Навигация > Главная > Объективная психология > О развитии внешних впечатлений

О развитии внешних впечатлений


О развитии наружных впечатлений

К вопросу о развитии впечатлений относится несколько экспериментальных исследований, о которых необходимо здесь упомянуть. Мы укажем на работы В. Erdmann ‘ a и R . Dodge , I . Finzi , Zeitler ‘ a , Messmer ‘ a , H . Ланге и М. Никитина .

Но обобщающие выводы даются основным образом двумя заключительными исследованиями. Из этих исследований выясняется, что впечатление происходит не вдруг, а маршрутом последовательного перехода от более общего и недифференцированного к более детальному и дифференцированному (Н. Ланге). Дело в том, что, если мы ограничим время впечатления и, начав с того момента, когда получится первоначальный след, будем постепенно увеличивать промежуток медли, в течение которого может происходить впечатление, то убедимся, что вначале образуется лишь общий и мрачный след, которого нельзя дифференцировать от иных следов иной формы, затем начинает появляться след с общими очертаниями и некоторыми частностями, дающими намек на определенную фигуру, и, наконец, вырисовываются уже и те очертания, которые являются отличительными для данного объекта, давая возможность дифференцировать его от всех остальных.

Далее, при исследовании в нашей лаборатории впечатлений от простейших зрительных объектов — черных точек, оказалось, что первоначально запечатлевается общее расположение объектов, а затем выделяются уже отдельные группы. Иначе разговаривая, и здесь впечатление идет от общего и менее дифференцированного к приватному и более дифференцированному. Из отдельных же групп выделялись в большинстве случаев верхние, затем нижние и боковые. В более редких случаях воспринимались ранее нижние объекты, нежели верхние .

Но в отношении хода и развития процесса впечатления имеют значение некоторые главные необыкновенности, которые выяснились при последующих исследованиях в нашей лаборатории (д-р Никитин и женщина врач Громыко).

При исследованиях Никитина были избраны изображения разных предметов. Для опытов служил Wundt ‘ oBCKHU тахистоскоп , в щель которого вставлялся подклеенный на картоне рисунок. Время, на которое раскрывается перед испытуемым в этом приборе изображение, может варьировать по желанию экспериментатора при изменении ширины щели, при изменении высот падения рисунка и при изменении веса гирь, уравновешивающих пластинку. При опытах испытуемый вмещался в темную комнату с отверстием в стене, через которое он фиксировал щит тахистоско-па, накрывавший рисунок и отстоявший от него на расстоянии 15 см. Щит и, следовательно, раскрывающийся при падении рисунок освещался электрической лампочкой. Рисунки были сделаны тушью на белом картоне, площади их были примерно одинаковы, их черные очертания представляли повсюду одинаковую толщину. Число всех рисунков равнялось 72. В каждом сеансе испытуемому показывалось всего 12 рисунков. Продолжительность сеанса продолжалась от 40 мин до 1 ч. С целью выяснения характера и полноты следов пользовались тремя методами.

1)    Испытуемый тотчас же зарисовывал то, что он видел на листе бумаги.

2)    Он досконально обрисовывал испытанное впечатление.

3)    Испытуемому после того, как он зарисовал и описал свое впечатление, представлялось сравнить видимое с действительным рисунком и указать, в чем было сходство и в чем состояло различие виденного и показанного.

Время экспозиции определялось в приборе тем, что к падающей пластинке прибора была приклеена закопченная бумажка, на которой во время ее падения перо от камертона в 250 колебаний в 1 с. чертило кривую.

При этих исследованиях выяснилось, что первой стадией впечатления можно считать тот момент, когда испытуемый зарегистрировал лишь общий фон рисунка. В случаях, когда рисунок представляет маленькое число линий, фон этот бы абсолютно белым. Но, чем большее число линий было в рисунке, тем фон определялся все темнее и темнее.

Второй ступенью впечатления является та, в которой испытуемый отмечает черные линии рисунка, но формы их и направления не могут быть определены.

В последующей ступени уже отмечается форма отдельных линий, например прямые или кривые, но расположение их — вертикальное, горизонтальное или косое — еще не определяется с точностью.

