Страх перед родами.
Историческое и религиозное влияние
Если мы проследим историю европейской цивилизации, то мы увидим, что на всем ее протяжении звучали слова о том, что рождение ребенка почти всегда сопровождается болью. И мужчины, и женщины не отрицали идеи, что мучения – неотъемлемая часть родов. И ожидание их начала – трудное ожидание. Для целых поколений непременность боли воспринималась как факт. Это отражено в книгах и пьесах. Видимо, их создатели концентрировались на негативном, чтобы привлечь читателя и созерцателя, что, впрочем, делается и в наши дни.
Древняя практика и языческая религия. Во времена Гиппократа, четыре или пять веков до нашей эры, существовали разные точки зрения на роды. В Египте, три тысячи лет до нашей эры, женщинам в родах подсобляли священники. Многие нации в прошлом прибегали к магии колдовства, и, благодаря силе внушения, часто очень удачно. Из сохранившихся писаний мы узнаем, что для того, чтобы женщина родила прытче, нередко использовали разные травы и снадобья. Можно предположить, что даже первобытные люди подсобляли женщинам в родах в соответствии с обычаями того медли.
Гиппократ жил очень давно, с 460 до 355 г. до нашей эры. Но и в наши дни медики зачитываются его афоризмами. Именно он первым осознал, что мы сами лекари своих хворей – т.е. гораздо проще предотвратить заболевание, чем вылечить его. Гиппократ указывал, что ежедневная программа самодисциплины здоровой личности обязана непременно включать диету, физические упражнения, свежий воздух. Следует не забывать о простых житейских вещах, предуведомляющих и нейтрализующих заболевания, и, вероятно, тогда не придется использовать лекарства, ну а уж хирургическое вмешательство обязано быть заключительным средством. Многих из нас, наверное, удивит, что эти вещи были написаны так давно!
Сегодня в США, Англии и многих иных странах все лекари дают присягу Гиппократа, присягу верности своей науке. Слова этой клятвы актуальны и по сей день. Те, кому дано право навещать пациентов, не обязаны забывать о ней, обязаны вдуматься в объясненье ее добропорядочных слов. Вот выдержки из клятвы:
Я неустанно буду беспокоиться о благе моих пациентов. Я буду делать все, что в моих мощах и никогда не причиню ущерба. Никому в угоду я не пропишу смертельное лекарство и не дам совет, который может привести к смерти… Если я буду верно беречь эту присягу, я смогу с удовольствием практиковаться в своем искусстве, уважаемый всеми людьми во все времена. Но если я нарушу ее, то поражение будет моим жребием…
К раскаянью, даже сегодня, в моей профессиональной карьере я часто вижу только малую долю исполненья этой клятвы, принципы ее нередко игнорируются. Но как бы то ни было, вся современная медицина до сих пор держится на учении Гиппократа. Если бы принципы Гиппократа, такие простые и разумные, были бы сегодня пересмотрены, бесспорно, изменился бы и уклад нашей жизни, исчезла бы ее гармония. Гиппократ предъявлял взыскательные требования к своим воспитанникам, но и сам он всегда исполнял на практике все, что проповедовал.
Нет авторитетов, есть истина. Гиппократ учил, что выводы нужно делать, лишь исходя из фактов. Врач не обязан увлекаться разными научными течениями, не подтвержденными тщательными наблюдениями. Правильная наука признает и порождает только знание, а воззренья пренебрегает.
Учение Гиппократа основано на законах природы, как их разумели в то время. А это было время исследования скрыты источника жизни, секретов ее поддержания и воссоздания. Гиппократ старался обучать акушерок. Он не сыскал места страху при родах, за исключением тех патологических случаев, которые могли бы возникнуть после допущенных погрешностей. Такая уверенность базировалась на признании, что воссоздание рода человеческого выполняется по природным законам природы. Студентам и лекарям того медли часто внушалось: Всегда, когда можно, удерживайтесь от вмешательства. Утверждение применялось и к женщинам, наблюдавшимся в родах. Главно понять, что с тех пор ничего не изменилось в представлении родов. Роды – это претворение в жизнь законов природы.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) пошел дальше. В его работах мы обретаем точные и верные наблюдения за родами. Он, вероятно, был первым, кто утверждал, что в памяти женщины уже заложено желание иметь ребенка. Большой натуралист, он первым исследовал развитие цыпленка внутри яйца.
