Навигация > Главная > Йога в десяти уроках > Урок восьмой (Жизнь йога)

Урок восьмой (Жизнь йога)


Урок восьмой (Жизнь йога)



ТЕОРИЯ
КОНЦЕНТРАЦИЯ

Не освоив таких, поз, как «Свеча» или «Полный наклон назад», можно,
тем не менее быть превосходным йогом. С другой стороны тот не переступил
еще порога йоги правильной йоги — кто не выучился фиксировать свой ум на какой-либо
идее, концентрироваться, медитировать, следуя при этом твердым правилам. Поэтому
так главен данный урок, посвященный концентрации ума.

Концентрация является противоположностью рассеянности Это состояние ума,
который, так сказать, выслал свои способности в разведку (в поисках объекта
для размышлений), а затем пытается призвать их обратно, к рассмотрению какой-либо
идее.

Собственно разговаривая, существует два вида концентрации. В случае активной
концентрации
(назову ее так), мы прилагаем свои силы к единственному объекту,
единственной идее. При пассивной концентрации мы отдаем себя, быть
может сами того не примечая, воздействию некоторого предмета или идеи. При
этом активизируется один безгранично главный фактор человеческой жизни: подсознание.
Искусство йога освобождает подсознание, дает ему повод и средства для работы.

«Утро вечера мудренее» — Разговаривает поговорка. И верно: во время сна, когда
наше сознание почивает, силы подсознания работают над решением тех проблем,
которыми мы, по всей видимости тщетно, занимались днем. Ночь вернет в
нашу голову идею, которая была забыта, а вернее, отброшена (поскольку мы не
видели, куда она водит), раскроет ее богатства, и при пробуждении мы, вероятно,
о ней вспомним.

Вот иной пример: нас заботит какая-то проблема; мы осматриваем ее под
разными углами, обговариваем, беспокоимся из-за нее — все напрасно. Допустим,
какое-то происшествие отвлекло нас от этих идей. Неожиданно мы видим
решение как на ладони. Мы тщетно стараемся вспомнить чье-то имя, а когда
прекращаем, о нем мыслить, оно всплывает у нас в мозгу.

Представим, себе писателя, который взвешивает какой-то умысел и наносит
на бумагу .возникающие при этом идеи. Он проявит мудрость, если, окончив
страницу, отложит записи и возьмется за иное занятие. На следующий день
принявшись за минувшую работу, он обнаружит, что без особых усилий может внести
в нее улучшения и усовершенствования. Самые успешные речи редко произносятся
так, как они были написаны. Между тем временем, когда оратор с ручкой в руке,
суммирует свои идеи на бумаге, и тем, когда он произносит речь, совершает
свою работу подсознание и возникают в уме эффектные фразы.

Эти взятые из ежедневной жизни образцы показывают, .что два вида концентрации
действуют общо. Активная концентрация (сознательные усилия) обычно
перед-«шествуют пассивной (работе подсознания). Но посещает и наоборот. Основное
понять, что концентрация это не только огромное напряжение ума, направленное
на то, чтобы подавить обыкновенную неустойчивость мыслительных процессов и* принудить
ум выделить из многих объектов один нужный. Поняв процесс концентрации, мы
прибываем к идеи о том, чтобы довериться своему подсознанию или- более тонким
мощам человеческого ума.

ПРАКТИКА

МЕТОД КОНЦЕНТРАЦИИ

За порогом: релаксация и сосредоточение

Порогом концентрации, как мы узнали из седьмого урока, можно считать умение
сосредоточивать внимание. В этом умении мы практиковались «пассивно» (и таким
образом уже применили один из основных принципов" концентрации по методу
йогов), стараясь отдаться во власть образам, гулам "и разнородным чувствам
— впустить их в себя. Теперь сделаем еще один шаг: будем анализировать и сосредоточиваться.
Несколько конкретных образцов покажут нам, как это нужно делать.

1. Я присаживаюсь в смирном уголке своего сада (в «Совершенной позе»); я
один, вокруг все тихо. Я неподвижен; ритмическое дыхание или пранайяма привели
меня в смирное состояние. Я просто останавливаю глаза на знакомом пейзаже
(см. выше, стр. 94-95) и отвращаю от себя все идеи. Я купаюсь в атмосфере
покоя, расслабления и отдыха и через несколько минут это состояние природным
образом переходит в концентрацию.

