Навигация > Главная > Тибетская йога и тайные учения > VII. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ

VII. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ


VII. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ

Так как каждая из семи книг, сочиняющих этот том, является по существу
трактатом о йоге, мы включили в это Общее Введение системное, желая и короткое
изложение философии йоги с целью помочь неискушенному европейскому и американскому
читателю понять умозрительно изложенные здесь религиозные учения, часто имеющие
очень тайный смысл, а также дополнить наши комментарии к текстам.
В специальном введении к Книге II приводятся исторические сведения о введении
в Тибет философии йоги, в главном в виде учения Махамудры ("Великого
Символа") и ее видоизменениях в условиях Тибета.

А. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА "ЙОГА"

Слово "йога" имеет одно из двух значений, так как, сообразно двум
принятым версиям о его происхождении, восходит к одному из двух санскритских
корней. Одно его значение – "медитировать" или "впадать в транс"
(как в Самадхи-йоге). А иное значение – "соединять". Санскритское
слово "йога" в этом втором значении и английское слово "yoke"
(впрягать в ярмо) считаются родственными, происходящими от одного корня, и
это значение слова "йога", по-видимому, больше распространено среди
йогов, то есть тех, кто практикует йогу. Здесь подразумевается соединение
непросветленной человеческой природы с просветленным священным началом
таким маршрутом, чтобы высшее управляло низшим и преобразовывало его. В ином,
менее распространенном объясненьи оно значит обуздание, повиновение или дисциплину
ума маршрутом сосредоточения ума.
Патанджали, высший авторитет в области йоги, в своих "Йога-сутрах1, которую
относят ко II или III веку до н. э. и на которой основаны все последующие
трактаты о йоге на санскрите, дает следующее определение: "Йога есть
ограничение колебаний умственной субстанции",- и далее продолжает: "Тогда
познающий [или я] присутствует в себе. В иное время [то есть во всех иных
состояниях] я принимает ту же форму, что и колебания [умственной субстанции]".
Иначе разговаривая, когда отсутствуют контроль и дисциплина, достигаемые с подмогою
йоги, я отождествляет себя с бесконечными модификациями ума и вместо духовного
постижения правильной природы бытия, являющегося "плодом" йоги, ум
остается окружённым сумраком, именуемым Неведение (санскр. авидья).