Греческая школа Гиппократа безраздельно властвовала до времен появления Сорануса из Эфеса, жившего в конце первого и начале второго веков нашей эры. Он претворял в жизнь принципы греческих акушеров, основанные на человечности. Создав примерно в 79 г. известный трактат по акушерству, Соранус стал наибольшим из всех древних акушеров-клинистов и был почитаем, как самый основной авторитет в акушерстве и педиатрии. Он отбрасывал все суеверия, связанные с родами, он призывал почитать чувства женщины. Он никогда не упоминал слово страх, он не ждал его появления даже, если приключались некоторые отклонения в исполненьи природных функций организма. Его работы, столь актуальные и сегодня, после его смерти были собраны монахами и спрятаны в келье монастыря. Вскоре они были забыты и обнаружены лишь через века.
Да, о боли при родах сказали и раньше, и в те времена, но только при происхождении каких-то осложнений, отклонений от природного хода событий. Страх – это эмоция, берущая начало из примитивного инстинкта выживания, это природная защитная реакция, побуждающая человека избегать опасности.
Что изумительно: мысль, что страх при родах – это противоестественное, патологическое и губительное состояние, оспаривается чаще в Европе, чем где-либо еще. Те, кто много странствует и посещал среди наций, не столкнувшихся еще с европейской цивилизацией, обнаруживали, что там страх родов тревожит только маленькой процент народонаселения. Это, кстати, подтверждает то, что мы читаем в работах древнейших исследователей: те, кто страдает в родах от страха, имеют на то особую причину. Если беременная женщина побаивается родов, то нужно как можно прытче определить источник страха. Сделать это очень главно, потому что между страхом и болью существует очень узкая связь. Кроме всего прочего, необходимо обратить внимание, не влияют ли на будущую мать суеверия или религиозные обычаи той этнической группы, к которой она принадлежит. Страх, испытываемый по религиозным убеждениям, нарушает психическую и физиологическую целостность родов. Любой лишний страх – это патологическое состояние.
Язычество требует от верующих безусловной веры в то, что любые жизненные события управляются извне. Это управление исполняется или прямо, иди опосредованно одним из предков. У человека все идет хорошо до тех пор, пока он или она взыскательно подчиняются правилам и не вызывают гнева предков. Приключается, что женщину языческой веры гложет мысль о сводом грехе, реальном или придумываемом, и от этого она впадает в депрессию, переполняется страхом во время родов. Она волнуется не только о своей жизни, но и о жизни и благоденствии ребенка. Общая идея практически всех высоконравственных учений и религий содержится в том, что боль и мученье в родах – это расплата за грехи, т.е. если рождается больной или неполноценный ребенок, это расценивается как расплата за грехи, за неповиновение закону.
Знаменито, что некоторые африканские племена предпринимают экстраординарные усилия, чтобы успокоить гнев предков или богов. Когда возникает осложнение в процессе родов, а происходит это очень часто, так как рождающие женщины панически побаиваются расплаты за грехи, то добровольная исповедь подсобляет избавиться от страха, и, как следствие, от болезненных или затянутых родов. То, что исповедь подсобляет во время родов, хорошо знаменито многим племенам. В Конго мы собственными глазами видели доказательство целительного воздействия исповеди. При неименьи патологических изменений ребенок обычно рождается вскоре после отпущения грехов. Таким образом, на ход родов влияют и высоконравственные убеждения женщины.
Средневековье. Примерно в третьем столетии нашей эры в западной цивилизации произошли существенные смены, обусловленные искажением более ранних иудаистско-христианских учений. Знаменито, что христианская церковь этого периода более, чем что-либо иное за заключительные две тысячи лет, затормозила развитие медицины. Желая один из принципов христианского учения гласит, что мы обязаны навещать сирот и вдов в их печали и вылечивать больных, но священники средневековья оговаривали человека, вылечивающего больного, в самонадеянности, в возвеличивании себя до Господа. Это отдавало к язычеству, где мольба и пост были лекарствами на все случаи жизни. Лекарства и снадобья также получались из церквей и монастырей, у священников было необыкновенное право выписывать и распределять их. Изучение законов природы и вера в них считались оскорблениями Церкви, все книги по медицине, включая и труды Сорануса, были конфискованы и запрятаны в монастырях. Когда пала Римская империя, вся медицина опустилась до уровня суеверий, легенд, бальзамов, припарок и амулетов. Больные лечились недолго: они или помирали, или выздоравливали сами.
