Навигация > Главная > Японское чудо - питание > Чайная церемония

Чайная церемония


Чайная церемония

Луна едва лишь освещает на рассвете,
В блистание слабом опадает клен.
Пурпурная листва!..
Срывает листья эти
Злой ветер, прилетевший с гор.

Мина Могло Санэаки

 

Смысл чайной церемонии в «общении сердец». Именно поэтому все здесь обязано
выглядеть природно, ненарочито, просто и даже грубовато. Крошечная, до
предела простая чайная комната воплощает бескрайность пространства и беспредельность
красы. «Настрой свое сердце в лад с сердцами других; разве может человек
жить ради себя, не считаясь с теми, кто рядом?» — разговаривал Сэн-но Рикю. Ничто
тут не обязано отвлекать от общения в духе, никакая чрезмерность ни в обстановке
чайного домика, ни в утвари —
«для правильного чая не требуется утварь». Здесь обязана непременно присутствовать
особая краса «безыскусного». Дух чайной церемонии — это дух всего подлинно
японского. В этой церемонии, как и во всем японском искусстве и в жизни, обязаны
присутствовать:
•   ва — гармония;
•    кэй — почтительность;
•    сэй — чистота;
•    дзяку — спокойствие.
«Ва» — сама атмосфера истинней чайной церемонии. Все расположено гармонично–
мшистые камни перед домом, заросший водоем, чайный дом с соломенной крышей
и подпорками из неотесанного дерева. В самой чайной комнате — кувшин с водой,
чашка и черпак. На всем — налет старины и дыхание вечности. Все невольно приводит
душу в умиротворенное состояние равновесия и как бы готовит к встрече с невидимым
миром.
«Кэй» — почтительность, когда каждый участвующий в церемонии ощущает
себя одинаковым иным. Никто не кичится своей знатностью. А бедный не стесняется
своей бедности.
«Сэй » — чистота в комнате обязана быть безусловной. И не только во наружном
пространстве, но и в душе каждого.
«Дзяку» — спокойствие и атмосфера полной безмятежности. Это состояние,
схожее на нирвану, доступно лишь «забывшему о себе».
Ожидаемый посетитель заходит в чайный домик, и его приветствуют воспитанно
и с радостным почтением. Подушки уже попечительно разложены, а под шелковой салфеткой
стоит чайник. Хозяйка, одетая в богатое кимоно в розовых цветах, низко кланяется,
произнося обычные слова приветствия. Гость в ответ тоже кланяется. Она снова
отвечает ему поклоном.

