившие в такой ребяческий сад, не опасаются общения, умеют и любят работать как самостоятельно, так и в группах, оценивают сам процесс познания. Диковинно занимательны методические пособия, разработанные Марией Монтессори, например, пузырьки с пипетками. Окрашенную жидкость надобно набрать из пузырька в пипетку и щепетильно перелить в специальные ячейки, а потом обратно в пузырьки, не расплескав. Емкости с губками используются примерно с той же целью: вода набирается в губку, а затем отжимается из нее в емкость. Таким образом развивается моторика пальцев, кисти. Перемешивая разноцветные жидкости, ребенок познает законы колористики.

Математику малыши изучают, нанизывая бусины. Шершавые буквы из бархатной бумаги, наклеенные на картон, – пособие для обучения письму. Дети осваивают алфавит через тактильные ощущения. Ведь писать можно не только на бумаге, но и пальчиком на песке, на манной крупе. Такие занятия вырабатывают по-истинному превосходный почерк.МЕТОД ГЛЕНА ДОМАНААмериканский педиатр Глен Доман утверждает, что лучшие учителя – это матери. Каким бы ни был уровень развития матери, она может и обязана развивать интеллект своего ребенка, – считает Доман. Его кредо: Образование начинается в шесть лет, а процесс познания – с рождения. Мама обладает иностранным языком – пусть собеседует на нем с малышом, пока тот еще не освоил родного. Доман советует матерям знакомить малышей со всем на свете – ботаникой, географией, историей, извещать им (как бы между прочим, не фиксируя на этом внимания) факты из самых разных областей знания. Задача матери – осознать, что информация из ее уст дойдет до ребенка прытче всякой иной и будет воспринята им лучшим образом. Ходите в магазины, навещайте выставки и музеи, летайте, ездите и ходите пешком вместе с малышом, используя при этом любой повод, чтобы рассказать ему что-нибудь занимательное (но лишь тогда, когда он расположен слушать).

Встретив во время общей прогулки, к образцу, собаку, сообщите ребенку, что существуют различные породы собак (следуют названия пород); что собака по-латыни – канис, а по-английски – dog и т.д. Все – в хорошем темпе, ненавязчиво, ничего не переспрашивая. С детьми поветше можно странствовать во медли и в пространстве, выдумывать смешные задачи, перевоплощаться в героев иных эпох.Важная часть методики Домана – физическое развитие. Младенцев Доман советует как можно раньше обучать гимнастике, ползанию по специальному треку. Великую часть дня крошек надобно держать не в кроватке, а на полу (природно, чистом и теплом). И никаких манежей!

Как утверждает Глен Доман, большинство энциклопедических сведений можно изобразить на картинках и показывать эти картинки малышу начиная с двухлетнего возраста. (Если желайте – даже раньше.) Карточки-картинки обязаны быстро сменять друг друга, так как крошечное существо не может концентрироваться на них длиннее нескольких секунд. Таких картинок нужно запасти побольше. Чайка, песок, море, соль, водоросли, ветка, лес, липа, ягода, кожура – допустим, эти десять понятий вы продемонстрировали на картинках и озвучили гласом в течение минуты. На следующем этапе вы выстроите их в некий ряд, извещая о связях между ними.

Чтобы научить ребенка чтению, разъясняет Доман, надобно нарезать карточки из белого картона и красным фломастером написать на них слова и предложения. Демонстрируя карточки по девять штук за минуту, а затем вынимая из комплекта по одной и сменяя новой, вы будете учить ребенка читать, не давая соскучиться (малыш еще не умеет воспринимать букв, а на кирпичик-слово реагирует автоматическим запоминанием). Не пренебрегайте, что карточку надобно не только показывать, но и звучно читать написанное на ней слово. (Точно так же обучается ребенок счету – рассматривая карточки с точками, означающими цифры.)

Вторым этапом обучения чтению будет составление и издание собственных книг. Родители пишут их крупными буквами (сюжет может быть оригинальный, но подойдет и заимствованный). Основное – чтобы книги были сделаны своими руками и проиллюстрированы семейными фотографиями или рисунками собственного изготовления. Американский педиатр уверяет, что восторг малыша – гарантия того, что очень быстро он сам: прочитает их.

ВАЛЬДОРФСКАЯ СИСТЕМА

C 1989 года в России существуют ребяческие учреждения по образчику того, которое создал почти столетие назад в Германии Рудольф Штейнер. У этого немецкого философа и педагога, родоначальника антропософии (науки о человеческой мудрости), было свое видение детства и, соответственно, свой взгляд на развитие детей.

Штейнер организовал в Штутгарте при сигаретно-табачной фабрике Вальдорф-Астория ребяческий сад, в котором применял свой метод воспитания. По Штейнеру, ребенка следует как можно длиннее (минимум до 7 лет) оставлять в его собственном, образно-сказочном мире. Раннее обучение – недруг образности, воображения. Вальдорфская система делает акцент на творчестве, духовном развитии и воспитании. Если вы отдадите своего ребенка в вальдорфский ребяческий сад, в нем прежде всего будут развивать художественные способности. Антураж такого садика необычен: струганые полы, столы, стулья. Все – из естественных материалов. В том числе и игрушки. Вальдорфцы считают, что мертвые игрушки, – например, из пластмассы – не заряжают жизненными мощами, а отнимают их. Здесь предпочитают кукол, сшитых собственными руками, вязаных гномиков, которых набивают непряденой шерстью – чтобы были теплее. Или игрушки из дерева. Примитивные деревянные лошадки и рукодельные куклы становятся приятелями. Воспитатели вальдорфского ребяческого садика занимаются, на взгляд непосвященного, странными вещами: нанизывают бусинки, шьют и строгают кукол, варят варенье, нарезают плоды и овощи для общего стола.