Затем отмечается уже и форма, и направление линий, но крайне мрачно, так что не создается правильного следа от того предмета, которому принадлежат эти линии.

Затем впечатление отдельных линий становится более точным, но лишь в отдельных долях предмета, вследствие чего заключительный еще не улавливается.

С происхождением общего следа от предмета детали его как бы улетучиваются, вследствие чего этот след в начале имеет веско менее определенный характер, нежели ранее обозначившиеся детали.

В последующем детали рисунка выступали все точнее и точнее до тех пор, пока след от наружного объекта не достигал подходящей полноты и точности.

Таким образом, формула, первоначально указанная Н. Ланге, подтверждается лишь в общем, но вместе с тем обнаруживается и ее неточность, так как из произведенных у нас опытов выяснилась необыкновенность, не имевшаяся в виду в формуле Ланге, а именно, что существует особый, как бы поворотный пункт в развитии впечатления, наступающий с момента появления общего следа рисунка, когда отчетливые следы от деталей рисунка заменяются более общим, но менее дифференцированным следом. Одинаковым образом и вышеупомянутые искажения представляют не несущественное отступление от формулы Н. Ланге.

Вышеприведенные данные не оставляют сомнения в том, что впечатле-

ние является далеко не простым актом, а состоит из ряда последовательно наслаивающихся друг на друга йпечатлений, обусловленных введением в деянье разных мышечных приборов воспринимающего органа. Первое впечатление в виде мрачного фона зависит, явно, от направления взгляда на рисунок, еще до введения в деянье аккомодации; во втором периоде с введением в деянье аккомодации рисунок обозначается уже светлее с частностями в виде имеющихся в нем линий, но без определения их формы и направления. Это определение достигается лишь с введением в деянье наружного мышечного аппарата глаз. Затем благодаря направлению глаза на отдельные доли рисунка заключительные выделяются с большею ясностью, но общий предмет еще не выясняется. Лишь с перенесением взгляда на иные доли рисунок распознается благодаря процессу воссозданья, но зато общая его ясность при этом уступает ясности отдельных деталей. Лишь после осмотра разных долей рисунка, состоящего в перемещении взгляда на разные его отделы, вырисовывается впечатление в конечном виде.

Очевидно, таким образом, что полное впечатление является резуль татом сочетания наружного воздействия на воспринимающий орган с воздей ствием от вызываемых в его мышечном аппарате рефлекторных движений .

Заслуживает внимания, что в каждой стадии впечатления обнаруживались необыкновенные искажения. Эти заключительные зависели от впечатления некоторых долей рисунка, которое дополнялось маршрутом оживления следов из прошлого опыта.

Когда возникает уже общий след рисунка, то искажения вероятны под воздействием оживления следов от иных сходственных же изображений; в иных же случаях оно происходит под воздействием предварительно показанных рисунков, следовательно, вновь-таки под воздействием оживления былых следов.

Исследования, произведенные в нашей лаборатории по тому же методу г-жой Громыко* с разнородными геометрическими рисунками, выяснили еще некоторые занимательные частности в отношении Происхождения при вышеуказанном процессе искажений. В числе этих частностей заслуживает внимания, между прочим, тот факт, что в знаменитом периоде развития впечатления происходит как бы разложение трудных фигур на отдельные доли, причем каждая часть регистрируется обособленными в топографическом отношении долями рисунка, несмотря на то что в предъявленном рисунке доли входили в состав одного общего рисунка.

Специальные опыты показывают, что скорость впечатления в зависимости от сложности наружного воздействия представляется неодинаковой. Более трудное по характеру раздражение требует для образования полного следа много больше медли, нежели наружное раздражение более простого характера.

При исследованиях со стахистоскопом в нашей лаборатории (Кулинар-нин) уже при экспозиции в 4,0 с испытуемый мог запечатлеть не только трудный рисунок из многих точек, но и некоторые его детали, что, по-видимому, объясняется последствиями раздражения.

Из вышеприведенных опытов Никитина выяснилось, что минимальное время, в течение которого вероятно образование следа от рисунка, после знаменитого навыка равнялось 0,0008 с, т. е. 0,8 с, первые же опыты давали скорость впечатления в 2 1/2—3 и даже в 4 раза великую против указанной цифры.