Б. ЦЕЛЬ И ДОСТИЖЕНИЯ ЙОГИ

Главная цель йоги – рассеять Неведение и привести йога к тому, что буддисты
именуют Правильным Знанием, и, как учит Патанджали, чтобы достичь Правильного
Знания, необходимы неустанные занятия йогой "с тем, чтобы умственная
субстанция оставалась неизменной в этом ограниченном состоянии". Основным
образом страстные желания, определяемые им как "то, что устремляется к [чувственным]
удовольствиям", кармически подчиняют человека, препятствуя его выходу
из постоянного круговорота смертей и рождений.
Как учит нас тибетское каноническое писание "Уданаварга", "тот,
кто живет, покоряясь этому закону дисциплины, в смирении, чистоте, тот, уйдя
от смертей и рождений, больше не будет страдать". И иное изречение
из него: "Тот, кто освободился от ига страстей, кто оставил тело и достиг
Мудрости, покинул навсегда мир иллюзий, блещет, как солнце в полном блеске".
Патанджали далее отмечает, что, когда ум находится под контролем и освобождается
от страстей, обретается духовное зрение и знание прошлых воплощений. Следовательно,
только с подмогою этой высочайшей из наук, именуемой йога, человек может познать
себя так, как это понималось в знаменитом афоризме в греческих таинствах, и
в конце концов выйти за пределы человеческого состояния и соединиться с Правильным
Состоянием Просветленного Бод-хического Сознания. Можно также утверждать,
что йога есть практический метод, посредством которого человеческий ум приобретает
способность понять иллюзорный характер чувственных восприятий и объектов феноменального
мира, а также ошибочность представления о себе как отделенном от всех иных
существ. Практикующие йогу обычно считают ее наикратчайшим маршрутом духовной эволюции
человека. Распространенное, вводящее в заблуждение утверждение о том, что
йога не более как самогипноз, анализируется в примечании (с. 296, сноска 3).
Первоочередная задача, которую ставит перед собой посвятивший себя этой практической
религиозной науке под названием йога, состоит в том, чтобы установить требовательнейший
контроль над низшим я, что позволит ему править с подмогою воли всеми психическими
процессами. Адепт йоги обязан полностью править своим телом, как опытный
водитель автомобилем, чтобы устремлять все физиологические и психические процессы
к одной цели или по желанию останавливать любой из них, в том числе биение
сердца. Он обязан сделать свой организм неподвластным стихиям, включая огонь
(как это демонстрируется в церемонии хождения по пламенеющим углям), и закону
гравитации (явление левитации) и, блокируя все виды умственной деятельности,
направить свое высшее сознание в те сферы, о которых ничего не знает человек
в обычном состоянии, не умеющий контролировать свой ум с подмогою йоги.
Об этих и разных иных способностях йога извещает Речунг, воспитанник большого
тибетского йога Миларепы в его введении к "Житию Миларепы", которое
было переведено с тибетского языка ламой Казн Дава-Самдупом и опубликовано
редактором под названием "Tibets Great Yogi Milarepa" ("Великий
йог Тибета Миларепа"). С этим классическим твореньем обязаны ознакомиться
все читатели этого тома. Говорится, что большой йог, благодаря своему ясновидению,
может наблюдать жизнь микроорганизмов без микроскопа превосходнее ученого, использующего
для этой цели микроскоп, или исследовать природу самых отдаленных звезд, планет
и галактик, не видимых даже через телескоп. Он также видит, как функционируют
органы в его теле, и поэтому ему не нужно для изучения физиологии препарировать
мертвецы. Он также не занимается вивисекцией, чтобы исследовать деяние ядов,
снадобий и болезнетворных бактерий. Ему не нужны лекарства и сыворотки, так
как он знает, что тело и материальные субстанции во всех сочетаниях созданы
и контролируются разумом. Для передвижения по воздуху, воде или по земле он не
нуждается в механических приспособлениях, так как может, по его словам, выходить
из своего грубого физического тела и переноситься в любую часть Земли и даже
странствовать за пределами стратосферы со скоростью, превышающей скорость
света, и навещать иные миры.
Утверждают, что Миларепа мог летать по воздуху со скоростью стрелы, не выходя
из физического тела. Заявляя о достигнутой способности творить еду маршрутом
синтеза элементов природы (как веруют многие, Большой Йог Иисус применял эту
способность, чтобы накормить людей), одежду или любой предмет нашего иллюзорного
мира, йог живет в своем собственном мире, и для него не существует проблемы
производства и распределения или каких-нибудь иных из множества социальных
проблем, над разрешением которых трудятся изо всех сил непросветленные массы,
грезящие теперь об установлении утилитарной Утопии, под властью технократов.
Для него основной смысл жизни человека на Земле – не истощать природу, не увлекаться
чрезмерно изобретением машин, не ставить целью творение рая на Земле, а разыскивать
сначала Царствия Божьего внутри себя, и тогда прекратится зло, создаваемое человеком
человеку, и все необходимое для нашей эволюции на этой планете будет литься
неиссякаемым потоком до тех пор, пока не настанет время, когда человек перестанет
быть человеком и достигнет Иного Берега, оставив этот мир иллюзий.

В. РАЗНЫЕ ВИДЫ ЙОГИ

Как безгранично многообразен индивидуальный, или чувственный,
опыт, которым никто не может владеть целиком, так же безгранично многообразен
опыт духовный, или сверхчувственный, который не доступен во всей полноте никому
из микрокосмов. Полнота знания значит соединение долей, и только когда
Многое становится Одним, каждый знает это Всё, и Всё знает каждого.
Поэтому Путь Йоги – это не один путь, а много путей, и все они приводят к
одной Цели. То, что Веданта утверждает в отношении разных религий человечества,
может быть также отнесено к разным видам йоги: "Как потоки берут начало
в разных местах, а затем смешиваются в океане, так и пути разных религий,
которыми люди следуют в зависимости от склонностей [характера], желая и могут
казаться непохожими, петляющими или прямыми, все они приводят к Тебе, о Господи".
Ниже приводится короткий обзор каждого из разделов или путей, сочиняющих
основные направления единичной системы йоги, основанный на результатах исследований,
проведенных редактором, когда он изучал йогу, оживляя с йогами в разных областях
Индии – в Гималайском высокогорье на границе с Тибетом и в верховье Ганга
вблизи Рикхикеша.

