Начало древнего искусства врачевания уходит своими корнями
в каменный век. «Три орудия есть у доктора: «Слово, растение и нож» — учат
ведийские тексты. «Слово» — это и магические заклинания, сопровождающие
ритуал излечения, и священные песнопения, которые придавали силу лекарствам,
полученным из целительных растений. «Сама необходимость заставила людей разыскивать и
раскрывать медицинское искусство», — писал Гиппократ две с половиной тысячи
лет назад. Рассуждая о медицине, он считает необходимым соединение медицины с
философией: «врач-философ сходственен богу». «Лучший врач есть также философ» —
так назвал один из своих трактаров Гален, первый из последователей
Гиппократа.
Врачебное искусство рано выделилось в особый вид
деятельности, уже на ранних этапах развития медицины возникло взаимодействие
и взаимовлияние медицины и философии. Характер развития
религиозно-философских учений на Востоке и Западе определяет отличие
восточной медицины от европейской. Если европейская медицина тяготеет к
разумным доводам, то в медицине Китая, Индии, Тибета и иных стран
Востока великую роль играют канонизированные управляла, подкрепляемые ссылкой
на древние предания. Сохранение здоровья в культуре Древнего Китая связано в
первую очередь со следованием правильном}’ ритму, отражающему «дыхание»
космоса. Нарушение этого ритма приводит к хвори. Что же подсобляет следовать
ему? «Следуй середине, пусть это будет постоянным принципом» — учит китайская
философия. Желая понимание равновесия в культурах Востока и Запада разно,
идея равновесия, упорядоченности для культуры и философии Древнего Китая не
менее означаема, чем для античного мира. В конфуцианском каноне «Чжун юн»
(«Срединное и неизменное») отражена идея равновесия, водящего к гармонии. Это
учение сходственно аристотелевской теории «золотой середины» и вызывает в памяти
одну из надписей на фронтоне известного дельфийского храма «Ничего сверх
меры».
Древнегреческие лекари устремлялись, исходя из основ
гуморальной теории, найти единичную субстанцию, «всеобщную сущность» причины и
начала хворей. Такую универсальную причину хвори видели в «сдвиге
равновесия». При этом само понятие равновесия в греческой медицине оказало
воздействие на формирование понятия равновесия в физике Аристотеля. Принцип
«равновесия по причине симметрии» применяли в античной и европейской науке
для разъяснения неподвижности Земли в центре Космоса и положением рычага под
деянием противоположно направленных сил. В период Нового медли Галилей
писал о равновесии тел в соответствии с их положением на рычаге как о
равновесии «стремлений» переместиться в различные стороны. Силы, действующие на
тело, по выражению Галилея, обоюдно «искушают» друг друга: одна извещает ему
движение вниз, иная — вверх. Сходственно этому, «искушают» друг друга холодное
и теплое, влажное и сухое — четыре качества телесных соков в гуморальной
теории, разработанной древнегреческими докторами и философами. Гераклит считал,
что излишек теплого водит к лихорадке, излишек холодного—к параличу, излишек
воздуха — к удушью. В философских учениях здоровье человека рассматривалось с
позиции гармонии и меры. Когда количество одного из телесных соков чрезмерно
увеличивается, это приводит к нарушению равновесия, существующего «по причине
симметрии». В организме начинает преобладать холод или сухость, теплота или
влажность. Это приводит к хвори. «Тело человека, — писал Гиппократ, —
содержит в себе кровь, слизь и желчь — желтую и черную; из них состоит
природа тела, через них оно и хворает и посещает здоровым. …Хворает же тело
тогда, когда какая-нибудь из этих долей будет или меньше, или больше…» Из
этих рассуждений становится понятным, почему медицина обычно преподавалась в
средневековых университетах как часть физики, чем объясняется происхождение
термина <<stadtphisikus» (лат. «городской врач»), существовавшего до
конца XIX в.
Симметричное устройство мира стало одной из
основательных идей физики Нового медли, основанием для построения
модельных конструкций. Симметричность пространственно-временной структуры
мира остается одной из основ современной науки. Что же представляет собой
современная медицина? Только ли часть «опытного естествознания», начало
которого принято связывать с философией Нового времени? Традиционная, идущая
из глубокой древности близость к религии, философии и натурфилософским
представлениям, которые позже стали именоваться естественнонаучными, делает
область медицинских знаний интегративной по своей сути. Предмет ее
исследования — человек. Его духовный мир, искреннее равновесие традиционно
воспринимаются как непременное условие здоровья. Это сближает медицину с
религией и гуманитарными науками. Большой древнегреческий философ Платон,
младший современник Гиппократа, писал: «Как для здоровья и хвори, так и для
добродетели и порока не существует большей соразмерности (или же
несоразмерности), чем между душой и телом…» В XIII в., когда монашеские
ордена передавали ведение больниц и госпиталей светским докторам, одна из
папских булл предписывала доктору, который навещает больного более одного раза
в неделю, пригласить с собой при повторном посещении духовное личико с целью
заботы о душе больного. В начале XVII в. Ф.Бэкон, рассуждая об эвтаназии,
распознаёт два ее аспекта, наружный, чисто медицинский, и внутренний — «дело
религии».
В то же время, в системе медицинских представлений Востока
и Запада человек традиционно является долею природы и подобием космоса —
микрокосмосом, и это сближает медицинские знания с естественнонаучными
представлениями. Современная медицина формировалась в системе наук Нового
медли. Ятрохимики и ятромеханики старались измерить и выразить в числовых
соотношениях все виды деятельности человеческого тела и его органов, работу
мышц конечностей, силу и вес сердца, скорость тока крови, удельный вес
телесных жидкостей. С появлением микроскопа и иных научных приборов основой
медицины становится наблюдение и эксперимент, проводимые в лаборатории.
В наше время, с возвращением представлений о зависимости
здоровья человека от искреннего равновесия, астральных воздействий и многих иных
причин, интегративная природа медицинских знаний, их близость к
основательным основам культуры становится все более явными. И все более
настойчивой становится потребность в обращении к истории медицинских
знаний. «В медицине уже с давнего медли все имеется в наличности; в ней
найдены и начало и метод», — писал Гиппократ об искусстве врачевания. Для
древних культур был отличителен символический (В.Тэрнер) или «пралогический» (Л.Леви-Брюль)
характер мышления. Книгу, посвященную истории медицины, не нечаянно заключает
глава «Происхождение медицинских символов». На образцах изображений змеи,
чаши и зеркала показано соединение в одном изображении двух различных, часто
противоположных начал, отличительное для символов, пришедших к нам из глубокой
древности. «Молчание,… двусмысленность побуждают нас предпринять усилия для
расширения нашего понимания», — пишет В.Тэрнер в своей примечательной книге
«Символ и ритуал». Эти усилия необходимы для расширения границ познания, для
поиска ответов на постоянные загадки двойственности, антагонизма и симметрии
различных элементов этого гармоничного мира.