Из всего вышеизложенного явно, что процесс впечатления под воздействием наружных воздействий в каждом из воспринимающих органов развивается не сразу до полной ступени, а лишь постепенно, достигая

своего maximuma через определенный период после начала раздражения. Одинаковым образом и слабнет впечатление лишь постепенно, малюсенько-помалу. Это обусловливает так именуемое последствие раздражения, за которым может последовать еще отрицательное последствие, как это мы имеем при резких и продолжительных (1/4 — 1/2 мин) световых раздражениях.

Для беспристрастной психологии имеет знаменитое значение вопрос о широте впечатления или вопрос о том, сколько простейших наружных раздражений может быть запечатлено одновременно . С указанной целью делались исследования ранее всего Hamilton ‘ oM над зрительными раздражениями. Wundt , правда, спорит значение его опытов, но по чисто субъективным основаниям.

Затем мы можем указать на исследования СаНеГя, Поварнина (из нашей лаборатории) и др.

Общий результат всех этих исследований тот, что вероятное число одновременных впечатлений оказывается неодинаковым в зависимости от воспринимающего органа.

В нашей лаборатории (Поварнин) опыты были поставлены более точно с wundt ‘ oBCKHM тахистоскопом, причем время экспозиции достигало всего 4,0 с; испытуемый же обязан был тотчас же зарисовывать пробежавшие перед ним точки. И этот метод в общем дал примерно те же цифры, что и метод с валом, которым пользовался Gattel .

Все эти опыты показывают, что число одновременно запечатленных объектов представляется требовательно ограниченным. Исследования, которые в этом отношении делались по отношению к зрительным объектам, показывают, что если речь идет об элементарных зрительных объектах в виде, например, простых точек, то одновременно может быть запечатлено в общем от 3—4 до 6 точек в зависимости от особенности.

Уже выше было упомянуто, что для разных воспринимающих органов широта впечатления представляется неодинаковой; одинаковым образом она стоит в обратном соотношении со сложностью объектов. Чем труднее вообще объект наружного воздействия, тем меньше и широта впечатления.

Когда число простейших зрительных объектов (точек) выходит за пределы широты впечатления, то речь, в сущности, идет уже не об одновременном, а о последовательном впечатлении зрительных объектов, объединенных в группы.

К такому заключению приводят исследования, произведенные в заве-дываемой нами лаборатории (Поварнин) , причем при краткой экспозиции зрительных объектов, какая производилась при этих исследованиях (4,0 с), неодновременный процесс впечатления оказывался вероятным благодаря существованию последовательного впечатления.

Только что указанные исследования в нашей лаборатории производились с предъявлением табличек с точками числом от 4 до 15, расположенных разбросанно или в виде правильных фигур. Эти таблички пробегали в wundt ‘ oBCKOM тахистоскопе со скоростью 4,0 с, испытуемый же обязан был их тотчас же зарегистрировать с вероятной точностью карандашом на бумаге. Оказалось, что в зависимости от особенности впечатление происходит вообще достаточно разнородно, причем могут быть выделены собственно три типа:

1) вся совокупность точек данной таблицы запечатлевается как одно

целое, состоящзе из отдельных точек, имеющих определенное расположение, иногда подсказывающее ту или иную знакомую фигуру. В заключительном случае впечатление сопутствуется процессом отождествления.

Этот способ запечатления наблюдается, однако, лишь в том случае, когда число точек не превышает 3—4 и самое большее 5 точек, следовательно, когда число наружных объектов находится в пределах широты впечатления.

В иных случаях точки объединяются испытуемым в группы, как бы схематизируясь в сходные фигуры, например, углы, дуги, и т. п., иначе разговаривая, сливаясь с упрочившимися следами былых ранее зрительных впечатлений, причем сумма точек запечатлевается как целое, состоящее из отдельных групп, что наблюдается при сходстве общего расположения точек с какой-нибудь фигурой или при узком расположении точек.

