Урок седьмой (жизнь йога)
ТЕОРИЯ
ДЕЙСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ
Мы узнали, что такое йога и куда она водит своих адептов. Теперь мы проникнем
в жизнь йога и обратимся к искусству более трудному, чем позы, и сравнимому
с контролем дыхания. Это искусство раздумывать, раздумывать, концентрироваться,
а первым шагом к нему является искусство присутствовать в том* что ты делаешь.
Нет таких наружных признаков, по которым можно было бы узнать йога, а в необыкновенности
христианского йога. Он ничем не выделяется, он часть окружения; Обычно он
избегает привлекать к себе лишнее внимание. И все же опытный взгляд узнает
его: по походке (йог иногда ходит «как индеец»), по манере держаться (йог
стоит выпрямившись, а когда садится, редко откидывается на спинку стула),
но основное, по телодвижениям (в каждое движение йог вкладывает всего себя;
его движения отточены — смотря на священника у алтаря, легко определить, занимается
ли он йогой}.
Да, йог все делает лучше иных, его усилия сознательны. В то, что делает,
он старается вложить всего себя. Он избегает рутины, автоматизма. Он устремляется
действовать обдуманно и, так сказать, обладать своими реакциями. Он желает быть
выдержанным я равнодушным, чтобы как следует выполнить то, что от него/требуется.
Повадка портит людей. Их деянья несовершенны, поскольку отсутствует одно
условие: активное и эффективное пребыванье в том, что ты делаешь. Человек
не «живет» исполняемой работой, его слова и поступки не диктуются правильным
сознанием их значения.
Мы слишком легко дозволяем себя отвлечь от дела. Ц итоге задуманное не получается,
результат усилий ничтожен.
Чтобы повысить качество своего труда, нам нужно, как говорится, «с головой
влезть» в то, что мы делаем. Йог добивается от себя «действенного присутствия».
Часто, ли в течение дня мы с головой отдаемся своей деятельности? Иногда нам
это удается, и в результате работа посещает выполнена отлично разумным способом,
Но приходится
признать, что из-за диктуемого современной техникой стремительного темпа жизни
мы не успеваем сознательно сосредоточиться на своем труде, да и самими собой
посещаем не долее мгновения. •.
Чтобы пояснить это утверждение» позвольте мне рассказать о типичном дне из
жизни одного хорошо знаменитого мне человека (моего брата, инженера из Парижа).
Обычно он вставал •—• а вернее, спрыгивал — с кровати предположительно в двадцать
минут шестого и стремглав бегал в ванную комнату. Через десять минут, он посещал
уже готов к выходу. Не задерживаясь, чтобы позавтракать (когда время дозволяло,
он глотал чашку кофе), брат устремлялся к станции (ровно в семи минутах от
дома). Дорога была выучена досконально—покинув дом за семь с половиной минут
до прибытия поезда, брат не боялся, что опоздает, Полчаса на пригородной
электричке, еще одна чашка кофе на Восточном вокзале, метро и контора; затем
просмотр почты, деловые беседы, расчеты и так далее… Около десяти он дозволял
себе краткий перерыв — в четверть часа. Этого хватало, чтобы сбегать в ближайшее
кафе и проглотить круассан и очередную чашку .кофе. Второй завтрак он съедал
впопыхах, а потом недолгое время почивал в конторе. Затем следовала работа
предположительно до пята часов. Снова нужно было садиться в метро, а после метро
– на поезд. В дороге брат читал газеты и болтал с друзьями. От станция до
дома — те же семь минут. Обед вечером и передышка в полдень — sot две вещи,
которые, возможно, по-истинному удавались моему брату: тут он не торопился,
получал удовольствие и, судя по всему расслаблялся. Но зазвенит во время
перерыва телефон, дети вечером затеют шум, пожалуется на какие-нибудь трудности
жена — и все испорчено.
