Как воспитывать мальчика и девочку.
Перед родителями и разнополых, и однополых детей встаёт очень главный вопрос: Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек? Мы постараемся вам помочь. Для начала необходимо знать, что проблемами и вопросами воспитания занимается наука, имя которой нейропедагогика, и именно она раскрывает и осваивает новые научные подходы к обучению и воспитанию мальчиков и девочек в семье, в образовательных и воспитательных учреждениях.
Ни для кого не секрет, что все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Восприятие всего происходящего у них тоже разно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой трудной деятельности, как забава. Это означает, что у них по-различному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются.
По данным учёных нейропсихологов-нейрофизиологов В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман, мальчиков, даже совсем махоньких, чаще бранят, реже берут на руки, по отношению к ним речь взрослых чаще содержит прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, печальный, весёлый…). Также этими профессионалами отмечается, что у мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к гулу, у них выше кожная чувствительность, т.е. их больше сердит телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их забавы чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства: кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно малюсенького уголка. Забавы же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за ином, кидают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на необыкновенностях развития зрительной системы.
Кроме того, показано, что юношам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.
Кроме того, существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень главно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их расценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них главно, какое они произвели впечатление. Когда мы расцениваем мальчика, он опять переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определённые отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: Я тобой недоволен. Мальчик обязан знать, чем конкретно вы ворчливы, и иметь возможность опять проиграть свои деянья. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга.
Мамам, няням, воспитательницам и, впоследствии, учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика – они-то сами иные. Вот и получается, что мама (или педагог) длинно бранит мальчика, нагнетая эмоции, и злобится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся хладнокровным к её словам. На самом деле он не хладнокровен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может длинно удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит.
По данным ряда исследований, в том числе исследований А.И. Савенкова (профессора, д.пс.н., д.п.н.), одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам (на этапе полового созревания) данное процентное соотношение меняется в выгоду мальчиков. А веская часть девочек, ранее опережавших ровесников в развитии, выравнивается и уходит из разряда одарённых. Чем это обусловлено? Может быть, срабатывает какая-то генетическая программа, а может быть, виновата среда, окружение.
Несколько кратких советов
от творцов книги Юноши и девочки – два различных мира В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман:
Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
Никогда не сопоставляйте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример иным.
Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не пренебрегайте на собственном образце продемонстрировать то, что от неё требуется.
Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
Браня мальчика, кратко и светло изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
Юноши и девочки по-различному устают: девочки истощаются эмоционально, а юноши интеллектуально, бранить одинаково в такой ситуации нелепо.
В случае неудачи не дозволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от лишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.
Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша.
Постарайтесь объяснить ребёнку, что заблуждаться иногда даже нужно.
Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет схож на Вас, совсем не непременно.
Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её на блюдечке, чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.
Из всего вышесказанного можно сделать главный вывод: мальчик и девочка – это два различных мира. Очень часто мы ошибочно реагируем на поступки детей, потому что не разумеем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно посещает меньше, желая разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надобно по-различному. Но непременно очень любить!
Тест для родителей
В меру своего понимания и ощущения ответьте на 20 вопросов, предлагаемых профессионалами, так, как Вы считаете нужным. А потом сравните Ваши ответы с воззреньем людей, профессионально занимающихся вопросами ребяческой психологии.
Итак…
Девочки покорнее мальчиков?
Девочки чаще обороняют слабых?
У мальчиков более аналитический склад ума?
Юноши амбициознее девочек?
Юноши более способны в точных науках?
Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?
Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
У мальчиков превосходнее развивается зрительная память, а у девочек слуховая?
Юноши агрессивнее девочек?
Юноши превосходнее ориентируются на местности?
Девочки пассивнее мальчиков?
У девочек превосходнее развито чувство коллективизма?
Девочки более чувствительны к прикосновениям?
Девочки легче поддаются чужому влиянию?
Юноши более активны?
Девочки более пугливы?
У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?
Девочки менее охотно вступают в соревнование с иными, чем мальчики?
У мальчиков более развита склонность к командованию?
У мальчиков больше изобретательности, а девочки превосходнее справляются с монотонными занятиями?
А теперь слово профессионалам:
Неправда. Только в раннем детстве девочки превосходнее подчиняются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более покорна указаниям старших.
Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.
Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.
Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.
Правда, но только с 12-13 лет, и великую роль в этом играет воздействие окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.
Неправда. Быстрее, юноши более восприимчивы к наружной агрессивности, даже до рождения.
Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница малюсенька.
Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.
Правда. Юноши становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
Правда. Подрастая, юноши проявляют всё великие способности в ориентации на местности.
Неправда. Юноши проявляют активность шумно и резко, а девочки – тише, но гораздо результативнее.
Неправда. Заметной разницы не существует. Юноши обычно объединяются в великие компании, девочки – в группы из 2-3 человек.
Неправда. Существенного отличия нет.
Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному сужденью, а юноши придерживаются управлял забавы, принятых в компании.
Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе посещает по-различному, многое зависит от класса и от учителей.
Неправда. Девочки чаще жалуются, что им ужасно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.
Неправда. Юноши считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки превосходнее приспосабливаются к различным житейским ситуациям.
Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
Неправда. Юноши имеют склонность навязывать свои требования сверстникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
Неправда. Юноши и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.