По сопоставлению с безжалостностью средневековья даже обряды язычества казались простыми, приятными и приемлемыми. Невежество тех, кому давалось право присматривать за женщинами во время родов, доводило их до ужаса. В течение тысячи лет, вплоть до 1520 г., ответственность за роды была полностью узурпирована церковью. Ни одному человеку не было позволено беспокоиться о женщине в родах, кроме как пастырю или пастуху, который ухаживал за больными животными. Роды рассматривались как последствие плотского греха, который искупляется мучениями. Какие бы затруднения ни имела женщина, что бы с ней ни приключалось в процессе родов, для церкви, сообразно ее добронравным принципам, нужна была только жизнь ребенка. Если женщина помирала, то ребенка нередко извлекали через брюшную стенку.
Шестнадцатый и семнадцатый века. Примерно в 1513 г. немец Ючариус Роэсслин обнаружил спрятанные работы Сорануса и иных древних медиков-исследователей. Примерно в 1515 г. он написал первую книгу по акушерству, составив свой манускрипт из тщательно отобранных работ проницательных лекарей и разумных философов прошлого.
Книга Ючариуса Роэсслина – это монументальный труд о родах с образцами, непосредственно взятыми из жизни. Через девять лет после ее публикации доктор Вейс из Гамбурга, полагая, что о родах все же слишком малюсенько знаменито, к тому же, имеющиеся знания взяты необыкновенно только из книг, осмелился сам понаблюдать рождение ребенка. Так как мужчине в то время не позволялось участвовать в родах, закон был крайне непреклонен, он оделся, как повитуха. Его наблюдения были бесценны. Снова появился прогресс в акушерстве. Но вскоре врач Вейс был разоблачен иными повитухами, и о нем доложили властям. За это правонарушение, за эту ересь доктор Вейс из Гамбурга был заживо сожжен на костре. Подумайте, это случилось всего лишь четыреста лет назад!
Почти до 1580 г. лишь пресвитерам и пастухам было позволено участвовать в родах, лекарям еще не разрешалось подсоблять повитухам. Двести пятьдесят лет назад лекари, наконец-то, стали принимать отдельные роды, ну, а позже и хирурги нашли прибавленье своему искусству. Однако чувства женщины по-минувшему в расчет не принимались.
В так именуемую эпоху религиозной веры шестнадцатого и семнадцатого веков в Англии, если приключались какие-то осложнения в родах, было принято крестить ребенка до рождения, таким образом спасая его душу. Ребенка орошали святой водой, факты материнской смерти еще не привлекали внимания.
Я считаю Библию наиболее содержательным историческим писанием, очень полезным для чтения. Однако как много женщин, изучая Библию, уверялись в том, что роды – это трудное и болезненное испытание, потому что в Книге Бытия 3:16 Господь разговаривает Еве: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в хвори будешь ты рождать детей. Этот отрывок известен, как Проклятие Евы. Из него выходило, что каждое рождение автоматически будет сопровождаться несчастьем, болью и печалью. Ссылаясь именно на эту главу, многие люди до сих пор придерживаются воззренья, что учение об природных родах противостоит Библии.
Ничего не может быть дальше от правды! Ибо не всегда нужно веровать переводчикам. Да, Библия – священное руководство, но ее настоящая сущность открылась только творцам настоящих манускриптов, рукой которых водил сам Господь.
Ученые-библиографы тщательно исследовали еврейские и греческие манускрипты, с которых была переведена великая часть Библии. Они пришли к заключению, что слова, дотрагивающиеся родов, значат быстрее не боль, а труд. Увлекаясь этим вопросом много лет, я получил в свою собственную библиотеку многочисленную коллекцию Библий и обнаружил, что некоторые переводы отличаются от перевода большого короля Джеймса, царствовавшего в период с 1604 по 1611 г.