Как часто такой перегруженный День подсказывал мне гонку; во всяком случае,
он представлялся мне суматошным, пустопорожним, изнурительным и хаотичным. Я уверен,
что если бы мой брат познакомился с йогой и постарался бы в течение дня выкроить
десять минут или четверть часа для предложенных мною упражнений (например,
после возвращения из конторы или перед сном), его жизнь бы переменилась. Да,
«потраченные» десять минут научили бы его, к образцу, отводить больше медли
для дороги на станцию, превратить эту пробежку в приятную прогулку; по пути
глядеть по сторонам; вечером, возвращаясь домой, дать отдых глазам — глазам,
телу и уму} наконец, развлечь себя зрелищем большого множества предметов,
которые природа и провидение разбросали на нашем пути и которым мы не уделяем
внимания.
Известно, что занятия йогой учат глядеть на вещи спокойно, покоить, а
не утомлять глаза, отдаваться освежающему и успокоительному очарованию окружающих)
мира. Чтобы глядеть или, быстрее, чтобы видеть, нужно расслабиться и освободить
свой ум; тело обязано быть раскрепощено и «прет доставлено самому себе». Йога
раскрывает путь к этому освобождению и раскрепощению всего нашего существа.
Разумеется, это происходит, если адепт действует в точности, как предписано;
правильно исполняет упражнения, тщательно контролирует дыхание, а также если
он проделывает особые упражнения на концентрацию или, проще разговаривая, на внимание.
ПРАКТИКА
УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ
Вы уже умеете сосредоточиваться. В те пятнадцать или двадцать минут, которые
вы посвящаете йоговским упражнениям, в необыкновенности позам, ваши душа и тело
узко связаны и действуют общо. Вы принуждаете себя полностью сконцентрироваться
на своих телодвижениях, чтобы не проделывать их автоматически. Вы остаетесь
собой. Рутины таким образом удается избежать. "Как только вы освоите
те позы, которые я уже описал, я расскажу вам, как их усложнить, так что каждое
движение будет требовать полной концентрация.
Равным образом и контроль дыхания требует полного сосредоточения. Выучитесь
сознательно следить за своим дыханием; сопровождать воздух, который вы вдохнули,
когда он проникав! в дальние уголки легких, обогащает, очищает и фильтрует
вашу кровь. «Я дышу: ж получаю кормленье, я вдыхаю силу, я вдыхаю жизнь! Я дышу:
я раскрываю рот, я дышу Твоим дыханием, 0 Господи (сказано одном из псалмов),
а потом я спокойно «хладнокровно выгоняю из своего тела всякую нечистоту».
Отличное упражнение на внимание, на действенную концентрацию!
Но теперь перейдем к следующим упражнениям.
Упражнение 30. «Остановка» глаз
Выберите обыкновенное и удобное место, где вы будете в одиночестве: тенистый
уголок, но не слишком темный. Вначале проделайте следующее упражнение для
глаз.
Отведите взгляд как можно дальше влево, потом — вправо:
Поднимая глаза, переведите их из В в А, потом снова возвратитесь в точку В (верхним
маршрутом). Из В переведите взгляд в точку С, затем в точку D. Возвратитесь в А,
затем в В, в D, в А и в С. Возвратясь в точку В, начните сначала.
Выполняйте последовательно: A-B-C-D-A, потом A-C-Of потом D-B-C и, наконец,
C-B-A-D. Не утомляйте себя. Когда окончите, закройте глаза.
А теперь откройте глаза и пробуйте их «остановить», уставив взгляд куда-нибудь
на лужайку перед собой, на ствол дерева, на растущие группой цветы. Пусть
ваши глаза там почивают, пусть на них воздействует вид травяного покрова,
обильной листвы или пестрых цветов, так чтобы эти образы запечатлелись в вашем
мозгу, как на светочувствительной пленке.
