Навигация > Главная > Медицина в зеркале истории - С.М. Марчукова > 7.6. ГИППОКРАТОВ СБОРНИК

7.6. ГИППОКРАТОВ СБОРНИК

7.6. ГИППОКРАТОВ
СБОРНИК

 

Первый сборник сочинений древнегреческих лекарей,
«Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа,
в III в до н.э. Точно неведомо, какая часть этих трудов принадлежит
воспитанникам Гиппократа, какая — ему самому: по традиции того медли лекари не
подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские
представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных
историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с лечебной
наукой знамениты и ценятся как глас господа, а не как исходящие из уст
человеческих».

 

Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся
работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем
некоторые из них:

 

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» — оконченная мысль).
В них собраны наставления по лечению хворей. Начинаются «Афоризмы»
знаменитыми словами: «Жизнь кратка, путь искусства долог, удобный случай
скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач
обязан употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и
все наружные обстоятельства обязаны способствовать доктору в его деятельности».

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» — предвидение,
предвещание). В этом сочинении досконально описаны элементы, сочиняющие
прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения
и лечения у кровати больного.

 3. «Эпидемии»  (от греч.   «epidemia»   —  повальная хворь).  
Под словом  «эпидемии»  в древней  Греции разумели не инфекционные,  заразные
заболевания,  а такие, которые были широко распространены и необыкновенно часто
встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах,  водах и местностях».  Это первое дошедшее
до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины
происхождения хворей в зависимости от конкретных свойств окружающей природы.
Считалось, что место проживания человека (юг, восток,  высокогорье, 
плодородная долина,  болотистая местность и т.д.) определяют его характер и
телосложение, а также склонность к определенным болезням.

 

Исторические параллели:

В «Каноне внутреннем» («Хуанди нэйцзин», III в. до н.э) —
одном из древнейших творений китайской медицины, содержится глава,
представляющая собой занимательную параллель к сочинению «О воздухе, водах и
местностях» из «Гиппократова сборника». В ней осмотрено воздействие
природных факторов — климатических условий, характера воды и пищи на
здоровье и хвори людей. «Силы местностей», по воззренью творца, определяют
характер хворей. Так, например, для людей восточных областей Китая,
главный едой которых являются рыба и соль, отличительной хворью будут язвы,
поскольку частое употребление соли вредит крови. Автор иного медицинского
сочинения Древнего Китая рассуждает о воздействии воды на состояние здоровья
обитателей местности: «Там, где вода легкая, много людей с лишаем и
злокачественными опухолями; там, где вода тяжелая, много людей с опухшими
ногами и неспособных передвигаться; там, где вода сладостная, много стройных и
благовидных людей; там, где вода горчит, много людей с неизлечимыми язвами; там,
где вода горькая, много уродливых и горбатых людей».

Согласно преданию, легендарный древнеиндийский врачДживака
посоветовал своему пациенту сменить место жительства, чтобы избавиться от
хронического заболевания. Эта смена оказалась благотворной. Знаменитый
индийский врач Сушрута упоминал среди причин хворей не только «внутренние»,
но и «внешние» обстоятельства, в том числе — климат, свойства воды и воздуха.

  «Гиппократов сборник» содержит сочинения по лечебной
этике: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благонравном поведении» и
«Наставления». Указывая прежде всего на то, что врачевать следует не хворь, а
больного, они разговаривают о необходимости помнить основное: «прежде всего не
вредить». Позже этот тезис получил широкое распространение в латинской
медицинской литературе: «Primum поп посеге». Доктору обязаны быть свойственны
«презрение к деньгам, совестливость, скромность… решительность, опрятность,
изобилие идей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни,
омерзение к пороку». Он обязан делать свое дело «спокойно и умело, укрывая
от больного многое в своих распоряжениях, указывая с веселым и светлым взглядом
то,  что  следует делать,   и отстраняя больного от его пожеланий с
настойчивостью и строгостью». Известную «Клятву» до сих пор именуют «Клятва
Гиппократа». И сегодня в каждой стране существует «Клятва», которую приносят
лекари после окончания обучения лечебному искусству. В Древней Греции она, с
одной стороны, была гарантией высоких добронравных качеств доктора, а с иной
— обеспечивала содействие богов (Аполлона, Асклепия и его дочерей — Гигиеи и Панакеи)
в случае необходимости наказания доктора, нарушившего клятву:

 

«Клянусь Аполлоном
доктором, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми всевышними и богинями, беря их в
свидетели, выполнять правдиво, соответственно моим мощам и моему разумению,
следующую клятву и письменное обязательство: считать научившего меня
лечебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками
и в случае надобности подсоблять в его нуждах…

Я обращаю режим
больных к их выгоде соответственно с моими мощами и моим разумением, удерживаясь
от причинения всякого ущерба и несправедливости. Я не дам никому просимого у
меня смертельного средства и не покажу пути для сходственного замысла…В какой
бы дом я ни вошел, я войду туда для выгоды больного, будучи далёк от всего
намеренного, несправедливого и пагубного…

Что бы при лечении — а
также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из
того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая сходственные
вещи скрытой. Мне, нерушимо исполняющему эту клятву, да будет дано счастье в
жизни и в искусстве и слава у всех людей на постоянные времена; преступающему же
и дающему ошибочную клятву да будет обратное этому».

 

Эту клятву принято именовать именем Гиппократа не потому,
что он был её творцом (она переходила в устной форме от одного поколения к
иному и в главных чертах была создана до Гиппократа), но в его честь.
Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала
до него, но он был главой выдающейся лечебной школы, олицетворявшей наихорошие
достижения древнегреческой медицины классического периода.

 

Исторические параллели:

Во многих странах Древнего Востока существовали священные
тексты, которые предписывали лекарям наличие высоких добронравных качеств. В
Древней Индии была лечебная проповедь, сходственная греческой присяге Гиппократа.
Учитель врачевания в медицинских школах Таксиля, Бенареса и иных городов
Индии произносил ее перед своими воспитанниками на праздничной церемонии,
посвященной окончанию семилетнего обучения. Эта проповедь приведена в
трактате «Чарака-самхита»: «Вы обязаны всей душой устремляться к исцелению
больного. Вы не обязаны предавать своих больных даже стоимостью собственной
жизни… Вы не обязаны кутить, не обязаны создавать зло или иметь злобных
товарищей… Когда вы идете в дом больного, вы обязаны направить свои слова,
идеи, ум и чувства ни к чему иному, как к своему больному и его
лечению… Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не
следует сказать никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы навредить
больному».

А вот документ XIIв., «Моление исцелителя», составленное
известным доктором и философом Моисеем Маймонидом: «Сделай так, чтобы душа
твоя прониклась любовью к искусству. Сосредоточь свой ум у ложа больного,
дабы припомнить все, чему научили тебя твой опыт и знание. Сделай, чтобы
больные прониклись к тебе доверием, к тебе и к твоему искусству… Отгони от
них плутов, удали негодных советников, которые размышляют, что они все
знают… Обрети силу, волю и обстоятельства расширять свои знания…Искусство
беспредельно, но ум человеческий постоянно проникает в него все дальше и
дальше.»

Парацельс, один из больших лекарей XVI в., считал этику
(лат. «Virtus») одной из основ медицины. В его время это звучало весьма
актуально: лекари иногда принимали участие в казнях и пытках во время судов инквипаиш.
•< Врач не смеет быть лицемером, ветхой бабушкой, истязателем, лгуном,
ветреным, но обязан быть праведным человеком, — писал Парацельс — …
сила доктора — в его сердце, работа его обязана руководиться Господом и освещаться
природным светом и опытностью; наибольшая основа лекарства — любовь».

 

В XVII столетии во многих странах Европы были учреждены
лечебные коллегии, на которые был возложен контроль за поведением лекарей.
Эти учреждения имели право не только лишать лечебной практики недостойных
людей, но и исключать их из лечебного сословия.

 

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.