Дети время от медли кидают своих кукол и принимают участие в интереснейшей забаве – поддержки взрослым. Воспитатели читают детишкам басни, стихи, истории, непременно обращая внимание на ритмическое строение текста, его внутреннюю мелодию. Может быть, даже отбивая такт. Дети с удовольствием повторяют услышанное. По Штейнеру, абстрактное мышление пригодится ребенку лишь после 12 лет, поэтому логические построения в вальдорфских садиках не в почете, чего не скажешь о физическом развитии детей: здесь обращают великое внимание на то, как они дышат, двигаются, беседуют.

ВОСПИТАНИЕ ПО НИКИТИНЫМ

Семье Никитиных принадлежит идея НУВЭРСа – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не додав ребенку до трех лет знаний и умений, родители, по идеи Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать эти знания и в окончательном счете не дают раскрыться личности малюсенького человека.

Сначала на детях, а потом и на внуках Никитины опробовали оригинальный метод развития ребяческих способностей. Их кубики, таблицы, логические задачки пользуются широкой знаменитостью. Благодаря им дети становятся более догадливыми, более внимательными; у них развивается мелкая моторика. С подмогою такого инструментария ребенок учится узнавать время, температуру, ему становятся доступны и более трудные понятия – например, объем. Но воспитание по Никитиным – не только раннее обучение. Есть вещи, без которых любое обучение утрачивает смысл. Для Никитиных это физическая экипировка ребенка.

Дети обязаны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное излишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной едой, оно легко и охотно идет навстречу требованиям умственного порядка. Спорт-снаряды чуть ли не с детства обязаны входит в ребяческую жизнь. В доме Никитиных была целая спортивная комната с перекладинами, шестами стальных труб, лесенкой, «лианами», гимнастическими кольцами, канатом, эспандерами. Семеро детей Никитиных осваивали эти снаряды чуть ли не с пеленок. Kpoме того, они бежали по снегу, обливались холодной водой. Одной из основополагающих идей Никитиных была установка на свободное развитие ребенка. Никаких специальных тренировок зарядок, уроков.

Дети занимаются сколько желают, сочетая спортивные занятия с иными видами деятельности. Но родители всюду вместе с малышами – участвуют в ребяческих забавах, соперничествах, не скупятся на хвалу, не опасаются лишнего крика и возбуждения. Не требуя на универсальности своего метода Никитины самим существованием своей великий детолюбивой семьи призывают родителей к сотворчеству с детьми.

МЕТОДИКА БЕРЕСЛАВСКОГО

Москвич Леонид Яковлевич Береславский, в прошлом физик и изобретатель, создал свою методику на основе долголетних наблюдений над детьми. Дети тренируют память и речь, решают задачки на логическое мышление по книге-тетрадке Логика для малышей, живописуют, раскрашивают, занимаются на электронном тренажере.

Тренажер Береславского – занимательнейшая вещь. Это устройство размером с книгу, с информационной панелью и пультом управления. Малыш давит на кнопки, и на панели зажигаются лампочки – разве это не увлекательно? Тренажер начинен обильем разнородных тестов и игр на развитие памяти и логического мышления. К образцу: проложить дорожку от домика зайчика к домику белочки, помочь слоненку найти выход из лабиринта, удалить излишний предмет из ряда сходственных.

Те, кто принял методику Береславского, учат ребятишек основным образом не наукам (нет, например, обучения буквам, счету), а умению принимать нестандартные решения, умению избирать из нескольких вариантов наихороший, что требует терпения и внимания. Лишне раздражительные малыши постепенно учатся обращать свою агрессию в мирное русло, сосуществовать с иными. Неусидчивые привыкают подолгу заниматься тем, что доставляет им радость и удовольствие.

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Способов обучения чтению и счету сейчас предостаточно. Один из самых оригинальных – кубики питерского педагога Николая Зайцева. По ним учат читать даже двух-трехлеток. Кубики Зайцева необычны: они содержат не буквы, а единицы письма и чтения – склады. А еще они беседуют: мелодичный звон такого кубика указывает на звонкие согласные, тихие постукивания – на глухие. Ребята учатся читать и писать сразу по складам. Склады поются – так их легче запомнить. Кроме того, к кубикам прилагаются великие таблицы с вариантами сочетаний букв, которые вешают на стену, чтобы они были на виду.

НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ!

Не дивно, что родители – те, кого острее всех дотрагиваются вопросы воспитания и образования детей, – становятся почти профессиональными учителями. В некоторых семьях увлекаются одной методикой, в иных – скрещивают воспитание по Никитиным с воспитанием по Монтессори. Так и обязано быть – схемы, самые талантливые и разумные, остаются схемами, а живое дело воспитания никогда не укладывается в шаблоны.Надобно сказать, что кубики продаются несклеенными. Можно поискать в продаже комплект с наполнителями – звенящими крышечками, пробками и прочими материалами (правда, он обойдется дороже). Заполнять и склеивать такие кубики предстоит родителям или воспитателям вместе с детьми. Это занятие, по воззренью тех, кто испробовал его, интереснее любой забавы.Но все превосходно в меру. Узнавание нового всегда привлекает детей, приближающихся к возрасту почемучки. Но если глазки малыша потухли, кидайте все развивающие занятия и без раскаяния переключайтесь на баюканье любимого медвежонка. Иначе случится так, как с одной мамой, добросовестно исполнявшей программу-максимум Глена Домана. В результате девочка к трем годам знала два иностранных языка и складывала в уме трехзначные цифры, но никогда не усмехалась. Не было основного в общем творчестве матери и ребенка – радости узнавать. Окончательно, не Доман виноват в этом. Если внимательно читать его книгу, непременно остановишься на словах: Чудо в самом ребенке, а не в методике.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.