Постепенно я отвлекаюсь от того, что видят мои глаза, и стараюсь выбрать
какую-нибудь одну идею. Вокруг меня покой и тишина. Превосходно! Буду мыслить о
«покое – тишине –расслаблении – отдыхе». Буду повторять эти слова несколько
раз про себя или шепотом. Таким образом установится связь между физическим
состоянием (приятная релаксация), психическим состоянием (ничто не беспокоит)
и мыслями; отсюда —легкость концентрации.

В той же атмосфере сознательной релаксации я могу мыслить и о «свете», «блеске»;
если понадобится, я могу вызвать в своем воображении все светящиеся предметы,
все виды освещения, какие знаю, от блистанья звезд до огня полуденного солнца.
От идеи о «свете» я перехожу к думам о «свете истины», «который просвещает
все рожденные на земле души». Я стану шепотом повторять эти фразы. Я увижу
«Слово», которое есть «Свет», я увижу его своим умственным взглядом:. Христос,
просвещающий мир; Христос, дарующий свет своим современникам и нам; мною завладеет
образ Христа, «света», «воссиявшего в мире». Несколько минут за сходственными
мыслями—вот первоклассное упражнение на концентрацию.

Если после этого я не нырну сразу же в шумный наружный мир, то подсознание
продолжит работу над идеей, занимавшей мои идеи. Это очень главная фаза психологической
жизни йога. А назавтра, в том же месте, в той же атмосфере покоя, я снова
займусь концентрацией, и из множества идей, сходственных общо пламенеющим светильникам,
выберу одну в сделаю ее предметом очередной медитации.

2. Я располагаюсь в «Совершенной позе» в уголке своей комнаты (всегда одном
и том же). Не подмигивая, фиксирую
взгляд на каком-либо объекте — картине, статуе, распятии.
Этот объект я запечатлеваю в своем сердце, вернее, я впускай его в себя и
даю ему там утвердиться. Я накрываю глаза и снова вижу этот объект. Я формирую
в своем мозгу ясный образ, на котором и буду затем концентрироваться.

Допустим, это распятие. Я концентрируюсь на идее «креста» и пытаюсь определить,
с чем она связывается. С мукой? Да, но не просто с пыткой, а с такой, которая
Принята умышленно, добровольно; эта пытка возвышает, облагораживает.

От идеи мученья я перехожу к идее «Силы», «Энергии»— чтобы добровольно
принять пытку, нужны силы. Я мыслю о мучениях, которые перенес сам,—вполне
конкретных случаях— и о том, проявил ли я при этом стойкость. Я мыслю о том,
как нужно вести себя в будущем — быт может, уже завтра; следует показать себя
воистину сильным человеком.

Вы поняли, как надобно действовать: берете идею, которую будете развивать, я
от этой идей («через нее) переходите к размышлениям о самосовершенствовании.

3. Я глубоко дышу и концентрирую внимание на воздухе, поступающем в мои легкие.
Я вижу этот желанный воздух,
ощущаю, как он наполняет и обновляет все мое существо.
С потоком крови, которую он очищает (при поддержки дивной двух круговой
системы «—альвеолы легких служат
тому очевидцами), воздух проникает в самые глубины моей жизни как человека
и христианина, наращивает мои силы и
расширяет сердце. Сконцентрировавшись на этом непрерывно совершающемся процессе,
я снова возвращаюсь к идее «жизни», «силы», «энергии». Легко видеть
как, раз за разом концентрируясь на идее «силы», мы набираемся сил, энергии,
уверенности в себе (через деяние подсознания).

4. Время от медли я буду, так сказать, подвергать ревизии свою совесть,
то есть стану выстраивать перед своим мысленным взглядом происшествия прошедшего
дня, или какого-нибудь иного, неподражаемо богатого событиями, которых я был
соучастником. (Отличная форма концентрации для монаха— еще раз прожить день
принятия обетов, для супруга и жены — вспомнить день, когда они сказали перед
алтарем «да». Священник, опять переживая мысленно свое рукоположение, фиксирует
взгляд на руках, принявших тогда ношу святости.) Или я представляю себе завтрашний
день, чередой проведу в своем воображении намеченные на завтра занятия, дела
милосердия, в которые нужно будет воистину вложить себя. «Я заранее согласен
на все, что со мной произойдет» — эти примечательные слова принадлежат доктору
Виттозу.

