Заключение

Начало древнего искусства врачевания уходит своими корнями
в каменный век. «Три орудия есть у доктора: «Слово, растение и нож» — учат
ведийские тексты. «Слово» — это и магические заклинания, сопровождающие
ритуал излечения, и священные песнопения, которые придавали силу лекарствам,
полученным из целительных растений. «Сама необходимость заставила людей разыскивать и
раскрывать медицинское искусство», — писал Гиппократ две с половиной тысячи
лет назад. Рассуждая о медицине, он считает необходимым соединение медицины с
философией: «врач-философ сходственен богу». «Лучший врач есть также философ» —
так назвал один из своих трактаров Гален, первый из последователей
Гиппократа.

Врачебное искусство рано выделилось в особый вид
деятельности, уже на ранних этапах развития медицины возникло взаимодействие
и взаимовлияние медицины и философии. Характер развития
религиозно-философских учений на Востоке и Западе определяет отличие
восточной медицины от европейской. Если европейская медицина тяготеет к
разумным доводам, то в медицине Китая, Индии, Тибета и иных стран
Востока великую роль играют канонизированные управляла, подкрепляемые ссылкой
на древние предания. Сохранение здоровья в культуре Древнего Китая связано в
первую очередь со следованием правильном}’ ритму, отражающему «дыхание»
космоса. Нарушение этого ритма приводит к хвори. Что же подсобляет следовать
ему? «Следуй середине, пусть это будет постоянным принципом» — учит китайская
философия. Желая понимание равновесия в культурах Востока и Запада разно,
идея равновесия, упорядоченности для культуры и философии Древнего Китая не
менее означаема, чем для античного мира. В конфуцианском каноне «Чжун юн»
(«Срединное и неизменное») отражена идея равновесия, водящего к гармонии. Это
учение сходственно аристотелевской теории «золотой середины» и вызывает в памяти
одну из надписей на фронтоне известного дельфийского храма «Ничего сверх
меры».

Древнегреческие лекари устремлялись, исходя из основ
гуморальной теории, найти единичную субстанцию, «всеобщную сущность» причины и
начала хворей. Такую универсальную причину хвори видели в «сдвиге
равновесия». При этом само понятие равновесия в греческой медицине оказало
воздействие на формирование понятия равновесия в физике Аристотеля. Принцип
«равновесия по причине симметрии» применяли в античной и европейской науке
для разъяснения неподвижности Земли в центре Космоса и положением рычага под
деянием противоположно направленных сил. В период Нового медли Галилей
писал о равновесии тел в соответствии с их положением на рычаге как о
равновесии «стремлений» переместиться в различные стороны. Силы, действующие на
тело, по выражению Галилея, обоюдно «искушают» друг друга: одна извещает ему
движение вниз, иная — вверх. Сходственно этому, «искушают» друг друга холодное
и теплое, влажное и сухое — четыре качества телесных соков в гуморальной
теории, разработанной древнегреческими докторами и философами. Гераклит считал,
что излишек теплого водит к лихорадке, излишек холодного—к параличу, излишек
воздуха — к удушью. В философских учениях здоровье человека рассматривалось с
позиции гармонии и меры. Когда количество одного из телесных соков чрезмерно
увеличивается, это приводит к нарушению равновесия, существующего «по причине
симметрии». В организме начинает преобладать холод или сухость, теплота или
влажность. Это приводит к хвори. «Тело человека, — писал Гиппократ, —
содержит в себе кровь, слизь и желчь — желтую и черную; из них состоит
природа тела, через них оно и хворает и посещает здоровым. …Хворает же тело
тогда, когда какая-нибудь из этих долей будет или меньше, или больше…» Из
этих рассуждений становится понятным, почему медицина обычно преподавалась в
средневековых университетах как часть физики, чем объясняется происхождение
термина <<stadtphisikus» (лат. «городской врач»), существовавшего до
конца XIX в.

Симметричное устройство мира стало одной из
основательных идей физики Нового медли, основанием для построения
модельных конструкций. Симметричность пространственно-временной структуры
мира остается одной из основ современной науки. Что же представляет собой
современная медицина? Только ли часть «опытного естествознания», начало
которого принято связывать с философией Нового времени? Традиционная, идущая
из глубокой древности близость к религии, философии и натурфилософским
представлениям, которые позже стали именоваться естественнонаучными, делает
область медицинских знаний интегративной по своей сути. Предмет ее
исследования — человек. Его духовный мир, искреннее равновесие традиционно
воспринимаются как непременное условие здоровья. Это сближает медицину с
религией и гуманитарными науками. Большой древнегреческий философ Платон,
младший современник Гиппократа, писал: «Как для здоровья и хвори, так и для
добродетели и порока не существует большей соразмерности (или же
несоразмерности), чем между душой и телом…» В XIII в., когда монашеские
ордена передавали ведение больниц и госпиталей светским докторам, одна из
папских булл предписывала доктору, который навещает больного более одного раза
в неделю, пригласить с собой при повторном посещении духовное личико с целью
заботы о душе больного. В начале XVII в. Ф.Бэкон, рассуждая об эвтаназии,
распознаёт два ее аспекта, наружный, чисто медицинский, и внутренний — «дело
религии».

В то же время, в системе медицинских представлений Востока
и Запада человек традиционно является долею природы и подобием космоса —
микрокосмосом, и это сближает медицинские знания с естественнонаучными
представлениями. Современная медицина формировалась в системе наук Нового
медли. Ятрохимики и ятромеханики старались измерить и выразить в числовых
соотношениях все виды деятельности человеческого тела и его органов, работу
мышц конечностей, силу и вес сердца, скорость тока крови, удельный вес
телесных жидкостей. С появлением микроскопа и иных научных приборов основой
медицины становится наблюдение и эксперимент, проводимые в лаборатории.

В наше время, с возвращением представлений о зависимости
здоровья человека от искреннего равновесия, астральных воздействий и многих иных
причин, интегративная природа медицинских знаний, их близость к
основательным основам культуры становится все более явными. И все более
настойчивой становится потребность в обращении к истории медицинских
знаний. «В медицине уже с давнего медли все имеется в наличности; в ней
найдены и начало и метод», — писал Гиппократ об искусстве врачевания. Для
древних культур был отличителен символический (В.Тэрнер) или «пралогический» (Л.Леви-Брюль)
характер мышления. Книгу, посвященную истории медицины, не нечаянно заключает
глава «Происхождение медицинских символов». На образцах изображений змеи,
чаши и зеркала показано соединение в одном изображении двух различных, часто
противоположных начал, отличительное для символов, пришедших к нам из глубокой
древности. «Молчание,… двусмысленность побуждают нас предпринять усилия для
расширения нашего понимания», — пишет В.Тэрнер в своей примечательной книге
«Символ и ритуал». Эти усилия необходимы для расширения границ познания, для
поиска ответов на постоянные загадки двойственности, антагонизма и симметрии
различных элементов этого гармоничного мира.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.