1. ХАТХА-ЙОГА

Слово "Хатха" в этом сочетании, сообразно распространенному объяснению
значит "здоровье", но это не главное значение. В комментарии
Брахмананды к "Хатхаййога-прадипика" в цитируемой ниже шлоке разъясняется
значение слова "Хатха" (состоящего из двух букв, означающих слоги
– Ха и тха): "Буква Ха значит Солнечную [свару], а о букве тха разговаривают,
что она значит Лунную [свару].
Под словом "Хатха-йога" понимается соединение Солнца и Луны (Сурья-Чандра)".
Сообразно этому влиятельному источнику, "Хатха" в сочетании со словом
"йога" значит солнечную свару (солнечное дыхание), которая есть
йогический способ дыхания через правую (солнечную) ноздрю, и лунную свару
(лунное дыхание), которая есть дыхание через левую (лунную) ноздрю.
Исходя из значения слова "йога" – "соединять", переводим
Хатха-йога как "соединение солнечного и лунного дыхания, или свар Сурья-Чандра".
Ха (Сурья), то есть солнечное дыхание, имеет положительный знак, а тха (Чандра)
– лунное [дыхание] имеет отрицательный знак. Поэтому Хатха-йога в первую очередь"
значит нейтрализацию методами йоги процесса дыхания, так как нейтральное
состояние создается маршрутом соединения положительного и отрицательного.
Патанджали в главе о Пранаяме разговаривает о нейтрализации обеих свар, а в следующих
разделах его "Йога-сутр" отмечает, что Пранаяму, то есть регулирование
дыхания методами йоги, следует разглядывать лишь как подготовительный этап
для перехода к более высоким ступеням йоги.
Второе значение "хатха" ("здоровье") есть прямое указание
на возможность достижения сильного физического здоровья с подмогою Хатха-йоги
при условии ее правильного применения под руководством гуру, обладающего этим
видом йоги.
Если удачно практиковать только Хатха-йогу и сделать ее самоцелью, как наблюдается
сейчас в Индии и иных странах, а не средством для достижения высшей цели,
к которой приводят все виды йоги, будет достигнут полный контроль над физическим
телом и его жизненной силой. Многие большие адепты йоги считают такие упражнения
самой основной подготовкой к духовному просветлению. Имеются надежные свидетельства
о профессионалах Хатха-йоги, которые могут останавливать жизненные процессы
в собственном организме в такой ступени, что их тело становится схожим на
тело трупа. Знаменитым образцом такого рода достижений, который был случаем
испытательным, является чудо, абсолютное в начале прошлого века Садху Харидасом.
Это испытание проводилось под тщательным наблюдением магараджи Лахора Ранджит
Сингха. Садху закопали в землю на четыре месяца, и он остался жив. На могиле
Садху, лежащего в ящике, который запечатал своей печатью магараджа, был посеян
ячмень, который дал всходы и вырос за это время. Это место было огорожено
стеной и круглосуточно охранялось вооруженной охраной. В день погребения Садху
чисто выбрили, и, когда спустя четыре месяца, он был приведен в чувство, шкура
на его личике оставалась такой же гладкой, как в день погребения. Этот факт
сам по себе служит доказательством того, что с подмогою Хатха-йоги можно временно
приостановить жизненные процессы организма. Сходственное, но не столь полное прекращение
процессов жизнедеятельности наблюдается во время зимней спячки у некоторых
низших животных.
Все такие достижения в области Хатха-йоги, желая и представляют интерес для
физиологов, являются чисто психофизическими, и, когда Хатха-йогу практикуют
ради этих достижений, брезгая духовными достижениями, на которые нацелена
йога более высоких ступеней, они становятся быстрее препятствиями, чем помощниками
на Пути.
В начале своих духовных исканий Будда экспериментировал с разными видами
аскетической практики, включая умерщвление плоти, долгое воздержание от
пищи, ассоциируемыми с Хатха-йогой (неподражаемо когда йог не устремляется к более
высокой цели), и пришел к выводу, что такая практика недостаточна для достижения
Просветления. Однако, как указывается в текстах этого тома, разные дыхательные
упражнения, относящиеся к тибетским системам Хатха-йоги, оказывают великую
помощь, если их правильно использовать, а именно, необыкновенно как средство,
служащее для достижения Освобождения, которое является главнейшей целью для
всех направлений йоги.
Тибетцы, как и индийцы, неизменно подчеркивают, что нельзя заниматься йогой
без духовного наставника (гуру), подсобляющего обойти многие тайные опасности,
которые поджидают тех начинающих, кто занимается какой-либо йогой без руководителя.
Редактор не выполнил бы свои повинности перед чтецами, если бы не предупредил
об этом главном условии, неподражаемо необходимом для среднего европейца или американца,
изучающего практическую йогу.