Несколько таких занятий — и жизнь, к моему удивлению, упростится.
Если перед сном обдумать различные движения, которые придется правильно воспроизвести
во время завтрашних занятий, то упражнения дадутся легче; сходственным же образом,
раздумывая о будущих событиях,— тех, которые можно предугадать, и тех, которые
предугадать нельзя,— я приготовляюсь личиком к личику встретить будущее, каково бы
оно ни было, и действовать, храня спокойствие.

Ясно, что подлинную концентрацию, вначале активную, а затем пассивную, нельзя
считать чисто интеллектуальным процессом: это не просто сосредоточение ума
на какой-либо идее. В концентрации участвуют общо все наличествующие
в человеке силы; это соединение в человеке anima, animus
и
spiritus ради целенаправленных согласных деяний.

Суть йоги: наблюдение, перенос и отождествление

За стадией простой концентрации, активной или пассивной, следуют иные упражнения,
а вернее состояния, знаменитые индийским йогам я представляющие собой промежуточные
ступени на пути к феномену, знаменитому под названием самадхи. В этом, экстатическом
по своей природе, состоянии йоги отождествляют себя с объектом созерцания,
то есть с самим Всевышним.

1 Хота христианское созерцание по своей сути и •природе отлично от самадхи,
христианину, христианскому йогу никоим образом не возбраняется, подготавливая
и настраивая себя перед созерцанием, прибегать к методам, которые родственны
тем, что водят самадхи. В шестом уроке (выше, стр. 82-83) я обрисовал нетто
вроде метафизической психологии чистой мольбы и уподобил ее бездонной тишине,
охватывающей человеческую душу. Такую тишину чистую пассивность — невероятно
создать, вызвать на свет искусственно—это на различные лады повторяли мистики
всех времен. Тем не менее, они предлагали способы мольбы и аскетические упражнения
— йоговские по форме и христианские по духу.

Я намерен повторить упражнения, уже приведенные выше, но на этот раз усилив
их духовную направленность.

1. Вместо того чтобы творить в Мозгу образ света,— например, света, который
окружает меня со всех сторон, и от него переходить к источнику всякого света
— я наблюдаю определенный светящийся предмет. Я поджигаю свечу
и неотрывно смотрю на пламя, дыша глубоко и безмятежно в том ритме, который
я для себя выбрал. Минуту или две я гляжу не мигая, затем накрываю глаза и
стараюсь увидеть пламя внутренним зрением. Через определенное время, поупражнявшись
в наблюдении за пламенем то с открытыми, то с закрытыми глазами, я некоторым
образом усваиваю эту форму света. Я обязан обрести способность видеть свечу
не вне себя, а внутри; пламенеющей во мне. К образцу, я помещаю, переношу ее к
себе в сердце и вижу, как она пламенеет и озаряет все его уголки, полные высоких
помыслов, или как она греет и возрождает человечные чувства и порывы. В
конце концов я отождествляю это пламя со своим сердцем и оно, в моем представлении,
становится огнем, пламенеющим любовью, энергией, которая сжигает себя во имя
ближних, пламенем, которое затеплила,, а потом разожгла иная, вышняя сила.

Сколько же медли займет это, состоящее из трех фаз, упражнение (без двух
предварительных фаз на первых порах обойтись не удастся.)? Десять минут, максимум
четверть часа! Заниматься им длиннее нелепо, а кроме того, невероятно.
Десять минут! Этого малюсенько, скажете вы. За это время я не успею сконцентрироваться.
Верно! Но десять минут сегодня, десять минут завтра и послезавтра и еще много
раз по десять минут концентрации на одном и том же объекте ^— это масса времени;
во всяком случае, этого достаточно, чтобы получить результат, к которому мы
устремляемся, и об этом я вскоре поговорю подробнее.

2.   Когда я почувствую, что символика пламени, так сказать, «счерпана
(пусть в малой, ничтожной ступени), объектом концентрации станет образ Креcта
Я помещу его себе в грудь, голову или сердце и попробую отождествить себя
с тем, кто на кресте и через крест выразил наибольшую любовь, какую когда-либо
знал мир.