Вскоре вы поймете, что это, казалось бы, простое упражнение на самом Деле
очень нелегко выполнить. Мы слишком привыкли видеть, как у нас перед глазами
мелькает, как в кинематографе, одна картинка за иной, и не уделяем тому,
что видим, почти никакого внимания. На нас производят впечатление только движущиеся
объекты, и то лишь потому, что они перемещаются; таким образом, мы редко занимаемся
сознательным наблюдением. Посещает, нам бросится в глаза смазанный контур автомобиля
на перекрестке. Он возник лишь на мгновение и почти в тот же миг исчез. И
все, что появляется, а затем пропадает из нашего поля зрения за день, схоже
на этот, автомобиль. Такова наша ежедневная жизнь… ее можно сравнить с
кино.
Вам нужно заново выучиться глядеть, чтобы на протяжении дня рассмотреть как
следует, спокойно и равнодушно, желая бы несколько предметов. Дайте себе
время чтобы хоть что-нибудь понаблюдать сознательно. Я не предлагаю вам глядеть
пристально или анализировать увиденное. Позднее* при необходимости, вы выучитесь
фиксировать внимание на предмете, разглядывать его аналитически. Сейчас же
вы просто приучаетесь наслаждаться природой и заполнять подсознание ее великолепными
образами. Не старайтесь удержать эти впечатления в памяти. Позвольте взору
блуждать, где угодно. Достаточно, если у вас есть желая бы минимальное желание
не только глядеть, а и примечать. После нескольких недель такого переобучения
вы с удивлением установите, что видите очень многое и видите светло. Вы обнаружите,
что, дозволяя своим глазам покоиться на предметах, вы почиваете.
Упражнение 31. Вслушивание
Спокойно смотреть—это искусство. Слушать —» тоже искусство. Причем искусство,
многими забытое. Кинематограф вредит глазам, радио и городские гулы губительны
для слуха. Восстановить слух труднее, чем зрение. Тишина, на фоне которой
можно что-нибудь услышать, это такая редкость. Одна!» посещают минуты, когда
кажется, что все вокруг замирает. Воспользуемся таким промежутком, чтобы прислушаться
к звукам, менее шумным, чем те, что обычно нас окружают.
Например, если у вас есть сад, вы можете воспользоваться им как местом воспоминаний
и покоя. Пробуйте расслышать какой-нибудь знакомый звук: щебет птиц вблизи,
журчание ручейка или даже гулы соседнего города—беспорядочный гам, но в кем
можно различить кое-какие определенные звуки. Прислушаемся, раскроем уши,
чтобы звук проник в них, нашел там убежище, отпечатался у нас в мозгу. Не
нужно напрягать слух, словно пытаясь уловить слова лектора в дальнем конце
зала. В любом случае избегайте напряжения, храните пассивность, тогда вы
будете слышать светлее.
Мой вам совет — не нужно анализировать. Если вы проигрываете граммофонную
пластинку, не старайтесь определить, каков темп и ритм записанной сонаты.
В этот урок во* шли упражнения на «намеренную пассивность» (которую можно
сравнить с сознательным и намеренным расслаблением в «Позе релаксации» — принцип
тот же). Музыка, песни птиц, бормотание ручья, городские гулы обязаны просто
вливаться в ваши уши. Будьте внимательны, но полностью расслаблены. Такое
упражнение слуха дарует нам самый истинный отдых, а кроме того, дозволяет
возвращать способность слышать более светло и с большей выгодой.
Упражнение 32. Тактильные и прочие ощущения
Речь идет о развитии чувств, так чтобы познавать окружающий Мир без поддержки
идеи. Нам: нужно настроить себя на сознательное восприятие, на то, чтобы
получать сигналы только извне, не отвлекаясь на идущие изнутри.
Вытяните руку, коснитесь стола, стула, кусочка ткани и заметьте первое ощущение,
которое при этом возникнет. Не мыслите о чем, кроме того, что чувствуют ваши
пальцы. Сторожко положите руку на окно и халатно проведите вверх-вниз. Зато*
потрогайте свою одежду, стол, обивку мебели. Мимоходом обратите внимание на
холод стекла, мягкое тепло одежда!, выпуклость края стола.