2. ЛАЙЯ-ЙОГА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ

"Лайя" в сочетании "Лайя-йога" значит "подчинение
ума". Следовательно, Лайя-йога есть та часть науки о йоге, в которой
главное внимание уделяется йогическому методу развития способности контролировать
деятельность ума, а точнее, править импульсами воли. Те индийские гуру,
которые, как и мы, разглядывают разные виды йоги как ступени одной лестницы,
обучают Лайя-йоге только после овладения Пранаямой, то есть Хатха-йогой, так
как прямым результатом применения заключительней являются контроль над телом и
разумом и сильное здоровье, дозволяющие воспитаннику подняться на следующую ступень.
В Лайя-йоге можно выделить четыре разновидности, которые, как и Лайя-йога,
являются, в сущности, сознательной тренировкой ума, контролируемого с подмогою
йоги. К ним относятся:
а) Бхакти-йога и Шакти-йога Если разглядывать йогу с точки зрения психологии
как единичную систему, то Бхакти-йогу, то есть "соединение" посредством
сосредоточения на [Священной] Любви (санскр. Бхакти), которая приводит
к сосредоточению ума на одном, можно считать долею Лайя-йоги.
В некоторых разделах этого тома йогу предписывается во время мольбы или совершения
религиозного обряда визуализировать с ощущением глубокой любви и почитания
дэват или гуру, и это есть Бхакти-йога.
Также Шакти-йога является долею Лайя-йоги, поскольку она есть "соединение"
посредством сосредоточения ума на [Священной] Энергии (санскр. Шакти),
разумеемой как женский (отрицательный) аспект охватывающих всю Вселенную духовных
сил Космического Ума. В этой йоге Шакти обычно персонифицируется Матерью-Богиней.
Мужской (положительный) аспект обычно представлен персонификацией мужской
половиной божества, вмещающего два начала. Этот дуализм имеет параллели в
даосизме с его стройной доктриной о юм и яб, так как инь (юм) является женским
началом в природе, а ян (яб)- мужским началом. Такое же соответствие существует
между Шакти индуистов, Софией (Мудростью) гностиков и Праджней (Мудростью)
Праждня-парамиты, которые являются персонификацией женского аспекта божества.
В то время как в Бхакти-йоге сосредоточенность ума на одном достигается маршрутом
йогического сосредоточения на Священной Любви, которая есть Бхакти, в Шакти-йоге
такой же результат достигается маршрутом сосредоточения на Священной Энергии,
именуемой Шакти. Большой Шакти в наших текстах называется тантрийская богиня
Ваджрайогини.
б) Мантра-йога и Янтра-йога
С подмогою Мантра-йоги при правильном использовании мантр, которые состоят
из слов или звуков, владеющих оккультной силой, и с подмогою Янтра-йога при
таком же использовании янтр, то есть имеющих фантастическое значение геометрических
фигур, йог устанавливает телепатическую и даже более узкую связь с всевышними,
которых он вызывает для получения от них подмоги в достижении нужных результатов
в йоге. Разумна-йогу (о которой дается объясненье в "Тибетской книге мертвых",
с. 241), можно считать разновидностью Янтра-йоги, так как она основана на
йогичес-ком методе использования фантастических знаков (санскр. разумна), обычно
выраженных руками или телом, и, в меньшей ступени, на фантастических символах,
имеющих более или менее геометрический характер.
В наших текстах Мантра-йога и Янтра-йога (в главном как Разумна-йога) занимают
главное место, что наблюдается почти во всех системах йоги, сформировавшихся