3.       Когда мы выбираем для наблюдения предмет
возвышенный, перед нашими глазами предстает некая глубокая сущность онтологического,
метафизического или духовного порядка. Такие предметы — если на них правильно
глядеть, правильно их видеть, правильна наблюдать,— можно переместить в свое
глубинное «я» и затем соединить, отождествить себя с ним полностью
или частично. Полупрозрачное стекло, алебастровый сосуд с благоуханиями, распустившийся
цветок, уносимый ветром лист — все это также может послужить предметом продуктивной,
полезной и, прежде всего, возвышенной медитации.

Возьмите этот цветок на безмятежной водной поверхности… Он извлекает кормление
из глубины водоема, но распускается, по закону природы, в дневное время и
до самых сумерек впитывает в себя солнечный свет. Стоит солнцу скрыться, и
цветок закрывается, смыкает свои лепестки. Весь день он впитывал и вдыхал
свет и тепло (вот почему он так украшав). Но как грустен он сейчас, вечером,
как унижен и напуган. Завтра я увижу его полным радости, широко раскрывшим
свою чашечку. Этот цветок остается цветком, бережёт свою красу, только
если с небес на него льется солнечный свет.

Этот цветок — я. Моя .жизнь, моя сила сходственна этому цветку Она и есть этот
цветок. Мне превосходно знаменито, гае его корни! И я также знаю различные уровни
моего существа, на которых ему надлежит цвести. А основное, я знаю» где то
солнце, к которому он обязан быть обращен, дабы расцвести так, как
обязано.

В этой медитация нет ничего специфически присущего йоте. Однако описанные
идеи пришли ко мне, когда я быв сношен, расслаблен я умиротворен, сидел,
поджав йоги в форме лотоса, и мое внутреннее зрение было фиксировано на цветке—те
определенном, а любом, виденном наяву или v воображения. Эти идеи пришли
сами. И будьте уверены: такие же идеи появятся и к вам после нескольких месяцев
упражнения в наблюдении и переносе.

Теперь вам ясен этот процесс. И кроме того, вам светла цепь: сфокусировать
душу и ум на каком-либо одном предмете; сосредоточивать идеи и, основное,
подсознание, на все более простых идеях, на все более духовных идеях; подготовить
вместилище своего сердца, чтобы в тишине принять в него самое глубокое, чем
я владею: Господа.

Внимание, концентрация, отождествление; разумеется, нескольких дней или даже
недель нам будет недостаточно, чтобы достичь в .этих упражнениях совершенства.
Прошу вас: доверьтесь моему методу. В будущем вы поймете, что он освобождает
интеллект и развивает те способности, которые в вас спят. Это придет со
временем. Однако главно не столько количество, сколько качество тренировок.
Я уже сказал и повторяю снова (ваш успех, здоровье, а также искреннее равновесие
зависят от этого): отводите на концентрацию (в Любой форме, какую предпочитаете)
десять-пятнадцать минут в день — на первых порах этого более чем достаточно.
Через месяцы и годы занятий вы добьетесь большего, в том смысле, что ваш ум,
сделавшись податливей, восприимчивей, светлей, наконец, станет прытче реагировать
на символы, одинаково как и на поучения, предметы и события.

ПОЗЫ

Упражнение 41. Столб

Поместите у стены великую и достаточно твердую подушку (сложенный вчетверо
коврик подойдет как нельзя превосходнее). Встаньте на колени и наклоняйтесь вперед,
пока не упретесь головой в середину подушки (примерно в футе от стены).
Ладонями обхватите виски, пальцы рук сомкните у макушки. Локти и предплечья
лежат на подушке и образуют нечто вроде треугольника, на который всем весом
опирается тело (рис. 40).

Рис. 40. «Столб» (фаза первая)

Затем нужно легко оттолкнуться и уравновесить свое тело, оперев его о стену.
Ноги отрываются от пола, бедра не отступают далеко от туловища, колени согнуты
(рис. 41).

На миг задержитесь в этой позиции, так чтобы хорошенько уравновесить свое
туловище на треугольнике, интеллигентном предплечьями и ладонями. Осмотрительно
попытайтесь отодвинуться от стены, но если у вас это вначале не получится,
ничего ужасного.

