VIII. ЙОГА И РЕЛИГИЯ
Йога, осматриваемая как практическая психология религии фактически является
источником индуизма, буддизма, джайнизма и даосизма. Таким же образом, желая,
вероятно, и в меньшей ступени, она служила питательной средой для религии
парсов и оказала очень великое воздействие на формирование семитических религий
– иудаизма, христианства и ислама. В своей менее систематизированной и, вероятно,
дегенерированной форме она существует даже в некоторых шаманских и анимистических
культах так нарекаемых первобытных народов. Религиозные обряды культурных
народов – заклинания и изгнание духов, панихиды по умершим и молебны о здравии,
мольбы, чтение мантр, религиозные медитации, употребление четок, методы достижения
самоконтроля и развития сверхчувственных способностей и все виды ритуальной
практики, которые приводят к фантастическому общению с мощами выше человеческих
или к освобождению от привязанности к мирскому существованию, являются в той
или иной ступени йогой.
Насколько знаменито, в древнем мире подготовка кандидата для посвящения в таинства
была в главном йогической. Также в наше время в скрытых общинах нецивилизованных
народов главное место занимает пост, половое воздержание, медитация, епитимья,
очищение и иные испытания, через которые обязан пройти неофит перед тем,
как ему будут переданы во время праздничного посвятительного обряда сокровенные
знания племени.
История восточного и западного монашества – это, в сущности, путь йоги. Когда
первые христиане, гностики и не гностики, жили в пустынях и горных убежищах
Египта и Ближнего Востока отшельниками или группами, принеся три обета – бедности,
целомудрия и повиновения, они привили к древу христианской религии йогу, источником
которой, явно, являлись монастыри древнеегипетских жрецов, древних зороастрийцев
и индусов. В истинное время йогическая практика, имеющая, по меньшей мере
в некоторых чертах, такое дохристианское происхождение, занимает наиболее
главное место в церквях католической, греческой, коптской, армянской и эфиопской,
чем в англиканской и протестантской. Во всех христианских монашеских орденах,
и необыкновенно в ордене иезуитов, монашеский устав, дотрагивающийся духовной подготовки
монахов, основан на йоге. Такое же значение придается йогической дисциплине
тела, ума и духа в исламе, в общинах суфиев и дервишей.
Следует особо отметить в этой связи, что в суфизме, желая его религиозная среда
мусульманская, духовное развитие воспитанника так же, как в более древних индуистских
и буддийских религиозных системах, состоит из четырех стадий. Этими четырьмя
стадиями в суфизме являются: 1)Хаст (человеческая природа), когда воспитанник обязан
"неукоснительно соблюдать догматы и законы ислама"; 2) Тарегут (приобретение
возможности), когда "ученик может уже не соблюдать все [экзотерические]
религиозные предписания и мыслить только о радости созерцания"; 3) Арафф
– ступень познания, недалёкая воодушевлению, или приобретение "йогического
зрения",- ступень, на которой развиваются оккультные способности, и 4)
Хагегут (Истина), когда достигается ступень святости, сходственная святости архата.
"Все желания, честолюбивые устремления и мирские интересы исчезли, потому
что человек теперь стал святым. Все четыре покрывала убраны, и он может общаться
с Господом, Священным Солнцем, всего лишь искрой которого он является. Заключительная
стадия обычно завершается в уединенном месте, удаленном от жилищ людей. В
пустыне, джунглях или высоко в горах подвижник обретает покой, погружаясь
в созерцание, не прерываемое никакими наружными причинами".
Во всех учениях йоги, как и в тех, которые изложены в Книгах II и III, Путь
состоит из нескольких ступеней. Первая ступень представляет собой умозрительное
осмысление учений, изложенных в экзотерических писаниях. На второй ступени
постигается духовный аспект учений, или, иными словами, с помощыо логической
интуиции познается их эзотерический смысл. На третьей ступени йог воспринимает
проблески реальности, а на четвертой происходит полное познание реальности.
Иные их названья: высевание семени, его прорастание, рост растения и
сбор плодов. Их еще именуют: основание, путь (или метод) и результат, или
свет, вспышка и приобретение, как в Книге III, глава IV, п. 2, 8.
В оккультной символике персидских стихотворцев школы Омара Хайяма, как в фантастической
эротике, преподававшейся в христианских монастырях, йога представлена в ее
более специализированной форме как Бхакти-йога. В подобной форме она существует
в эзотеризме культа Изиды и младенца Гора, трансформировавшегося в культ Девы
Марии и младенца Иисуса. Также можно проследить происхождение и развитие разных
видов йоги в нашем западном мире.
Обратившись к далекому прошлому, мы обнаруживаем, что даже среди друидов Ирландии
и Британии институт монашества с присущей ему практикой йоги, по-видимому,
был утвержден еще задолго до Святого Патрика и Святого Колумбы. Однако сейчас
мы, вероятно, не сможем точно определить, сформировался он самостоятельно
или с поддержкою таких посредников, как древние финикийцы (культура Азии проникала
через Ближний Восток, достигнув этих островов за Геркулесовыми Столбами),
или же это было воздействие Атлантиды, с которой, вероятно, можно отождествлять
Западную Страну, упоминаемую в древних гаэльских мифах.
Откуда бы ни водила свое происхождение религия друидов, мы являемся прямыми
преемниками ее культуры, в той или иной ступени йогической, дошедшей до нас
через наших доисторических предков – кельтов. В этом смысле мы также в долгу
перед жрецами Одина и Митры, а если обратиться в более отдаленному прошлому,
то обнаружится, что мы в долгу перед безызвестными творцами ориньякской
и магдаленской культур, оставившими нам свои записи в виде цветных рисунков
на стенах пещер Испании и Южной Франции, свидетельствующие о связи их религии
с магией. Более значительны знания йоги, унаследованные нами от египтян, греков
и римлян через монашеские ордена стоиков, пифагорейцев и неоплатоников. Об
этом свидетельствуют многие из наилучших творений нашего искусства, литературы,
наша философия, религия и даже наука.
Цель этого короткого исторического обзора – показать, что йога в правильном
понимании не есть нечто экзотическое, как мыслят многие на Западе, и не непременно
и не всегда она связана с магией. Ее менее развитые или дегенерированные формы
можно считать религией, основанной на магии; в ее высших формах она может
величаться религиозной наукой, сходственно тому, как химия, по сужденью западных
ученых, есть результат последующего развития алхимии.