в условиях Тибета.
Читая книгу "Великий йог Тибета Миларепа", мы узнаем, что эти две
разновидности йоги используются в ламаизме для передачи духовной силы во время
посвящения. Поскольку в этих двух йогах применяется йогический метод визуализации
и благодаря этому достигается определенная ступень контроля ума, их, так же
как Бхакти- и Шакти-йогу, следует разглядывать как отдельные доли Лайя-йоги.
В индуистской "Шива-самхита" (т. 9) говорится, что существует четыре
вида йоги, и Мантра-йога как самая простая и легкая рассматривается в этом
трактате раздельно от Лайя-йоги и упоминается первой, даже прежде Хатха-йоги.
Цитируем:
"Существуют четыре йоги: первая – Мантра-йога; вторая – Хатха-йога; третья
– Лайя-йога; четвертая – Раджа-йога. Заключительная освобождает от дуализма".
В том же сборнике "Шива-самхита" (т. 30) сказано, что превосходнейшей
долею Лайя-йоги является Нада-йога, которая есть разновидность Мантра-йоги,
определяемая Патанджали ("Йога-сутры", 35) как метод сосредоточения
ума на каком-нибудь из телесных вишайя (ощущений), знаменитый также как Шабда-йога
(звуковая йога). Патанджали разъясняет, как достигнуть сосредоточенности ума
на каком-нибудь телесном ощущении, нарекаемом нада, или шабда, например на
звуке, слышимом изнутри, когда заложены пальцами уши, а в иных трактатах
о йоге на санскрите этот способ называется Лайя-йога.
в) Лайя-йога как подготовительная ступень
Следовательно, Лайя-йога является в главном одним из йогических методов достижения
контроля над деятельностью ума. Ее назначение, как и Хатха-йоги,- служить
лишь подготовкой перед переходом на более высокую ступень опыта. С подмогою
этой йоги, как и Хатха-йоги, можно вызвать временное прекращение жизнедеятельности,
очень часто ложно принимаемое йогом, приведшим себя в это состояние, за
нечто недалёкое духовному озарению, которое, однако, вероятно только в состоянии
глубокого са-мадхи. Если йог не освободится от этого заблуждения, которого
обычно не могут избежать многие из практикующих эти две подготовительные йоги,
он, достигнув определенного самоконтроля и глубоко выучив свои психофизические
возможности, на этом остановится. Это предупрежденье дотрагивается практики всех
разновидностей йоги, относящихся к Лайя-йоге.
Однако Лайя-йога, как и Хатха-йога, может оказывает неоценимую помощь тем
йогам, которые знают, какую выгоду они могут извлечь из нее. Большие йоги,
которые занимались этой практикой и достигли Освобождения, применяли эту йогу
только для того, чтобы подготовить себя к занятиям более духовной йогой.
Патанджали (i, 19) учит, что те, кто подчинил свои духовные силы или пожертвовал
их Природе (то есть Пракрити, или Шакти) или жившим в прошлом обожествленным
персонам (таким, как Кришна или Иисус), возвращаются в этот мир снова и снова.
Цель высшей йоги, к рассмотрению которой мы сейчас перейдем, состоит в том,
чтобы ускорить эволюцию человека и вывести его за пределы санса-рического
мирского существования, которое есть иллюзия. Тогда прекратится деяние кармической
необходимости рождаться снова в человеческом теле. Если такая личность снова
воплотится на Земле, это совершится по ее собственному желанию. Это будет
воплощение высшего сознания и могущества, которыми владеет Большой Победитель.
Родится снова Тот, Кто поведет человечество к Высшей Цели, именуемой Нирвана.