Затем выпрямите ноги и приведите* Их в горизонтальное положение.

Теперь вам остается лишь сделать еще одно усилие, чтобы ноги поднялись вертикально.
Изогните туловище и обопритесь ногами о стену (рис. 42).

 

Рис. 41. «Столб» (фаза вторая)


Постепенно вы выучитесь отрывать ноги от стены сначала на несколько секунд,
а затем на все .более долгое время. Вместе с тем вам нужно будет измелить
позицию головы и плеч, чтобы тело выпрямилось, как столбу головой вниз, и
находилось в образцовом равновесии (рис. 43).

Поза эта, без сомнения, выглядит эффектно. Может показаться, что она невыполнима.
Это не так, но она достаточно трудна и освоить ее — означает добиться победы над
собой. Эта победа будет полной, когда вы выучитесь отрывать ноги от пола плавно,
почти без толчка, и сможете вставать в позу медлительно, уделяя должное внимание
всем трем позициям и в каждой из них некоторое время задерживаясь. Когда вы
правильно встанете в позу, вы обязаны суметь возвратиться в позицию второй фазы
(рис. 41), с согнутыми ногами, затем опять принять вертикальное положение,
широко развести ноги и т.д.

 

Рис. 42, «Столб» (фаза третья)

Рис. 43. «Столб» (фаза четвертая)

Вы обязаны выучиться возвращаться в неходкое положение медлительно, без тяжелой)
падения; вы обязаны уметь даже несколько мгновений удерживать нога горизонтально,
под прямым углом к туловищу прежде чем поставить ступни на пол. Вам придется»,
но я не хочу вас путать… Однако немалое числа моих воспитанников (правда молодых)
все это освоили; что дотрагивается меня самого, то я тоже полностью овладел позой
«Столб», но у меня на это ушло два года.

Через некоторое время легкость или трудность исполнения позы «Столб» станет
служить вам необыкновенным указателем. Дело в том (я пренебрегал вас об этом предупредить),
что для этой позы посещают успешные и безуспешные дни. Сегодня я ощущаю, что
могу стоять на голове безгранично длинно. Назавтра, приняв позу, я начинаю чувствовать
боль в ногах и обнаруживаю, что не в мощах стоять неподвижно, без чего исполненье
не будет абсолютным. В таком случае я не буду пытаться стоять на голове длиннее
нескольких секунд. Я скажу себе: «Завтра дело пойдет лучше», и осмотрительно опущу
ноги на землю. Будьте разумны, приучайте свой организм к этой новой йоговской
позе постепенно и не торопясь. Начав с двух-трех секунд, вы через две недели
дойдете до десяти, через месяц — до тридцати и т.д. Наступит время, когда
вы сможете стоять на голове пять, семь, даже десять минут и при этом не испытаете
никакого неудобства — прытче напротив; вы не почувствуете головокружения и
без усилий будете хранить равновесие. А читал, что Пандит Неру каждое
утро стоял в этой необычной позе целых двадцать минут…

Еще совет молодым и всем начинающим: если сегодня вы потерпите «на излете»
неудачу, если после двух или трех попыток оторвать ноги от земли вы тяжело
повалитесь назад — не упрямьтесь. Отложите своя храбрые и упорные усилия
до завтра. При первых попытках встать на голову возникает (основным образом
из-за страха) не нежный и благотворный, а несколько – резкий прилив крови
к голове (он, однако, не опасен). Вследствие этого упражнение, требующее максимального
пребыванья духа и самообладания, новичку не удается.

Терапевтический эффект позы «Столб» весьма значителен. Поза оказывает
воздействие на физический и психический организм. Она улучшает кровообращение,
разгружает сердце, устраняет усталость мозга, головные боли и т.д. Она врачует
геморрой, уничтожает застой в половых органах. Более того, она проясняет
ум и подготавливает человека к интеллектуальной работе—поэтому желанно
исполнять ее в первой половине дня и перед упражнением на концентрацию. Она
подсобляет преодолеть комплекс неполноценности, нерешительность и заторможенность, дает
уверенность в себе. В то же время поза «Столб» располагает к смирению. «Если
бы как-нибудь у меня появился соблазн,— сказал Неру,— пренебрегать о своем происхождении,
это упражнение напомнило бы мне о кем».

