5.3. МЕДИЦИНСКИЕ
ТРАКТАТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Индийские тексты рассказывают об успехах легендарных лекарей
древности. Одним из самых известных был Дживака. Сообразно преданию, он
учился в Таксиле, городе на северо-западе Индии, знаменитом своей медицинской
школой. На экзамене он получил задание: обследовать местность вокруг города и
определить, какие из трав не имеют целебных свойств. После длинных опытов
Дживака пришел к выводу, что таких трав не существует. Буддийская литература
содержит множество рассказов об дивном искусстве врачевания, которым
прославился Дживака. Он делал трудные хирургические операции, изучал воздействие
климата на здоровье человека и врачевал самого Будду.
Разнообразные лекарства, которые применяла индийская
медицина, приготовлялись из продуктов растительного, минерального и животного
происхождения. Великую роль в искусстве врачевания играли добропорядочные
металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь,
но чаще всего применялась ртуть и ее соли. «Врач, знакомый с лекарственными
свойствами кореньев — человек, знающий силу молитв — пророк, знающий же
свойства ртути — бог», — учит старинная индийская пословица. Уже в ведических
текстах был приведен рецепт ртутной мази, которая приготовлялась из металлической
ртути, серы и животного жира. Широкое применение ртути в древнеиндийской
медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. О роли ртути и ее
соединений в алхимических превращениях разговаривает средневековое название
индийской алхимии — «расаяна» («путь ртути»). Соединение ртути с серой обязано
было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения
содержались предпочтительно в медицинских текстах, где досконально описывалась
«расашала» — помещение для химических опытов. Просторную лабораторию, снабженную
раковинами, разнородной стеклянной посудой, сушильнями, приспособлениями
для промывания составов, надувными мехами для горна и многим иным, скрашивали
многочисленные изображения богов и религиозные символы. Ртуть,
предназначенную для получения лекарств и алхимических соединений, освобождали
от примесей, «лечили» с поддержкою целебных трав — алоэ, лимона и красной
горчицы.
Исторические параллели: Использование препаратов ртути для
лечения многих заболеваний пришло впоследствии из индийской медицины в греческую
и тибетскую. Тибетский медицинский трактат VII в., содержащий перевод
индийских рекомендаций по лечению хворей, носит название «Драгоценные четки
ртутных составов». Алхимическая традиция индусов получила самостоятельное
развитие в средневековом арабском искусстве врачевания, которое оказало
великое воздействие на медицину и алхимию средневековой Европы. Об употреблении
мышьяка и ртути в восточном искусстве врачевания извещал европейцам Марко
Поло в XIII в. Он писал о том, что обитатели Индии считают полезным для себя
каждодневное внутреннее употребление в маленьких порциях ртути с серой. Лечение
эпидемических заболеваний соединениями ртути пришло из Индии в Древнюю Русь:
«ртутными мазунями» врачевали кожные хвори и прогоняли нательных паразитов. Применение
лекарств на основе ртути в Европе связано с развитием алхимии в эпоху
Восстановления, Мази, содержащие ртутные препараты, владеют противомикробным и
противовоспалительным деянием. Они широко используются в современной
медицине.
Чарака и Сушрута — большие лекари Древней Индии
Основные направления искусства врачевания древних индусов
отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» — о внутренних хворях
(I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» — о хирургии (IV в. н.э.). Первый
трактат принадлежит Чараке — большому доктору Древней Индии. Великое внимание в
этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач обязан был учитывать
возраст больного, его физические необыкновенности, условия жизни, повадки,
профессию, необыкновенности кормленья, климата и местности. Необходимо было
тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к
разным раздражителям, силу мышц, глас, память, пульс. Занимательно отметить,
что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует выучить каплю
крови, взятую у пациента, а также обрисовывает методы активного воздействия на
организм с целью обострения хвори на краткий срок для выявления ее
симптомов.
Исторические параллели: Активное воздействие на организм с
целью обострения хвори для выявления ее симптомов применялось в тех
случаях, когда врач затруднялся в постановке точного диагноза. Этот метод
перешел позже в тибетскую медицину, предписывающую специальные средства для
тех случаев, когда нужно «выманить» хворь, «поднять» ее. В этом можно
увидеть начало «метода провокации», который использует современная медицина.
Чарака дал доскональное описание методов лечения внутренних
хворей, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат
содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.
Исторические параллели:
Индийское слово «самхита» значит не только «трактат»,
«сочинение», но и «комментарий». Древние медицинские книги часто представляли
собой комментарии к еще более ранним твореньям. Так, папирусы Эберса и
Смита содержат комментарии фрагментов не дошедшей до нас египетской «Книги
сердца». В названии китайского медицинского трактата «Ответы на трудные
вопросы», обычно приписываемого Бянь Цяо, отражен характер книги: это
комментарий трудных для понимания фрагментов медицинских сочинений древних
творцов. Позже, в средне-
вековой Европе, творцы объясняли переводы трудов
Гиппократа и Галена. Трактаты Чараки и Сушруты содержали множество
комментариев к медицинским сведениям из Вед, а также собственные наблюдения.
Автором трактата «Сушрута-самхита» был иной большой
индийский врач — Сушрута. Его имя традиция связывает с медицинской школой в
Бенаресе. Возможно, после ее окончания Сушрута был учителем в этой школе,
издававшей лекарей и хирургов. Всю жизнь он жил и практиковал в этом городе.
Медицинские сведения в его трактате сочиняли шесть разделов, первый из
которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее наиглавнейшей
долею медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии,
учение о ядах и противоядиях, а также — о лечении глазных хворей.
