Автомобильные аптечки используются гражданами, не имеющими медицинского образования, и предназначены для оказания первой поддержки пострадавшим в ДТП. Это и определило главные отличия нового разработанного состава от ветхого: существенное увеличение в составе аптечки перевязочных средств и неименье в аптечке лекарств.
Увеличение числа перевязочных средств связано с тем, что при ДТП основным фактором, приводящим к смерти или тяжелому состоянию пострадавшего, является кровотечение. Входящие в состав ветхой Аптечки 3 бинта не дозволяли оказать помощь даже одному пострадавшему, имеющему несколько ран.
Исключение медикаментов из состава Аптечки обусловлено следующим:
- Нахождение лечебных препаратов в автомобиле, где температура может колебаться в пределах от – 40 до +55 градусов по Цельсию, является грубым нарушением условий хранения медикаментов и может привести к тому, что препарат будет испорчен и станет опасным при его применении.
- Возрастает срок годности Аптечек.
- Идеология комплектации Аптечек подобна опыту развитых иностранных стран, которые имеют великой опыт оказания поддержки пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе водителями транспортных средств.
Утвержденный новый состав аптечки рассчитан на оказание первой поддержки при травмах и угрожающих жизни состояниях и является обязательным. При этом водитель может по своему усмотрению беречь в аптечке целебные средства и изделия медицинского назначения для собственного пользования, принимаемые им самостоятельно или рекомендованные врачующим лекарем и находящиеся в свободной продаже в аптеках.
Некоторые эксперты высказывают воззрения, что исключение медикаментов из состава аптечки приведет к увеличению смертности от ДТП и сделает последствия дорожно-транспортного травматизма более тяжелыми. Это не подходит действительности, так как входящие в состав аптечки ветхого образчика анальгин, ацетилсалициловая кислота, активированный уголь, валидол, нитроглицерин, корвалол, раствор аммиака и раствор бриллиантовой зелени не имеют никакого отношения к оказанию поддержки пострадавшим в ДТП и не влияют на смертность.
Введение в действие аптечки первой поддержки (автомобильной) нового состава, наряду с повышением качества подготовки водителей к оказанию первой поддержки будет способствовать увеличению частоты и эффективности оказания первой поддержки. Это в свою очередь снизит частоту смертности, инвалидности и сроков временной утраты трудоспособности от травм.
Приказ по новому составу автомобильной аптечки первой поддержки вступит в деяние с 1 июля 2010 года. Это позволит производителям аптечек в рабочем режиме внести необходимые изменения в производственную документацию и подготовиться к выпуску аптечек нового образчика. Кроме того, к 1 июля кончается ежегодное увеличение спроса на аптечки, что позволит избежать ажиотажа и временного дефицита аптечек.
Предусмотрена в приказе и возможность плавного замещения аптечек ветхого образчика новыми. Все аптечки, произведенные до вступления в деяние указа, будут действительны и после вступления указа в силу до окончания их срока годности. Поэтому автовладельцу не придется, покупав, например, в мае 2010 года аптечку ветхого образчика, после 1 июля сразу приобретать новую.
Справочно
Согласно результатам исследований, проведенных в России и за рубежом, оказание своевременной и адекватной первой поддержки, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий позволяет сократить количество неблагоприятных исходов. В значительном числе случаев смерть (в том числе в результате нарушения дыхания или вследствие кровотечений) может быть предотвращена гражданами, наученными оказанию первой поддержки, в том числе водителями.
В ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» выполнен анализ нормативного регулирования вопросов оказания водителями транспортных средств первой поддержки пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. Выучена история принятия нормативных документов, регламентирующих требования оснащенности автотранспорта аптечками первой поддержки.
Подробно выучен российский и иностранный опыт разработки, внедрения и применения аптечек первой поддержки для оснащения транспортных средств. Проведен доскональный анализ состава аптечки первой поддержки, утвержденной Указом Минздравмедпрома России от 20.08.1996 №325, а также аптечек для автотранспорта на Украине, в республике Беларусь и в Республике Казахстан.
По итогам был утвержден указ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 сентября 2009 года № 697н «О внесении изменений в указ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 августа 1996 г. № 325».
Кроме самого состава аптечки были разработаны рекомендации по внедрению аптечек на территории Российской Федерации.