Противопоказания. По моему суждению, избегать этой позы нужно только
тем, кто страдает повышенным кровяным давлением. Пусть вас не смущает мысль,
что «кровь хлынет в голову и тогда…» Это ошибочно: кровь не устремляется
в мозг; она просто легче туда проникает, в результате чего одна из желез (шишковидная)
испытывает веское стимулирующее воздействие. Поэтому следуйте данному
вам совету: останавливайтесь при малейших признаках дискомфорта; потерпев
неудачу, воздержитесь от последующих попыток; на начальном этапе ограничьтесь
несколькими секундами и лишь через несколько месяцев увеличьте время присутствия
в позе. Могу обещать, что вы не столкнетесь с неприятностями. Совсем наоборот!

ДЫХАНИЕ

Вернитесь назад, к шестому уроку (стр. 85). Там я познакомил вас с методом
подготовки к пранайяме, которая занимает основное место в ряду йоговских упражнений.
Ниже я привожу это упражнение в полном виде.

Упражнение 42. Полная пранайяма

Поместите средний и указательный пальцы правой руки на переносицу. Прижмите
великим пальцем правую ноздрю.

1.      Сделайте вдох через левую ноздрю,
считая до 6.

2.      Затем «разу зажмите безымянным пальцем
и мизинцем левую ноздрю; правая также остается закрытой. В таком положении
считайте от 1 до 24.

3.      Освободите правую ноздрю, сняв с
нее великий палец, и выдохните, считая от 1 до 12.

4.      Тут же сделайте вдох, также через
правую ноздрю; считайте от 1 до 6.

5.      Зажмите ноздрю и считайте от 1 до
24.

6.      Освободите левую ноздрю и сделайте
выдох, считая от 1 до 12.

Вы выполнили полную пранайяму: 6-24-12; 6-24-12, начав с левой ноздри и ею
же окончив.

Можно выбрать и более сдержанное начало: 4-16-8; 4-16-8, или даже 3-12-6;
3-12-6.

Никогда не принуждайте себя и исполняйте упражнение абсолютно безмятежно. Если
вы предварите пранайяму несколькими позами, то заключительней выполните «Совершенную
позу» и подождите, пока не нормализуется дыхание и пульс.

Не переусердствуйте: двух или трех пранайям в подходящем для вас ритме вполне
достаточно. Со временем, осмотрительно и неспешно, вы усовершенствуетесь. Быть
может, вы освоите даже «самую медлительную меру» (как выражаются йоги) —12-48-24,
однако в этом нет никакой необходимости. Я сам достиг такого ритма после четырех
лет занятий, но только один или два раза. Я предпочитаю свой собственный,
застенчивый ритм (тот, который я признал наилучшим, природным для себя): 6-24-12.

Действие. К пранайяме рекомендуется прибегать каждый раз, когда непредвиденное
происшествие или неожиданное событие лишают вас психического или физического
равновесия, а также когда ваше самообладание находится под угрозой — например,
перед экзаменом, при испуге, гневе или негодовании. Но эмоции не обязаны превышать
определенный предел; чтобы выполнить упражнение, нужен резерв спокойствия,
при крайней ступени волнения это невероятно.

В некоторых случаях пранайяму используют как средство против боли: делая
вдох так, как сказано выше, нужно направить внимание на точку, где сосредоточиваются
болезненные ощущения. При первой попытке эта боль может не исчезнуть; состояние
покоя также достигается не сразу (вы слишком поглощены самим упражнением,
и энергия блокируется, вместо того, чтобы высвобождаться). Дождитесь, пока
повадка к этому упражнению станет вашей второй натурой — тогда вы сможете
исполнять его без умственного усилия.

Противопоказания. Если вы, следуя моему совету, приступите к полной
пранайяме не раньше, чем пройдете подготовку с подмогою дыхательных упражнений
из предыдущих уроков, то вы сможете, без всякого риска, заниматься ею (не
слишком длинно) каждое утро. Лишняя спешка, излишек старания могут вызвать
определенные нарушения умственного и сексуального равновесия. Каждый йог обязан
оценить свои возможности и всегда с ними сообразовываться.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.