V. АБСОЛЮТ КАК ПРИСУЩИЙ ФЕНОМЕНАЛЬНОМУ МИРУ
Душа, или эго, рассматривается с философских позиций этой школой как воспринимающая
феномены, как микрокосмический аспект, который макрокосми-ческое сознание
воспринимает своим зрением, и как забава иллюзии на поверхности океана, олицетворяющий
Ум. "В действительности,- утверждает Сюань-Цан,-душа и мир не имеют безусловного
существования и являются лишь условной истиной".
Иной учитель Махаяны Асанга, живший в V веке н. э., провозглашает то же,
что провозглашается в трактате о не-я в Книге V этого томи: "В трансцендентном
не существует различия между сансарой и нирваной". Таким образом, учение
о Шуньяте, лежащее в основе всей Праджня-парамиты, постулирует, как и "Аватангсака-сутра",
Абсолют как присущий явлениям, поскольку Он является источником и основанием
феноменального мира и, в окончательном счете, ума, озаренного светом Бодхи, освободившегося
от Невежества, дуализм пропадает, остается только Одно во Всем и Всё в Одном.
Феномены суть Океан Ума, воспринимаемый как мысленные волны; Абсолют – это
волны, воспринимаемые как Океан. В заключение уместно будет привести слова
Асанги: "Следовательно, дуализм присутствует в явлениях, а не в реальности".
Это высшее учение об Освобождении можно резюмировать так. Все извечно погружено
в Нирвану, но человек, находящийся под гипнозом наружного мира, погружен в
беспробудный Сон Невежества со сновидениями, принимаемыми им за реальность.
Пока человек не освободится от этой иллюзии я и наружного мира, он не сможет
понять, что Нирвана здесь и сейчас и везде проникает собой все существующее
как абсолютный покой, бескачественное, нерожденное и несозданное начало.
Во время экстаза в состоянии высочайшего самадхи Большой Йог прибывает к этому
синтезированному познанию Трансцендентной Мудрости.
Однако в Праджня-парамите подчеркивается, что Освобождение обязано быть достигнуто
только ради вступления на Высший Путь, возвышенный Путь Бодхисаттвы. О нем,
победившем Сон Невежества, Асанга сказал: "Посредством высочайшего мастерства
он приобрел знание и опять подчинил себе мир, больше себе не принадлежавший.
Его единственное счастье – приносить Освобождение живущим. Он ходит среди
миров, сходственно льву".
Отсюда следует, что Праджня-парамита есть Мать Бодхисаттв. Она рождает их
и, выкармливая, приводит в состояние Будды. Разглядываемая как персонификация
Абсолютной Мудрости Йоги, Праджня-парамита есть Священная Шакти, именуемая
тибетцами Долма, "Спасительница", Большая Богиня Милосердия, по-санскритски
Тара.