XII. ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЕ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
Сейчас не только наша западная наука оставляет нас в неведении условно
этой наибольшей из всех человеческих проблем, но и наша западная теология,
основной задачей которой как раз является решение этих проблем, веско
отошла от тех йоги-ческих методов развития духовной интуиции, которые придавали
научный характер древнему христианству, в частности его гностическим школам,
нарекаемым сейчас "еретическими".
И это знание религиозных учений, чисто разумное, а не гностическое, с
подмогою которого становятся дворянами мира – докторами богословия, епископами
или Папой, мудрецы Востока никогда не считали достаточным для того, чтобы
его обладатель имел право быть религиозным учителем.
Просто веровать, что религия правильна и принимать разумом ее символ веры и догматическую
теологию и не проверить ее истинность с подмогою научных методов йоги,- все
это приводит к тому, что слепой водит слепого, как об этом разговаривал Будда и
Большой Сирийский Мудрец.
Здесь обнаруживается одно из главных различий между религиями, в которых
основное место занимает исповедание веры и записанные учения, объявленные точными
и абсолютно достаточными для спасения человечества, и сокровенными учениями, цель
которых – основанное на знании достижения Истины, а не вера в догматы, не
проверенные научным маршрутом.
С одной стороны, мы сталкиваемся с хорошо организованной и во многих случаях
поддерживаемой и обращаемой государством церковью и духовенством, обязанным
распространять догматы вселенских храмов, которые ее члены принуждены исповедовать
под страхом отлучения. А с иной стороны, мы знаем об учениях (передаваемых
тайно, а не через библии), изучение которых одним интеллектуальным способом
не удовлетворяет их последователей. Здесь нет ни традиционных, ни легализованных
церковных организаций и никакой иной веры, кроме той, которую обязан иметь
каждый ученый, чтобы маршрутом тщательных исследований прийти к открытию новых
фактов.
Наблюдаемое на Западе и редко на Востоке необыкновенно рационалистическое
понимание религии приводит к подавлению свободы идеи. Умозрительный анализ
и научная оценка того, что ортодоксальная церковь объявляет подлинным, не зная
о том, подлинно оно или нет, до недавнего медли могло приводить к серьезным
последствиям.
Отчасти в силу неприятия такой церковной тирании, но в главном с целью уберечь
сокровенные знания от профанации духовно непросвещенными людьми, высшие или сокровенные
учения, которые тайно состоят в основании всех мировых религий, всегда передавались,
как и теперь, через немногих избранных. Способы этой передачи могут быть различными,
как показано в наших текстах. Иногда это целиком телепатическая передача,
иногда только с подмогою символов, часто только устно и никогда полностью с
подмогою записей. Такая же система скрытой передачи существовала в древности
во всех мистериальных культах Египта, Греции и Рима и в иных странах, где
они были введены, например у друидов в Галлии, Британии и Ирландии. В истинное
время она существует в оккультных сообществах Индии, Тибета и в иных странах.
Среди туземцев Америки, Африки, Меланезии и Полинезии мы обретаем следы древнего
оккультизма, представленные сокровенными религиозными сообществами. Некоторые тибетские
ламы и индуисты, хорошо знающие оккультизм, считают, что с того медли, как
человек населяет планету, ни один народ, даже самый отсталый и наименее культурный,
не был лишен желая бы какой-то доли сокровенного учения Больших Мудрецов.
Сами гуру разговаривают, что и метод передачи сокровенных учений существует столько,
сколько существует человечество, так как в каждом поколении, среди миллионов
воплотившихся человеческих существ, было всего несколько таких, кто не был
привязан к миру даже в малой ступени. И именно влюбленная в жизнь толпа довольствуется
верой в религию, а не религиозной практикой и ее результатами.