7.3. ГУМОРАЛЬНАЯ
ТЕОРИЯ В МЕДИЦИНЕ ГРЕЦИИ
Во времена Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.)
наиболее известными медицинскими школами были школы в Книде, Киренах, на
островах Кос и Родос. О киренской и родосской школах знаменито немножко. Во
времена Гиппократа широкой знаменитостью пользовалось сочинение «Книдские
изречения», творцом которого считают Эврисфена Книдского. Из Косской школы
вышел большой Гиппократ. Каждой школе было свойственно определенное
теоретическое и практическое направление в искусстве врачевания. Так,
например, книдская школа разглядывала болезнь как местное мучение и
применяла соответствующие методы лечения, косская школа, против, считала
хворь общим расстройством организма. Споры сходственного рода длятся и до
сих пор.
Учение о четырех стихиях — «корнях», первоначалах природы,
стало основой известной «гуморальной теории» (от греч. «дитог» — жидкость),
сообразно которой здоровье человека зависело от равновесия в организме четырех
жидкостей — телесных соков, или «гуморов»: крови, флегмы, черной и желтой
желчи. Им подходили четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Учение
о четырех стихиях конечно сформировалось в греческой натурфилософии к
IV—III вв. до н.э. Его классическое изложение содержится в трудах Аристотеля,
большого древнегреческого философа, который был лекарем и сыном доктора.
Исторические параллели: Философия оказывала воздействие на
развитие медицины в разные времена и в различных странах. Пифагорейская философия
лежала в основе учения кротонской медицинской школы. Одним из самых
веских древнегреческих философов был Эмпедокл — основатель сицилийской
лечебной школы. Натурфилософской основой классических медицинских
представлений Древнего Китая, Индии, Греции были учения о стихиях —
первоначалах мира. Лекарем-философом был Гиппократ. Медицинские сведения
содержатся в трудах Аристотеля. «Последним натурфилософом античного мира»
часто нарекают Галена — известного древнеримского доктора. Лекарями-философами были
Бянь Цяо и Сун Сымяо в Китае, арабский мыслитель Авиценна и еврейский философ
Маймонид в эпоху средневековья. – Индийская медицина сочиняла часть
философии буддизма. Знаменито выражение Гиппократа о том, что «врач-философ
сходственен богу».
Каждая жидкость владела парой качественных характеристик.
Так, кровь считалась влажной и теплой, флегма — влажной и холодной и т.д.
Преобладание одной из жидкостей в ущерб иным, порча какой-либо из них,
разные закупорки на пути их движения водят к хвори. Задача доктора —
восстановить равновесие телесных соков, которые способствуют сохранению
умеренной сухости и влажности в организме и регулируют температуру тела.
Исторические параллели:
В медицине Древнего Китая таюке было учение о телесных
соках, однако они не сопоставлялись прямо со стихиями, как в греческой
медицине. Сообразно китайскому учению о телесных соках ( цзинь-е), все
жидкости в организме состоят из двух долей — прозрачной, жидкой и мутной,
густой. Они смазывают и питают внутренности, а . также участвуют в
образовании крови. Это учение подсказывает высказывание Аристотеля о двух
долях крови — водянистой и волокнистой.
Впоследствии на основе представлений о четырех телесных
соках и подходящих им первоначалах сформировалось учение о четырех
характерах людей.
Это — сангвиники (от лат. «sanguis» — кровь); флегматики
(от греч. «phlegma» — слизь); холерики (от греч. «chole» — желчь); >
меланхолики (от греч. «melain chole» — черная желчь). Считалось, что
темперамент человека определяется излишком подходящей жидкости в его
организме и формируется воздействием определенной планеты. Сангвиник
представлялся, как управляло, человеком жизнерадостным, смелым и
храбрым, холерик — воинственным и решительным, флегматик — осмотрительным и
медлительным, а меланхолик — печальным и задумчивым. Так, на немецкой гравюре XV
в. образ меланхолика сопровождают следующие стихи:
Бог дал мне,
меланхолику, природу,
Подобную земле —
холодную, сухую.
Присущи мне
землистый цвет волос,
Уродливость и
скупость, жадность, злоба,
Фальшь, малодушье,
хитрость, застенчивость,
Презрение к
вопросам чести
И женщинам. Повинны
в этом всем
Сатурн и осень.
Характер человека связывается здесь с морозом и сухостью —
двумя качествами, присущими земле, первоначалу, которое, сообразно гуморальной
теории, подходит черной желчи. Считалось, что неподвижная, помещенная в
центр мира Земля и меланхолику извещает «неподвижность» — лень. Сатурн, самая
несчастливая из всех планет, мог дать человеку богатство и власть, но только
стоимостью счастья.
Однако, не следует мыслить, что принадлежность к людям
этого характера не оставляла уже никакой надежды. Против, Аристотель
писал, что именно меланхоликам присуща особая одаренность, которая выражается
в развитии ума и остроте чувств. «Все выдающиеся люди, — пишет он, —
отличившиеся в философии, в государственных делах, в поэзии или
изобразительном искусстве, — меланхолики, некоторые даже до такой ступени,
что страдают от нездоровья, вызванного черной желчью». Как видим, проявление
четырех первоначал в гуморальной теории отнюдь не сводит представление о
характере и доле человека к простой схеме. Гуморальная теория получила
развитие в косской медицинской школе, основателем которой был большой
Гиппократ.