3. ДХЬЯНА-ЙОГА

Дхьяна-йога – медитативная йога (санскр. дхьяна значит "медитация"),
с подмогою которой устанавливают контроль над деятельностью ума. Как таковая,
она не является необыкновенной принадлежностью какой-нибудь одной системы
йоги и во всех видах йоги занимает главное место. Овладение этой йогой – одно
из основных условий для достижения успеха в практике высшей из всех йог, именуемой
Самадхи-йога.

4. РАДЖА-ЙОГА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ

"Раджа" в слове "Раджа-йога" значит "лучший",
"высший", "царственный". Следовательно, "Раджа-йога"
в переводе значит "высшая йога". Это – "соединение"
с подмогою наилучшего метода. Раджа-йога -наихорошая йога, потому что с ее подмогою
йог достигает самопознания, постигает реальность в том значении, которое заключено
в знаменитом греческом афоризме ("Познай себя").
а) Джняна-йога
Джняна-йога является йогой, приводящей к познанию (санскр. джняна) Господа или
к "соединению" посредством духовного видения. Иными словами, результатом
практики Джняна-йоги является самопознание, достигаемое маршрутом йогического
постижения правильной природы существования. И поэтому Джняна-йога является
основным разделом Раджа-йоги.
б) Карма-йога
В этом названии санскритское слово "карма" значит деяние, а
точнее, такое деяние, которое приводит к Освобождению. Следовательно, здесь
это слово значит правильное деяние, и поэтому Карма-йога значит "соединение
с подмогою правильного йогического действия". Поскольку правильное деяние
является необходимым условием для всех видов йоги, на Карма-йоге, как и на
Дхьяна-йоге, основывается йога в целом. Во второй главе "Бхагавадгиты"
("Божественной песни"), этого большого творенья школы йоги,
Карма-йога также рассматривается как составная часть всех видов и разделов
йоги.
Однако Карма-йогу, практикуемую теми, кто нарекает себя карма-йогами, чтобы
подчеркнуть их отличие от тех, кто применяет иные методы, можно считать,
как и Хатха-йогу или Лайя-йогу, быстрее специальным видом йоги, а не одним
из разделов общей йоги. Карма-йога, применяемая раздельно, состоит в отказе
йога от результатов своих деяний так, как это понимается в "Бхагавадгите".
Этот путь приводит к надличному, к освобождению от эгоизма того, кто активно
трудится в мире на благо людей с такой энергией, какую прилагают мирские люди,
чтобы достичь своих эгоистичных целей.
Так как это также Царственный метод, Карма-йогу можно считать одним из аспектов
Раджа-йоги. Образцовым образцом осуществления карма-йоги является жизнь таких
Больших Учителей, как Будда и Христос.
в) Кундалини-йога
Для тех йогов, которые придерживаются учений Тантр, Кундалини-йога является
царственной йогой, и Кундалини-йоге, более, чем Раджа-йоге в ее нетант-рийской
форме, посвящено большинство текстов Книг III-VI, являющихся в той или иной
ступени тан-трийскими. С подмогою Шакти-йоги йог-тантрик дисциплинирует тело
и ум и затем приступает к исполнению большой задачи – пробуждению находящейся
в спящем состоянии врожденной священной энергии, олицетворяемой почивающей
Богиней Кундалини. Психические центры (чакры) в его теле начинают функционировать
один за иным, когда Богиня просыпается и, оставив свое ложе в промежности
у основания позвоночного столба, нарекаемое лотосом основания (санскр. Муладхара-чакра)
поднимается, переходя от чакры к чакре, чтобы встретиться со своим Шактой-Богом
Шивой, сидящим в седьмой чакре в перикарпии Тысячелепестного Лотоса (санскр.
са-хасрара-падма), находящегося в мозгу. Тогда фантастическое соединение Шакты
и Шакти рождает Просветление, и йог достигает Цели.
г) Самадхи-йога
При "соединении", благодаря достижению Смирного Состояния (санскр.
Самадхи), йог выходит за пределы своей личности, и его микрокосмическое сознание
освобождается от пут и соединяется с Макро-космическим Сверхсознанием. Это
и есть Цель йоги, и при ее достижении происходит трансмутация ограниченной
человеческой сущности в нескончаемую священную сущность, соединение низшего
я с Высшим Я, капли с Океаном. Это высшее состояние, которое европейские оккультисты
именуют Озарением, а буддисты – Нирваной, может быть достигнуто, как в этом
уверяют нас наши тибетские трактаты и учители, каждым, кто пройдет до конца
путь Большого Символа, описанный в Книге II.

