Навигация > Главная > Медицина в зеркале истории - С.М. Марчукова > 5.3. МЕДИЦИНСКИЕ ТРАКТАТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

5.3. МЕДИЦИНСКИЕ ТРАКТАТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

5.3. МЕДИЦИНСКИЕ
ТРАКТАТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

Индийские тексты рассказывают об успехах легендарных лекарей
древности. Одним из самых известных был Дживака. Сообразно преданию, он
учился в Таксиле, городе на северо-западе Индии, знаменитом своей медицинской
школой. На экзамене он получил задание: обследовать местность вокруг города и
определить, какие из трав не имеют целебных свойств. После длинных опытов
Дживака пришел к выводу, что таких трав не существует. Буддийская литература
содержит множество рассказов об дивном искусстве врачевания, которым
прославился Дживака. Он делал трудные хирургические операции, изучал воздействие
климата на здоровье человека и врачевал самого Будду.

Разнообразные лекарства, которые применяла индийская
медицина, приготовлялись из продуктов растительного, минерального и животного
происхождения. Великую роль в искусстве врачевания играли добропорядочные
металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь,
но чаще всего применялась ртуть и ее соли. «Врач, знакомый с лекарственными
свойствами кореньев — человек, знающий силу молитв — пророк, знающий же
свойства ртути — бог», — учит старинная индийская пословица. Уже в ведических
текстах был приведен рецепт ртутной мази, которая приготовлялась из металлической
ртути, серы и животного жира. Широкое применение ртути в древнеиндийской
медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. О роли ртути и ее
соединений в алхимических превращениях разговаривает средневековое название
индийской алхимии — «расаяна» («путь ртути»). Соединение ртути с серой обязано
было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения
содержались предпочтительно в медицинских текстах, где досконально описывалась
«расашала» — помещение для химических опытов. Просторную лабораторию, снабженную
раковинами, разнородной стеклянной посудой, сушильнями, приспособлениями
для промывания составов, надувными мехами для горна и многим иным, скрашивали
многочисленные изображения богов и религиозные символы. Ртуть,
предназначенную для получения лекарств и алхимических соединений, освобождали
от примесей, «лечили» с поддержкою целебных трав — алоэ, лимона и красной
горчицы.

Исторические параллели: Использование препаратов ртути для
лечения многих заболеваний пришло впоследствии из индийской медицины в греческую
и тибетскую. Тибетский медицинский трактат VII в., содержащий перевод
индийских рекомендаций по лечению хворей, носит название «Драгоценные четки
ртутных составов». Алхимическая традиция индусов получила самостоятельное
развитие в средневековом арабском искусстве врачевания, которое оказало
великое воздействие на медицину и алхимию средневековой Европы. Об употреблении
мышьяка и ртути в восточном искусстве врачевания извещал европейцам Марко
Поло в XIII в. Он писал о том, что обитатели Индии считают полезным для себя
каждодневное внутреннее употребление в маленьких порциях ртути с серой. Лечение
эпидемических заболеваний соединениями ртути пришло из Индии в Древнюю Русь:
«ртутными мазунями» врачевали кожные хвори и прогоняли нательных паразитов. Применение
лекарств на основе ртути в Европе связано с развитием алхимии в эпоху
Восстановления, Мази, содержащие ртутные препараты, владеют противомикробным и
противовоспалительным деянием. Они широко используются в современной
медицине.

 

Чарака и Сушрута — большие лекари Древней Индии

 

Основные направления искусства врачевания древних индусов
отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» — о внутренних хворях
(I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» — о хирургии (IV в. н.э.). Первый
трактат принадлежит Чараке — большому доктору Древней Индии. Великое внимание в
этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач обязан был учитывать
возраст больного, его физические необыкновенности, условия жизни, повадки,
профессию, необыкновенности кормленья, климата и местности. Необходимо было
тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к
разным раздражителям, силу мышц, глас, память, пульс. Занимательно отметить,
что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует выучить каплю
крови, взятую у пациента, а также обрисовывает методы активного воздействия на
организм с целью обострения хвори на краткий срок для выявления ее
симптомов.