Возьмем, например, главу от Исайи, 21:3. Я как-то открыл экземпляр женевской Библии, впервые опубликованной в 1560 г., и обнаружил, что слова боль и острая боль в ней не были использованы, а вот слово скорбь повторена три раза. Затем я заглянул в экземпляр Библии епископов (впервые опубликованной в 1568г.), и увидел, что там слова боль и острая боль появляются. Отсюда можно сделать вывод, что перевод короля Джеймса был, быстрее всего, переводом с Библии епископов, а не с женевской Библии. Вслед за королем Джеймсом те же самые термины были переведены и последующими переводчиками.
Эта неточность была исправлена еврейскими учеными. Один из них, Реверенд Б.Д. Гласе, уделивший немало медли исследованию этого предмета, написал мне следующее:
Одна вещь не дает мне покоя. Почему в Библии говорится о родах как о болезненном, опасном, тяжелом испытании? Так учили меня, и теперь учат моих воспитанников. После прочтения Вашей книги Откровение родов я почувствовал, что обязан исследовать Библию более тщательно, чтобы выяснить значение выражений условно родов.
Мне было очень приятно, когда я прочел первое предложение Книги Бытия 3:16 и понял, что еврейское слово etzev, не совсем точно переведено. Слово боль по-еврейски не etzev, а ke-iv (боль), tzaar (скорбь), yesurim (сильная боль).
Никогда ни один еврейский ученый не использовал бы слово etzev как обозначение боли. У слова etzev много значений, в том числе и труд, работа, усилие (гляди Книгу Бытия 5:29, слова, обращенные к Ною: Он успокаивает нас в работе нашей и трудах наших).
В присказках 14:13 etzev используется, как выражение слов труд, работа, усилие, например, во всякой работе есть выгода.
Etzev может значить и обеспокоенный или взбудораженный, как упомянуто в Книге Бытия 6:6. В главе 45, параграф 5 etzev переводится как огорченный, но, на мой взгляд, ворчливый, ворчливый подходило бы здесь превосходнее.
Слово etzev имеет еще одно значение – тревожиться, быть в смятении. Как это выражено у Самуила 20:3 – чтобы не был он в смятении.
Я подсчитал: в Библии слово etzev используется примерно 16 раз и ни разу оно не выражает значения боль. Мы можем трактовать слово etzev по-различному, придавая ему разные оттенки, но только не боль.
Я мыслю, в прошлом переводчики Библии переводили слово etzev именно так потому, что они сами не представляли родов без мучений и мучений. Ни один из пророков никогда не использовал в своих выражениях это слово применительно к родам. Они использовали слова tzirin (в расстройстве), а vchavalim как сокращение или напряжение мышц и волокон.
Все эти слова звучат и в Ваших цитатах из Библии, и Вы правы, они действительно не значат боль. Просто они употреблялись вместе со словом yeloda, которое значит женщина в родах, поэтому переводчики сами от себя прибавляли слова боль и родовые пытки.
Если мы перенесемся во времена ученых времен Джеймса 1 (1604-1611 гг.), то легко поймем, почему переводчики тогда сказали о родах, как о тяжелом испытании. Они использовали слово боль, потому что веровали, что этот термин в данном случае подходит превосходнее всего. Во времена этой эпохи акушерство было в полном упадке. Анестетики и антисептики были открыты только через 250 лет. Первая английская книга по акушерству была опубликована пятьюдесятью годами позже. И желая несколько манускриптов появилось намного раньше, предназначались они, в главном, для тесного круга, да и к тому же, они немногим превосходили работы Сорануса, жившего, как знаменито, во втором веке нашей эры. Множество женщин помирали в родильных домах. Страшные условия Hotel de Dieu в Париже способствовали происхождению эпидемий послеродового сепсиса. Ничем не превосходнее были условия и в Англии. Судя по невзгодам того медли, кажется мудрым, что переводчики использовали слове боль. Ведь до середины двадцатого века не было ни антибиотиков, ни антисептиков, поэтому при патологических родах женщины страшно страдали.