Гостя усаживают на почетное место и предлагают ему чашку чая. Он воспитанно
отклоняет эту честь, начиная необыкновенный ритуал, и просит ее отдать эту чашку
владельцу. Тот отрицается и требует, чтобы чашку с чаем первым принял гость.
В конце концов, посетитель как почетный гость дозволяет убедить себя. Второй
из гостей, если он присутствует, берет вторую чашку, а хозяин — третью. Все,
не торопясь, выпивают свой зеленый чай, а затем обращаются к природе или начинают
вести размеренную беседу.
Можно полюбоваться луной, закатом или рассветом, восторгаясь освещением
неба. Можно, и даже желанно, обсудить философское изречение, мастерски
выписанное на фарфоровой чашке. А у кого-то, вероятно, от вида бешеной природы,
облаков, окрашенных в бледно-розовые тона, появится мысль о том, что все так
бесследно проходит в этом мире… Достичь состояния «не-я», «неумствования»,
отпустить свой ум на свободу. Наблюдать за тем, как расположились камни в
саду. Ни один не схож на иной, ни по размеру, ни по рисунку, но лишь вместе
они раскрывают врата во Вселенную. Тот, кто способен рассматривать постоянное в мгновенном,
видит вечность в застывшем камне, тот начинает чувствовать деяние творческого
духа и как словно бы парить над землей и ощущает, что «жизнь течет длинно
и свободно».
Чайная церемония сложилась в Японии как необыкновенная форма искусства. Она
всегда совершалась в махоньких павильонах — чайных домиках. Павильоны располагались
в тихих местах, как управляло, под сенью деревьев. Чай представлял собой зеленую
кашицеобразную массу, горьковатую на вкус. Его пили медлительно, сосредоточенно,
наслаждаясь особым вкусом напитка. Во время этой церемонии собравшиеся старались
почувствовать очарование окружающей обстановки и чайной утвари. Хозяин и хозяйка
водили себя как жрецы, исполняющие обряд, а посетители
в это время загадочно и главно следили за богослужением — как растертый
в пудру зеленый чай взбивают бамбуковой метелочкой…
Ритуал чаепития занимает очень главное место в жизни японца. «Как, в сущности,
малюсенька чаша человеческих радостей и сколь разумны те, кто умеют ее заполнить».
Так разговаривают в Японии. Человек, который умеет жить, примечая радости жизни там,
где иные проходят мимо, благороден внимания и почтения. А чайная церемония
как раз и учит обнаруживать удивительное в ежедневном. Тут происходит неповторимое
соединение тонкого искусства с серыми буднями. И церемония чаепития для японца
— это необыкновенное обожествление искусства жить.
Некоторые типы поведения человека порождают страсти, гнев, и это зачастую
водит к хворям и недомоганиям. Но существуют и такие жесты, которые способны
успокаивать душу, гармонизировать и собственный организм и окружающее пространство.
Требовательно определенные движения, их краса, размеренность творят во время японского
чаепития особый медитативно-философский настрой души. Человек, сидящий на
татами с чашкой горячего зеленого чая, прибывает именно в то состояние духа,
при котором все внутри чутко откликается на окружающую красу природы. Разговоры
во время чайной церемонии быстрее не приняты. А вот после того, как сделан
заключительный глоток, можно и даже надеется спросить, откуда посуда, как давно
ее сделали, кто мастер. Желанно хорошо отозваться о мастере, о кисточках
и о самом чае. Ни в коем случае, если вы уже напились чаю и вам в очередной
раз предлагают его, нельзя сказать: «Нет, не надо». Такой ответ в Японии
будет расцениваться не просто как невежливый, а как верх неприличия, так как
в этой стране слова «нет», «не могу», «не знаю» считаются крайне невежливыми.
Сходственные выражения здесь числятся почти ругательными, и японцы полагают, что
их некорректно высказывать прямо, а можно только иносказательно, обиняком.
Отрицаясь от второй или от третьей чашки чая, японский гость вместо «Нет,
не нужно более, спасибо» произносит следующую фразу: «Мне уже и так прекрасно…»
И тут главно добавить, что не только подавляющая часть японских женщин изучают
каждое движение в чайной церемонии. Мужчины также устремляются познать все тонкости
этого изумительного искусства. Итак, главные верховодила чайной церемонии:
В чайной церемонии участвуют не более пяти человек.
В комнате непременно обязан быть полумрак, приглушен свет, даже если время
дневное и на улице ясно освещает солнце.
Перед началом застолья необходимо привести в порядок чайный домик. Но при
этом главно создать ощущение естественности — оставить немножко золы у источника,
чтобы не ощущалась намеренность. На каждом предмете, который находится в комнате,
обязана лежать необыкновенная, тайная печать медли. Японцы не любят ясно
начищенных ложек и ножей. Предпочитая глубинную тень, они не любят серебряного
блеска посуды. На посуде хоть и имеется блеск, но он как бы с налетом — блеском
медли.
По обычаям чайной церемонии перед использованием увлажняют чашку, чтобы
придать ей природный блеск. Тут обязано ощущаться своеобразие в грустной
красе вещей и особая прелесть в налете старины. Японцы любят то, что носит
на себе следы масляной копоти, выветривания и дождевых потеков, одним словом,
наружных воздействий. Это напомнит об изменчивом ритме природы и о течении медли.

В комнате для церемонии непременно обязаны присутствовать белый льняной
платок и ковш, сделанный из бамбука. Эти вещи обязаны быть подчеркнуто свежими
и безукоризненно новыми. Комната для чайной церемонии оформляется с роскошной
простотой. Именно так японцы представляют себе прекрасное.

 

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.