Сушрута писал, что многие хвори являются следствием
порчи трех основных
субстанций — воздуха, желчи и слизи. Порча воздуха в
организме может быть
вызвана чрезмерным трудом или обильной едой, она приводит
к 80 различным
болезням; порча желчи происходит от гнева, печали или
испуга и влечет за собой 40
болезней; к порче слизи и к 20 хворям могут привести
бездействие, апатия и
продолжительный сон.
Кроме того, причинами хвори считались нарушения
природного равновесия между тремя элементами тела. В трактате Сушруты
выделены три причины вероятного нарушения этого равновесия:
— патологические изменения внутри самого
организма, обусловленные либо
естественными отклонениями от нормы, либо неблагоприятным
для здоровья обра
зом жизни человека;
— наружные обстоятельства (воздействие климата, травмы,
отравления, укусы змей и
другие сходственные причины);
— деянье сверхъестественных сил — богов и
бесов, а также «неизбежных
процессов», сопровождающих старение организма.
Исторические параллели:
В медицине многих стран Древнего мира, античности и
средневековья распознавали хвори, происходящие от природных и
сверхъестественных причин. Сведения об этом содержат клинописные таблички и
египетские папирусы, римские энциклопедии и христианские средневековые
рукописи. Искусство врачевания включало в себя знание о том, какие методы
следует применять в различных случаях. Занимателен в этом отношении эпизод из
жизни знаменитого китайского философа «совершенномудрого» Мо Цзы (V—Wee. до
н.э.). Когда он заболел, к нему пришел воспитанник и спросил: «Господин, вы
разговаривайте, что духи мудры и правят бедствиями и благословениями. Они
награждают добросердечно и наказывают зло. Вы — совершенномудрый, как же вы можете
болеть? Значит ли это, что ваше учение не совсем правильно, или что духи
все-таки не так уж разумны?». Мо Цзы ответил ему: «Даже если я болен, почему
духи не обязаны быть разумны? Есть много путей, которыми человек может
подхватить хворь. Некоторые хвори подхватываются из-за жары или мороза,
иные — от усталости. Если из ста дверей закрыта лишь одна, разве грабители
не смогут войти?».
Обратимся к иному историческому свидетельству.
Христианский епископ Григорий Тур-ский (Vie.) рассказывает в своих записках о
том, как единожды, почувствовав сильную головную боль, он пошел в церковь и
помолился у гробницы святого — боль притихла. Однако он не остановился на этом и
предполагая, что причиной боли был излишек крови, сделал себе кровопускание.
Боль тотчас возобновилась. «Каждый человек может из этого происшествия
вывести поучение, — заключает епископ, — что не следует прибегать к земным
средствам тому, кто раз уже имел счастье испытать врачевание небесными
средствами».
Вот наставление Сушруты для ухода за зубами: «Встав рано
со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой
червями ветки дерева…, которая зубами расщепляется на конце в виде
кисточки. В зависимости от медли года и характера человека избирают
дерево кислого, горького или вяжущего вкуса. Кроме щетки, повседневно
применяется также паста, содержащая мед, растительные масла и ряд
ароматических ингредиентов. Каждый зуб чистится раздельно, причем следует
избегать повреждения десны».
Исторические параллели: Сходственные приспособления для чистки
зубов были описаны в китайских гигиенических и медицинских трактатах. Они
также применяются у многих современных народов.
Индийские лекари знали о том, что бешенство происходит от
укуса яростными животными, прославились своими противоядиями от укусов змеи.
Сушрута пишет о 80 видах ядовитых змей и трех видах противоядий: воде,
рвотных и слабительных средствах, а также о необходимости безотлагательно
перетянуть укушенную часть тела выше раны. Практиковалось также высасывание,
причем между губами и раной прокладывали кусочек рыбьего пузыря.
Исторические параллели: Сходственным образом египетские лекари
обезвреживали укус скорпиона. Из раны отсасывали кровь и прикладывали выше
раны тугую повязку, чтобы яд не распространялся.
В трактатах Чараки и Сушруты великое значение придается
лечебной этике (от греч. «ethos» — обычай, характер). Сообразно древним
легендам, боги смешали небо и землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной
из них был врач. Его положение в сообществе было условно высоким, но и требования
к нему предъявлялись большие. Сушрута в своем трактате писал: «Врач,
неискусный в операциях, прибывает у кровати больного в замешательство… Врач,
умеющий только оперировать и брезгающий теоретическими сведениями, не
заслуживает почтенья и может подвергать опасности даже жизнь королей. Каждый из
них обладает только половиной своего искусства и схож на птицу с одним
крылом».
Медицинские трактаты непрерывно подчеркивают, что истинный
врач кроме превосходного знания теории и практики обязан владеть высоконравственными
достоинствами: бескорыстием, правдивостью, отвагою, самообладанием. Медицина
требует от человека большей нравственной стойкости, чем иные профессии. Долг
перед пациентом следует ставить выше собственной заинтересованности. В случае
неизлечимой хвори врач обязан правдиво признать свое бессилие. Предписания
лечебной этики дотрагивались и наружного вида доктора: требовалось, чтобы «врач,
который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен,
долготерпелив, носил кратко остриженную бороду, усердно вычищенные,
обрезанные ногти, белую надушенную благоуханиями одежду, выходил из дома не
иначе, как с палкой и зонтиком и в необыкновенности избегал болтовни».
В Древней Индии существовало понятие лечебной сокровенны:
сведения, полученные от больного, не разглашались, если они могли произвести
тяжелое впечатление на недалёких людей. Врач не обязан был извещать пациенту о
тех своих наблюдениях, которые могли отрицательно повлиять на искреннее
состояние больного и таким образом помешать выздоровлению. Это
подходило аюрведическим представлениям о необходимости искреннего покоя
для сохранения здоровья.