В исследованиях Эрнста Бурхарда, переводчика книги Роды без страха на немецкий язык, отмечается, что немецкое слово wehen (боль) не было обнаружено в рукописных немецких работах, созданных до начала средних веков:
Профессор Джозеф Де Ли в предисловии статьи Принципы и практика акушерства (1942 г.) разговаривает, что с незапамятных времен все народы воспринимали схватки в родах как болезненный процесс, и соответственно нарекали их болями, dolores, dolori, douleurs или по-немецки wehen. Нет доказательств этому суждению. Против, кажется достоверным, что эти термины появились только с приходом цивилизации. Наше немецкое слово wehen до средних веков ни разу не встречается в рукописях. Я выяснил, что часто используемое слово wehmutter (повитуха, буквально мать пламенея) определенно имело искусственное происхождение. Доктор Мартин Лютер изобрел его, когда переводил Библию. До 1540 г. оно не существовало.
Доктор Рудольф Хеллман из Гамбурга в статье Schmerz oder Erlebnis der Entbindung (январь 1959 г.) дает дополнительные объяснения к переводам немецкой Библии:
Дик-Рид утверждает, что еврейское слово etzev обязано переводиться не как боль, а трактоваться как тяжелый труд, усилие, утомление и работа, С ним согласны и опрошенные мною иные исследователи, к образцу, Адлер; они также пришли к заключению, что боль не была указанием Христа. К тому же, как доказал несколько лет назад Дик-Рид, роды – это природный физиологический процесс, они не обязаны ассоциироваться с сильной болью. Он убежден, что боль при родах не могла быть волеизъявлением Создателя.
Ведь именно в Библии мы обретаем упоминание о легких родах. Во второй книге Моисея (Исход) 1:15, Король Египетский приказывает еврейским повивальным бабкам Шифре и Пуе убивать родившихся сыновей прямо на скамейке (без сомнения, здесь упоминается скамейка для родов, которой пользовались во времена Лютера). Повивальные бабки отвечали: Они успевают рождать прежде, чем к ним прибывает повивальная бабка. К слову сказать, изобретенное Лютером звучное сочетание мать пламенея не прижилось и было отброшено за ненадобностью сразу же после 1540 г.
Граф Виттгенштейн в своей книге Человек перед родами повторяет за Джанкелем: Много приготовлю тебе тягостного труда и стонов; в пытках родится твой ребенок. Устарелое неточное выражение было правдиво заучено духовными личиками и учеными, детьми и взрослыми, которые привыкли доверять написанному слову.
В своей блистающей работе Витгенштейн также упоминает о том, что греки нарекали боль лающим сторожевым псом здоровья, и что боль занимает основное место в системе предостереженья хворей и охраны организма: …Кажется достаточно нелепым, что боль, являясь беспокойным сигналом в родах, в то же самое время мешает активности матери.
Извинительно, что переводчики, жившие 400 лет назад, предпочли именно такую трактовку, однако трудно понять, как эти, явно спорные переводы, могли оставаться приемлемыми для многих современных ученых, которые до сих пор копируют и даже множат оплошности, желая у них под рукой есть гораздо больше манускриптов. Они могли бы сделать правильные выводы.
Но я не ставлю своей целью упрекать ученых в некомпетентности, не это основное. Основное, что женский страх до сих пор поддерживается молитвенником, который практически не изменился с 1662 г. Существует даже специальная служба, знаменитая, как Мольба женщины, которая содержит благодарение женщиной Господа после родов и закапчивается такими словами: О, Господь Всемогущий, я покорно благодарю тебя за то, что ты помог мне разродиться и избавил от большой боли и опасности….
Могли ли мы ждать, что женщина поверит в безболезненные роды. Поверит, что они могут быть диковинно радостным моментом? Когда я обговаривал эту службу с одной двадцатитрехлетней девушкой, она воскликнула: Разве за это нужно благодарить Господа?. Разве не гордость обязана переполнять сердце каждой юной матери, когда она впервые видит своего ребенка? Однако церковь требует, чтобы она сказала: Спасибо Господи, что ты позволил мне пройти невредимой через весь этот ад. Так великолепно оставаться живой назло выполненной величественнейшей из всех природных функций, для которой, Господи, ты умышленно и создал меня, желая и сделал ее опасной и болезненной.
Какая пародия на правду! Нет, не за то женщины благодарят Господа, что он уберег их от боли и опасности. Ни разу я этого не слышал. Женщины благодарят Господа за то, что он дал им ребенка.