Наконец, в третьем случае, когда число точек было 10, следовательно, много превышало широту впечатления, все точки запечатлеваются как целое, отдельные же точки при этом запечатлеваются неясно, мрачно, причем самое большее выделяются 2—3 более резкие точки п.

Сам процесс впечатления, как мы видели, может быть простым и трудным, простым он является в том случае, если вызывающее его раздражение само по себе представляется однородным; трудным же оно является тогда, когда возбуждается трудными раздражениями.

Доказать это нетрудно тем, что в первом случае и реакция является простою, тогда как во втором случае реакция является как бы составною в зависимости от воздействия целого ряда одновременно действующих раздражений.

Так, впечатление от белого, красного или синего цвета обязано быть признано простым, так как и ближайшая реакция, им возбуждаемая, является простой, выражаясь знаменитой забавой зрачка, тогда как впечатление от того или иного предмета, разно раскрашенного, представляется трудным, так как вызывает трудную реакцию, состоящую в забаве зрачка, в приспособлении глаза к различным долям предмета, в движениях глаза, направленных к осмотру предмета по ^го поверхности и т. п. По тем же основаниям впечатление от знаменитого тона обязано быть признано простым, а впечатление от целого оркестра — трудным.

Опыт показывает, что реакция на трудные впечатления может быть даже разлагаема на свои составные доли. Так, например, опыты с образованием сочетательных слюноотделительных рефлексов на аккорды у собак показывают, что отдельные доли аккорда или вообще трудного звука, на который воспитан сочетательный рефлекс, при знаменитой силе вызывают также частичные рефлексы, причем, чем отдельный звук, входящий в

состав трудного звукового раздражения, вообще сильнее иных, тем резче и получающийся от него слюноотделительный рефлекс (Зеленый).

В числе моментов, влияющих на силу и точность впечатления, как показывают подходящие опыты, обязано распознавать внутренние условия, как, например, ступень сосредоточения, ступень упражнения, и затем наружные условия, как, например, продолжительность наблюдения, яркость очертания, его окраска, окружающая обстановка и т. п. Но мы не войдем здесь в подробности этих данных .

Нельзя не обратить внимания также на факты, подтверждающие воздействие раздражения одного воспринимающего органа на точность впечатления в ином органе.,

В этом отношении уже давно установлено значение зрительного контроля над кожными раздражениями, что доказывается, между прочим, исследованиями над слепыми, у которых следы кожных раздражений отличаются меньшей точностью, нежели у зрячих. Против того, направление звука ими определялось точнее, нежели зрячими (Крогиус).

Слепые вообще являются личиками слухового типа, что зависит, явно, от великого упражнения органа слуха.

Наоборот, сравнительные исследования глухонемых, слепых и здоровых, производимые К. Шефером и П. Манером в отношении подъема тяжестей (кожно-мышечного раздражения), показали, что величайшее число верных ответов дают глухонемые, затем слепые и затем уже нормальные дети.

Далее нельзя не упомянуть, что впечатления, вызываемые наружными раздражениями, не служат вполне точными руководителями движений.

В этом отношении вероятны знаменитые отступления под воздействием нарушения центростремительных и центробежных проводников сердитой системы; но, кроме того, вероятны нарушения и в самом процессе образования впечатления, приводящие к изменению обычных реакций.

Так, известен целый ряд ложных или иллюзорных впечатлений, о чем речь уже была выше, которые могут привести к несоответствию реакций с действительными раздражениями, если эти реакции не будут соответственным образом поправляемы или удерживаемы под контролем деятельности иных воспринимающих органов.

Упомянутое несоответствие реакций с действительными раздражениями обусловливается в известныых случаях условиями наружной среды (так нарекаемые физические иллюзии), в иных случаях несовершенством строения воспринимающих органов, куда относится, например, целый ряд псевдоскопических явлений и ряд сходственных же явлений со стороны иных воспринимающих органов; в-третьих случаях они объясняются особыми условиями в действительности невропсихики (так нарекаемые психические иллюзии). Наконец, в знаменитом ряде случаев мы встречаемся с патологическими состояниями, приводящими к нарушению процесса впечатления, которые знамениты под названием психопатологических иллюзий и галлюцинации .

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.