ИМИДЖ ПЕДАГОГА


ИМИДЖ ПЕДАГОГА

Понятие image в заключительные годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное представление чего-то ранее видимого …конкретного или абстрактного, сильно напоминающего… в представлении о ином.

Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным модным публикациям иностранных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Священников , Б . Г Ушиков , В.М. Шепель , И.А. Федоров и др.).

Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля Имиджелогия: Секреты собственного обаяния обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия имидж, но и формирование новой области научного исследования — имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой квалификации – имиджмейкер.

Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец… к вещам (мерседес — не просто машина!).

В повседневном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как наружный вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем наружный вид, а расцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и наружные характеристики.

Существует ли специфический имидж учителя? — задает вопрос знаменитый отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: Учителя определяют в непрофессиональной среде очень живо. Причину сходственного автор видит в том, что …большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе обветшавших и неконструктивных традиций и управлял свою особенность, самобытность….

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском сообществе профессия учителя утратила былые вышины, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Окончательно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных необыкновенностей ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов различное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его разумеют как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над наружным и считают, что основное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако любители такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя воспитанником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его собственных взоров на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных необыкновенностей воспитанника, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и иных факторов.

Есть и иная сторона проблемы — педагог, который занимается твореньем собственного имиджа, не только превосходнее выглядит, но и превосходнее себя ощущает, более уверен, а в итоге и удачнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для воспитанников и учителей. Поданным Е. Русской, в перечне десяти профессионально означаемых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.

Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены наружный, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу гласа, костюм, манеры, походку.

Внешний вид учителя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по воззренью Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную сочиняющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Эмоционально богатый учитель, обладающий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий…, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к природному общению.

Внутренняя сочиняющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, необыкновенности профессиональной деятельности

и поведения. Вероятно разговаривать об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные различным учителям, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества образцового учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно избирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным нуждам. Имидж такого педагога безукоризнен, — пишет В.М. Ше-пель.

Кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные образы, связанные с уровнем оценки профессионализма педагога. Характеристики этих имиджей складываются в повседневном сознании постепенно и меняются со временем. В этой связи нам представляется занимательным проанализировать их изменения с 30-х по 90-е годы XX столетия.

Что такое хороший учитель? В различные годы, начиная с 30-х годов, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему: Мой учитель. Воспитанники 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно расценивать знания учащихся. 4. Творение дисциплины. 5. Наружный вид.

Образ плохого педагога в глазах воспитанников выглядел соответственно: /. Слабое владение предметом. 2. Плохой подход к учащимся. 3. Неумение создать дисциплину. 4. Ошибочная оценка знаний учащихся. 5. Наружный вид.

Более поздние исследования показали, что в 40-е годы воспитанники в учителе оценивали знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.

Среди черт, описывающих образцового учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная внешность, понимание своих воспитанников, умение разговаривать логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе ( Ф . Н . Гонобо-лин, Н.В. Кузьмина и др.).

В 70-е годы после проведения сходственного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми комплектом следующих качеств: справедливый, разумный, энергичный, взыскательный, влиятельный, хороший организатор, вежливый, любящий детей, любящий свой предмет.

О результатах сходственного исследования, проведенного в 1986 г., Д.В. Колесов и И.Ф. Мягков писали, что пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и почтеньем к воспитанникам. Шестиклассники наряду со строгостью оценивают справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. И далее прибавляли, что основой для формирования отрицательного отношения к учителям… пятиклассников были: невнимание, нечестность, хладнокровие, склонность к поучениям. Шестиклассники акцентировали внимание на таких качествах учителя, как несправедливость, грубость, неименье индивидуального подхода, несдержанность.

Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по ступени их важности для воспитанника, показывают, что первые места воспитанники отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и воспитанников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а учители — 28-е место. Первый же десяток качеств — это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д..

Ученики 30-40-х годов в учителе больше оценивали знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, а в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.

Интересным представляется факт схожести обобщенного портрета хорошего учителя, представленного в отечественных исследованиях, и полученного портрета хорошего учителя американской школы. Идеал, к которому устремляется американский учитель, разумен, справедлив, демократичен, способен на эмпа-тию, легко налаживает контакт с классом и отдельными воспитанниками. Гибок, быстрее неформален, чем официален, в общении с воспитанниками проявляет рефлексирующее отношение к ним. Для него отличительна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Склонен к положительному восприятию иных.

Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж хорошего учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, вежливый, искренний, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, разумный и приятный.

Имидж среднего представлен для всех испытуемых предпочтительно средними личностными качествами, тогда как плохой универсально характеризуется как антипод хорошего.

На наш взгляд, качества, входящие в образ стереотипа образцового учителя, можно расценивать как систему требований, предъявляемую воспитанниками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образчиком образцового учителя обязано стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.

При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образчику (образцовой модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.

Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только комплектом черт, качеств образцовой модели учителя в сознании воспитанника, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.

Коммуникативный имидж соединяет все вербальные и невербальные необыкновенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания. Поэтому осмотрим подробнее роль наружного облика учителя в формировании его имиджа.

Отдельный компонент наружного облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть главным или малозначительным. В одном случае для ребенка главна мимика, в ином _ жест, в третьем — костюм учителя.

В ситуации, когда значение наружного вида учителя становится во главу условий первого успеха, сообразно социологическим исследованиям ( п о д а н н ы м В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим наружным видом. Вот проблема, которую надобно решать незамедлительно! — призывает В.М. Шепель.

На учителя глядят внимательно… Образ учителя сохраняется в памяти в самых ясных наружных характеристиках. Образцом тому могут служить воспоминания разных писателей и публицистов.

Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот личико, желая и малюсенько приметное, не пренебрегал до сих пор…, -писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый. Эти и многие иные воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его наружного облика.

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю главно, необыкновенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наивеличайшие затруднения в ситуациях первого контакта с воспитанниками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет последующую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление воспитанника об учителе является главнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности, — писал А.А. Бодалев.

В.А. Кан-Калик отмечал: Учитель обязан тщательно приготовляться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, окончательно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень главен, поскольку именно он определяет весь последующий ход взаимодействия.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко достаточно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет великую роль в происхожденьи педагогического воздействия, воздействия на детей.

Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе

наружного облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.