Церковь в соответствии с главными учениями Библии обязана учить красе и отважности, готовя женщину к природному исполнению своей функции. Мы не обязаны забывать Рождества Христова. Миллионы католиков почитают Мадонну с младенцем. Протестанты также признают духовное участие в родах.
Давайте воспринимать учения прошлого, в которых говорится об ужасах родов, не подтверждающимися жизнью и помнить о том, что история родов – это позор цивилизации.
Последнее столетие
С 1847 г. роды стали казаться для женщин более ясным событием, так как именно в это время Джеймс Симпсон открыл хлороформ, тем самым положив начало эры обезболивания. Церковь жестоко осуждала Симпсона за обеспечение обезболивающими средствами женщин при патологических родах. Высокие церковные сановники с гневом писали: Хлороформ – это ловушка Сатаны. Сатана якобы желает осчастливить женщину, но на самом деле устремляется к тому, чтобы в трудные минуты жизни она обращалась за поддержкою не с мольбой к Всевышнему, а к нему. Это приведет к ожесточению сообщества.
Подумать только, это было во времена моего отца! Но, как бы то ни было, анестезия осталась. Более того, она начала спользоваться во всех родах, вне зависимости – атологические они или нет. Однако почему же всегда нестезия? Ведь в природном состоянии в ней нет необходимости. Желая понятно – всегда легче использовать открытые наукой препараты, снижающие боль, чем исследовать причины боли. Но, несмотря на то, что анестезия часто становилась причиной того, что женщина лишалась радости осознания своего достижения, она была наибольшей подмогой для будущей матери, начало ее применения стало главным шагом в развитии акушерства.
В 1854 г. Флоренс Найтингел одной из первых заговорила о том, что чистота и свежий воздух крайне необходимы для больниц. За этим начали внимательно следить во времена Крымской войны. Тогда санчасти являли собой образец того, как нужно ухаживать за больными и ранеными. Пьющие, непорядочные лекари, присутствующие в клиниках и роддомах, начали пропадать. С их уходом уменьшились случаи происхожденья послеродового сепсиса, но все одинаково процент смертности у рожениц был еще весьма велик – 12-15% потенциально нормальных родов. Это значило, что от послеродового сепсиса помирала каждая восьмая абсолютно здоровая женщина!
Примерно в то же самое время Игназ Филипп Земмельвейс, молодой человек, работающий доктором в роддоме Вены, пришел к заключению, что причина смертей заключена внутри роддома. Поэтому он каждого акушера и студента перед посещением женщин принуждал мыть руки в растворе хлорной извести. Уровень смертности в его палатах сразу же упал до 3%, а вскоре и до 1%. Это был первый наибольший шаг в предотвращении смерти пациенток. Открытие Земмельвейса опровергало учения древних, разговаривающих, что смерть навлекает вмешательство в законы природы. Несмотря на удачное спасение жизней, Земмельвейсу было предложено оставить клинику. Молодому талантливейшему доктору заявили, что он не имеет права требовать мытья рук, и он был уволен. Это сломило его, и вскоре он умер.
До 1866 г. об асептике ничего не знали. Как управляло, больницы были организованы священниками. Вероятно, они руководствовались разумными намерениями, когда перемещали больных из лачуг в больницы, под опеку лекарей. Ведь те, кто оставался дома, помирали. Парадокс был в том, что те, кто прибывал в клинику для излечения, помирали гораздо чаще. Трудно представить, как можно ампутировать доли тела, производить лапаротомии и кесарева сечения без какой-либо анестезии! Ну, и в довершение всего – происхожденье сепсиса, дающего высокий процент смертности.
Вероятно, каждый из нас задумывался о том, как много зла мы причиняем иногда, когда устремляемся делать только благо!
В 1866 г. Джозеф Листер впервые начал практиковать антисептики и продолжал использовать их назло оппозиции и шуткам своих коллег. Потом Луи Пастер открыл ферментацию и прививки, а Роберт Кох обнаружил бактерии. Они стали основоположниками такой науки, как бактериология. Это новаторство коренным образом изменило все былые взоры!
