6. Функция мотива
Данное положение следует считать абсолютно бесспорным до тех пор, пока мы продолжаем стоять на психологической точке зрения. В психологии разговаривать о поведении можно только в этом смысле. Однако если это так, тогда и понятие мотива следует трактовать по-иному, и смысл мотивации озарять иначе.
Вернемся вновь к нашему образцу. Мне надобно решить: пойти сегодня вечером на концерт или нет? После длинных размышлений я, наконец, решаю: желая меня очень интересует теперешний концерт, но нужно работать, и поэтому я обязан остаться дома. Но, допустим, именно в это время мне звонят по телефону и извещают, что сегодня на концерте будет один мой знакомый, встретиться с которым для меня очень главно. Я вновь-таки начинаю мыслить: пойти на концерт или нет? И теперь у ж е решаю пойти. Спрашивается, почему? Что случилось? Ответ прост: возник новый мотив посещения концерта — мотив встречи со знакомым, благодаря которому победило поведение, которое минувшим решением было как словно конечно отвергнуто.
Но за счет чего новый мотив достиг сходственного эффекта? Вникнув внимательнее в суть дела, убедимся, что в данном случае мотив отнюдь не заставил меня принять у ж е отвергнутое поведение, принудив тем самым изменить решение. Нет! М о т и в принудил меня найти новое поведение, которое оказалось более означаемым для меня — во всяком случае, по сопоставленью с продолжением работы. И в самом деле, актом предшествующего решения я отверг посещение концерта с целью получения эстетического удовольствия. Теперь же, когда появился мотив встречи со знакомым, я изменил не прошлое решение, а только решил выполнить физически то же самое поведение, от которого раньше отказался (посещение концерта), но психологически представляющее собой абсолютно новое поведение — посещение концерта с целью повидаться со знакомым. Ведь светло, что это заключительное поведение совсем иное, чем пойти на концерт с целью получения эстетического удовольствия.
Таким образом, в этом случае роль мотива содержится в замене одного, менее приемлемого, поведения иным, более приемлемым, и в творении тем самым возможности осуществления определенной деятельности.
Отсюда понятно, что по существу разговаривать о борьбе мотивов абсолютно неправомерно, нет столкновения и взвешивания мотивов pro и contra одного и того же поведения. Этой борьбы не существует потому, что нет одного и того же поведения, имеющего разные мотивы. Было бы правильнее сказать, что есть столько поведений, сколько и мотивов, придающих им смысл и значение.
Исходя из этого, значение мотива безгранично. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, таким образом видоизменяющим деятельность, что она становится приемлемой для субъекта.