Сотрудники университета Джонса Хопкинса обнаружили завуалированное изображение головного мозга человека на одной из фресок Микеланджело в Сикстинской капелле, пишет The New York Times. По воззренью исследователей, структуры мозга были вписаны живописцем в изображение шеи и подбородка Господа-творца на фреске “Отделение света от тьмы”.
В статье, опубликованной в журнале Neuroscience, нейрохирург Рафаэль Тамарго (Rafael J. Tamargo) и медицинский иллюстратор Иан Сук (Ian Suk) анализируют не подходящие нормальной анатомии человека выпячивания и впадины на шее центрального персонажа композиции.
Иллюстрация из статьи в Neurosurgery
Тамарго и Сук считают, что эти деформации представляют собой ни что иное, как изображение нижней поверхности головного мозга, включая мост, пирамиды продолговатого мозга, ножки мозга, мозжечок, часть височной части, перекрест зрительных нервов и так далее.
В подтверждение своей версии исследователи подсказывают об упорных занятиях Микеланджело анатомией человека. Кроме того, по их воззренью, художник устремлялся сосредоточить внимание созерцателей на осматриваемом ими фрагменте фрески. Об этом свидетельствуют такие детали, как поза центрального персонажа, положение его подбородка, укороченная, по сопоставленью с иными изображениями ветхозаветного Господа кисти Микеланджело, борода, а также необыкновенности забавы света и тени.
“Мы предполагаем, что Микеланджело, будучи глубоко религиозным человеком и глубоким знатоком анатомии, желал углубить значимость этой наиглавнейшей, с точки зрения иконографии, фрески и, вероятно, увековечить свои достижения в области изучения анатомии, включив изображение трудной структуры мозга в образ Бога”, - заключают ученые.
Статья исследователей, опубликованная в журнале Neurosurgery– далеко не первая попытка обнаружить следы анатомических упражнений Микеланджело в работах живописца. В 1990 году автор статьи, опубликованной в Journal of the American Medical Association, описал обнаруженное им изображение мозга человека на иной фреске Сикстинской капеллы – “Сотворении Адама”. Несколько позже нефролог из американского Университета Бэйлора усмотрел на иной фреске живописца изображение почки.
Историки искусства по-различному отнеслись к находке Тамарго и Сука. В частности, учитель истории живописи из Калифорнийского университета Джоанна Вудс-Марсден охарактеризовала их исследование как “полную бессмыслицу”, построенную на произвольной разметке ренессансных полотен. В то же время, специалист по живописи эпохи Ренессанса Гейл Гейгер из Университета Висконсина заявила, что считает работу исследователей добротной, а их доводы - достаточно убедительными.