Пантомимические и иные выразительные движения
Что дотрагивается пантомимических, иначе изобразительных, движений, то и здесь речь идет, собственно, о воссоздании тех движений, которые производятся как подражательные в виде толкания, указывания, удерживания и ощупывания предметов, а также в виде подражания иным личикам и их деяньям. Так, те движения, которые обнаруживаются у игроков на бильярде, когда человек рукою, головой и даже всем туловищем как бы толкает шар в том направлении, куда он намерен был его послать, или как бы его удерживает от приготовляющегося удара о иной шар, повторяют, в сущности, те самые движения, которые человек производит, толкая шар в знаменитом направлении или желая остановить шар от последующего движения.
Близкое отношение к разглядываемым движениям имеет и ряд голосовых выразительных звуков в виде восклицаний ах, ох, увы и т. п. как выражений неожиданности, испуга и т. п., так как те же звуки воспроизводятся при неожиданном стуке и резких болевых раздражениях.
Далее следует отметить сопутствующие выразительные движения, которые состоят, например, в движении челюстей при разрезывании ножницами бумаги, мерном движении губ у гребцов и т. п. Здесь речь идет как бы о распространении знаменитых движений на иные области тела, которые повторяют или воссоздают главные телодвижения, следовательно, в сущности, дело сводится так же к подражанию.
Наконец, упомянем еще о главной группе символических движений, которые состоят из знаков, желая и стоящих в более или менее отдаленном соотношении с знаменитыми наружными раздражениями, но также прочно с ними сочетающихся при посредстве промежуточных следов; сюда относятся, например, движения рук у управителя хором и т. п. В пении и музыке прыткий темп по сочетанию вызывает стремление к прыткому движению; высокие тона гласа и музыки возбуждают рефлекс в виде поднятия руки или всего туловища; низкие тоны, наоборот, возбуждают рефлекс в форме понижения рук и даже всего тела. На этом основаны все символические движения управителя хором и капельмейстера. Всем знаменито, что движения палочки капельмейстера подходят темпу, силе и вышине звуков оркестра, являясь воссозданием вышеуказанных рефлексов. Отсюда понятно, почему хоровое пение и при оркестре не только приобретает вместе с движением рук управителя хором или капельмейстера общую стройность, но и облегчается благодаря тому, что зрительное впечатление от движения рук и смычка управителя возбуждает по сочетанию подходящий рефлекс у игрока на приборе.
Даже и речь в веской мере представляет собою не что иное, как такого рода символические выразительные движения, сложившиеся у
народа веками. Кроме того, особый вид символических движений и жестов встречается в отдельных странах, кругах и даже семьях как простая условность. Таких условных жестов и движений придерживаются иногда некоторые скрытые сообщества, как, например, стаи контрабандистов, воров, злодеев и т. п. Сюда же обязана быть отнесена и пальцевая мимика глухонемых.
Нет надобности сказать, что и в этих случаях мы имеем дело, в сущности, также с воссозданием знаменитых движений благодаря сочетательной деятельности сердитых центров.