Г. РЕЗЮМЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В таблице указаны основные аспекты, или разделы, йоги и их
связь друг с ином:

Существуют и иные разновидности йоги, которые можно было бы включить в
таблицу, однако каждаяиз них является всего лишь специализированным аспектом
какого-нибудь из упомянутых здесь разделов.
Так как Дхьяна-йога является общей для всех разделов йоги, ее можно исключить
и оставить только три в этой классификации – Хатха-йогу, Лайя-йогу и Раджа-йогу.
Каждая из них приводит к совершенству одной из трех сущностей человека и неукоснительному
контролю над ними. Первая имеет дело с физическим телом, вторая – с психической
сущностью, а третья -с духовной сущностью.
Отсюда следует, что йога – единичная система, состоящая из трех разделов, каждый
из которых занимается одной из трех основных сочиняющих человеческого микрокосма,
и поэтому она представляет собой наиболее полную науку о человеке из всех
знаменитых человечеству. Западная психология еще не доросла до того, чтобы
ее можно было считать безграничней наукой о человеке, в том смысле, как она
понимается йогой.
При сравнительном изучении семи книг, сочиняющих этот том, обнаруживается,
что каждая книга посвящена тому или иному разделу философии йоги, о которых
шла речь выше. Так, взятые в совокупности двадцать восемь глав с наставлениями
в Книге дотрагиваются в той или иной ступени всех разделов йоги, но величайшее
внимание уделяется в них Лайя-йоге и Джняна-йоге. В Книге II также рассматривается
йога в целом, но в главном это трактат о Самадхи-йоге. Содержание Книги III
сочиняют разные разделы йоги: глава I в главном посвящена Хатха-йоге,
главы II-V – Джняна-йоге, а глава VI – Кундалини-йоге. В Книге IV, как и в
главе VI Книги III, основной темой является Кундалини-йога. В Книге V рассматривается
в главном Карма-йога, в Книге VI -Янтра-йога и Мантра-йога, а в Книге VII
– Джняна-йога.
Йогу как единичную систему можно считать эффективным и научным методом совершенствования
трех сочиняющих природы человека маршрутом сосредоточения ума на разных психофизических
функциях, психических способностях и духовных мощах, чувствуемых внутри человеческого
организма и через его посредство. Тот или иной результат достигается в зависимости
от того, какая практикуется йога, но, как учат Большие Гуру, все разделы йоги
были нужны в прошлых жизнях или будут нужны в этой жизни или в будущей тому,
кто достиг или обязан достичь победы над собой.
Поэтому, в зависимости от уровня развития воспитанника как результата практики
йоги в прошлой жизни или в этой жизни, опытный гуру устанавливает, какая йога
наиболее пригодна для воспитанника, и нередко посещает, что даже двое из числа воспитанников
одного гуру не занимаются одновременно йогой по одному и тому же методу. Таким
же образом каждый читатель этого тома, если он хорошо знает себя, почувствует
интерес к тем или иным аспектам йоги и, выбрав те, которые его привлекают,
будет заниматься ими или, быстрее, каким-нибудь одним из них. И пусть он никогда
не забывает о наставлении гуру начинающему -торопиться медлительно и действовать
мудро.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.