Прогресс в разных ветвях медицины способствовал и успехам в акушерстве. В начале двадцатого века снизился уровень смертности в родах, снималась жестокая боль, однако роженицы все еще сталкивались личиком к личику с трудностями. Все так же часто роды сопровождала боль, по-минувшему были непонятны причины ее происхожденья, и ее можно было прекратить только отключением сознания. Но это влекло за собой иную опасность: было непонятно, как бессознательное состояние матери скажется на ребенке. Многими учеными боль же по-минувшему допускалась, как неминуемое сопровождение родов, впрочем, как и сейчас.
Я не разумею тех, кто разговаривает, что роженицы не обязаны опасаться. Кого из нас не охватывает приступ малодушия перед началом какого-либо испытания, когда мы не уверены в том, что не возникнет ужасная боль, не появится опасность увечья? Кто может стопроцентно гарантировать женщине о том, что все не закончится смертью – ее или ребенка? Мы знаем лишь немногих, кто не испытывал страха: это были женщины, правильно верующие в справедливость Господа и в святость собственных тел. По моему воззрению, такие женщины глубоко веруют в законы природы. Они не занимаются формулировками законов, просто всегда водят себя природно в любой жизненной ситуации.
Открытия в медицине, сделанные за заключительные 150 лет, столь обширны и величавы, что заслуживают хвалы и признательности. Постепенно пришли к истине: безопасность рожениц стала объектом исследований. Результаты были изумляющими. Это было время, когда родились наши мамы и бабушки. В наши дни, когда основная опасность преодолена, мы обязаны идти дальше – полностью избавить женщин от страха, сделать роды счастливыми. Казалось, отсюда следует, что нужно драться со всяческим дискомфортом. Но дискомфорт имеет и плюсы, он усиливает радостные эмоции, когда все позади. В наше время мы можем сделать жизнь женщины, призванной воссоздавать наш род, более полной, более приближенной к природным законам.
Если мы желаем, чтобы роды были легкими, без риска для здоровья матери и ребенка, то мы обязаны идти дальше. Мы обязаны понять, что роды – и духовное, и физическое достижение. По страницам этой книги красной нитью проходит мысль о том, что рождение ребенка – это воплощение, кульминация любви между мужчиной и женщиной. Как мы знаем, в христианстве Бог благословляет любовь, он одарил ею мужчин и женщин. Не знаю, может быть, вскоре ученые полностью докажут справедливость материализма, и религия останется только оружием в руках психиатров. Но имея непосредственное отношение к процессу появления на свет нового человека, я проникся идеей, что достижения науки не достаточны, границы человеческих знаний достигли только предгорья вершин Всеведения. Созданная мною философия родов написана с точки зрения веры в Господа.
Что дотрагивается меня самого, то я благоговею и преклоняюсь перед женщиной с новорожденным ребенком на руках. Можно так много увидеть и услышать, находясь рядом с ними! Это невероятно выразить словами. Сознаюсь, что смотря на счастливую мать, я ощущаю себя в чем-то ущемленным. Вероятно, среди моих коллег есть ощущающие то же самое. Акушерство обязано стать наукой, требующей самого глубокого почтения.
Я вспоминаю одну женщину, которая ждала появления на свет своего второго ребенка с заметно большей уверенностью, чем первого, что и не изумительно. Роды были природные и удачно проходящие. Ребенок был крупный, но женщина рождала с неутомимой энергией. Длинно ли еще? – спросила она взволнованно, так как схватки все еще длились. Он быстро будет здесь, – ответил я. – Почему вы спрашиваете так взволнованно? Я полагаюсь, вы не так устали? Нет, просто я вспомнила, как появился на свет Джон. Я хочу побыстрее услышать крик моего малыша, видеть и чувствовать в своих руках его пухлое и розовое тельце. Я с нетерпением жду священного ощущения – я просто не могу описать его вам. Оно быстро настанет, не так ли, доктор?
Скажите, стоило ли желать, чтобы стерлись ее воспоминания о первых родах? При рождении ребенка женщина испытывает такой восторг, такую признательность, что сознание ее обращается к духовному. Что может дать ей в этом случае материализм и атеизм? Мне кажется, что обращение в таких случаях к материализму можно сравнить с просьбой к слепому перевести через улицу.