Исторические параллели: Активное воздействие на организм с
целью обострения хвори для выявления ее симптомов применялось в тех
случаях, когда врач затруднялся в постановке точного диагноза. Этот метод
перешел позже в тибетскую медицину, предписывающую специальные средства для
тех случаев, когда нужно «выманить» хворь, «поднять» ее. В этом можно
увидеть начало «метода провокации», который использует современная медицина.

Чарака дал доскональное описание методов лечения внутренних
хворей, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат
содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

 

Исторические параллели:

Индийское слово «самхита» значит не только «трактат»,
«сочинение», но и «комментарий». Древние медицинские книги часто представляли
собой комментарии к еще более ранним твореньям. Так, папирусы Эберса и
Смита содержат комментарии фрагментов не дошедшей до нас египетской «Книги
сердца». В названии китайского медицинского трактата «Ответы на трудные
вопросы», обычно приписываемого Бянь Цяо, отражен характер книги: это
комментарий трудных для понимания фрагментов медицинских сочинений древних
творцов. Позже, в средне-

вековой Европе, творцы объясняли переводы трудов
Гиппократа и Галена. Трактаты Чараки и Сушруты содержали множество
комментариев к медицинским сведениям из Вед, а также собственные наблюдения.

Автором трактата «Сушрута-самхита» был иной большой
индийский врач — Сушрута. Его имя традиция связывает с медицинской школой в
Бенаресе. Возможно, после ее окончания Сушрута был учителем в этой школе,
издававшей лекарей и хирургов. Всю жизнь он жил и практиковал в этом городе.
Медицинские сведения в его трактате сочиняли шесть разделов, первый из
которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее наиглавнейшей
долею медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии,
учение о ядах и противоядиях, а также — о лечении глазных хворей.

Сушрута писал, что многие хвори являются следствием
порчи трех основных

субстанций — воздуха, желчи и слизи. Порча воздуха в
организме может быть

вызвана чрезмерным трудом или обильной едой, она приводит
к 80 различным

болезням; порча желчи происходит от гнева, печали или
испуга и влечет за собой 40

болезней; к порче слизи и к 20 хворям могут привести
бездействие, апатия и

продолжительный сон.

Кроме того, причинами хвори считались нарушения
природного равновесия между тремя элементами тела. В трактате Сушруты
выделены три причины вероятного нарушения этого равновесия:

—        патологические  изменения  внутри  самого 
организма,   обусловленные  либо

естественными отклонениями от нормы, либо неблагоприятным
для здоровья обра

зом жизни человека;

—        наружные обстоятельства (воздействие климата, травмы,
отравления, укусы змей и

другие сходственные причины);

—        деянье сверхъестественных сил — богов и
бесов, а также «неизбежных

процессов», сопровождающих старение организма.

 

Исторические параллели:

В медицине многих стран Древнего мира, античности и
средневековья распознавали хвори, происходящие от природных и
сверхъестественных причин. Сведения об этом содержат клинописные таблички и
египетские папирусы, римские энциклопедии и христианские средневековые
рукописи. Искусство врачевания включало в себя знание о том, какие методы
следует применять в различных случаях. Занимателен в этом отношении эпизод из
жизни знаменитого китайского философа «совершенномудрого» Мо Цзы (V—Wee. до
н.э.). Когда он заболел, к нему пришел воспитанник и спросил: «Господин, вы
разговаривайте, что духи мудры и правят бедствиями и благословениями. Они
награждают добросердечно и наказывают зло. Вы — совершенномудрый, как же вы можете
болеть? Значит ли это, что ваше учение не совсем правильно, или что духи
все-таки не так уж разумны?». Мо Цзы ответил ему: «Даже если я болен, почему
духи не обязаны быть разумны? Есть много путей, которыми человек может
подхватить хворь. Некоторые хвори подхватываются из-за жары или мороза,
иные — от усталости. Если из ста дверей закрыта лишь одна, разве грабители
не смогут войти?».

Обратимся к иному историческому свидетельству.
Христианский епископ Григорий Тур-ский (Vie.) рассказывает в своих записках о
том, как единожды, почувствовав сильную головную боль, он пошел в церковь и
помолился у гробницы святого — боль притихла. Однако он не остановился на этом и
предполагая, что причиной боли был излишек крови, сделал себе кровопускание.
Боль тотчас возобновилась. «Каждый человек может из этого происшествия
вывести поучение, — заключает епископ, — что не следует прибегать к земным
средствам тому, кто раз уже имел счастье испытать врачевание небесными
средствами».

Вот наставление Сушруты для ухода за зубами: «Встав рано
со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой
червями ветки дерева…, которая зубами расщепляется на конце в виде
кисточки. В зависимости от медли года и характера человека избирают
дерево кислого, горького или вяжущего вкуса. Кроме щетки, повседневно
применяется также паста, содержащая мед, растительные масла и ряд
ароматических ингредиентов. Каждый зуб чистится раздельно, причем следует
избегать повреждения десны».

Исторические параллели: Сходственные приспособления для чистки
зубов были описаны в китайских гигиенических и медицинских трактатах. Они
также применяются у многих современных народов.

Индийские лекари знали о том, что бешенство происходит от
укуса яростными животными, прославились своими противоядиями от укусов змеи.
Сушрута пишет о 80 видах ядовитых змей и трех видах противоядий: воде,
рвотных и слабительных средствах, а также о необходимости безотлагательно
перетянуть укушенную часть тела выше раны. Практиковалось также высасывание,
причем между губами и раной прокладывали кусочек рыбьего пузыря.

Исторические параллели: Сходственным образом египетские лекари
обезвреживали укус скорпиона. Из раны отсасывали кровь и прикладывали выше
раны тугую повязку, чтобы яд не распространялся.

В трактатах Чараки и Сушруты великое значение придается
лечебной этике (от греч. «ethos» — обычай, характер). Сообразно древним
легендам, боги смешали небо и землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной
из них был врач. Его положение в сообществе было условно высоким, но и требования
к нему предъявлялись большие. Сушрута в своем трактате писал: «Врач,
неискусный в операциях, прибывает у кровати больного в замешательство… Врач,
умеющий только оперировать и брезгающий теоретическими сведениями, не
заслуживает почтенья и может подвергать опасности даже жизнь королей. Каждый из
них обладает только половиной своего искусства и схож на птицу с одним
крылом».

Медицинские трактаты непрерывно подчеркивают, что истинный
врач кроме превосходного знания теории и практики обязан владеть высоконравственными
достоинствами: бескорыстием, правдивостью, отвагою, самообладанием. Медицина
требует от человека большей нравственной стойкости, чем иные профессии. Долг
перед пациентом следует ставить выше собственной заинтересованности. В случае
неизлечимой хвори врач обязан правдиво признать свое бессилие. Предписания
лечебной этики дотрагивались и наружного вида доктора: требовалось, чтобы «врач,
который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен,
долготерпелив, носил кратко остриженную бороду, усердно вычищенные,
обрезанные ногти, белую надушенную благоуханиями одежду, выходил из дома не
иначе, как с палкой и зонтиком и в необыкновенности избегал болтовни».

В Древней Индии существовало понятие лечебной сокровенны:
сведения, полученные от больного, не разглашались, если они могли произвести
тяжелое впечатление на недалёких людей. Врач не обязан был извещать пациенту о
тех своих наблюдениях, которые могли отрицательно повлиять на искреннее
состояние больного и таким образом помешать выздоровлению. Это
подходило аюрведическим представлениям о необходимости искреннего покоя
для сохранения здоровья.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.