Тренируйте таким же образом и иные чувства: нюхайте (дым, цветы). Выучитесь
желая бы мимолетно наслаждаться всеми ощущениями сразу. Обращайте внимание на
свои ощущения, будьте к ним чутки.
Упражнение 33. Ходьба
Нет ничего обычнее ходьбы. За день мы проходим пешком не одну милю. Выделим
некоторое время — например, пять минут—на сознательную ходьбу. Встаньте прямо,
плечи отведите назад (но не сильно), руки обязаны свисать свободно, ладонями
вперед. Идите равномерно, в такт дыханию — например, за время вдоха делайте
четыре шага, выдоха — пять или шесть шагов. Приказываете себе совершать движения
сознательно; уделять, к образцу, внимание контакту ступни с землей—тому, насколько
он жесткий; ощущайте, как сгибаются колени; прислушивайтесь к звуку своих
шагов. Каждый шаг проделывайте вдумчиво, взгляд фиксируйте на пейзаже перед
собой. Быстро вы почувствуете, как ваши члены раскрепощаются, пропадает тяжесть.
Тело становится покорным, прогулка превращается в отдых.
Мои советы могут показаться тривиальными и ребяческими. Но попытайтесь. Если
вы будете во время прогулки» как сказано выше, уделять внимание своим движениям,
пешие походы станут для вас отдыхом и в конце длинного пути вы не слишком утомитесь.
Вы также будете приучать себя к самоконтролю и в последующем станете полным
властелином своих деяний.
Упражнение 34. Чтение вслух
Точнее, речь вдет о том, чтобы быть внимательным во время чтения, прислушиваться
к его звучанию, самостоятельно от того, вслух вы читаете или про себя. Берите
какой-нибудь текст, простой или трудный — не имеет значения, и читайте его
звучно или шепотом, не необыкновенно стараясь понять смысл. В этом упражнении главно
слушать свое чтение, воспринимать звучание букв, слогов и слов, осознавать,
какой интонации требуют общее содержание текста и синтаксис. Кратче, слушайте
себя, как слушаете обычно кого-нибудь иного.
Вы обнаружите, что понимание трудного текста веско облегчается, если
в первый раз прочесть его таким образом вслух.
Бели читая текст про себя, вы мысленно слышите, как он звучит, то текст при
этом отпечатывается в вашем подсознании. Если вы отложите книгу на сутки,
а затем прочтете, на этот раз вдумываясь в содержание, то окажется, что вы
стали прытче улавливать смысл трудных отрывков.
ПОЗЫ
Владение столь распространенными на Востоке «сидячими» позами является великим
превосходством, и вы в этом убедитесь. Таких поз существует несколько, но все
это, по существу, варианты одной и той же исходной позы. Я уже рассказал вам
о отличном подготовительном упражнении для «Совершенной позы» (упражнение
13, стр. 38-39). Это упражнение также хорошо подготовит вас и ко всем остальным
позам, которые нам предстоит освоить. Не сомневаюсь, что вы уже попрактиковались
в этом упражнении.
Упражнение 35. Совершенная поза
Подготовка и вариант первый
В добавленье к коврику или мату, на котором вы обычно занимаетесь, вам понадобится
(вначале) достаточно великая, подушка и свернутый коврик.
Сядьте в центр подушки, подложите под седалище ввернутый коврик. Бедра широко
разведите.
Рис. 33. «Совершенная поза» (подготовка)
Согните левое колено и положите левую голень прямо перед собой, так чтобы
пятка оказалась посередине туловища, под половыми органами, а лодыжка долею
перед ними, а долею под ними. Если вы практиковались в позе упражнения 13
на стр. 39 (показанной здесь на рис. 33), то вам придется слегка ее изменить:
бедра держать шире, а пятку правее — держите ее точно по центру, слегка
подведя под промежность.
Затем согните правое колено и поместите правую стопу на левую, скрещивая
лодыжки. Правая пятка также окажется: в центре (или чуть левее; она частично
накрывает половые органы). Носок правой йога покоится на левой голени или
между голенью и бедром. Пальцы левой ноги могут выглядывать спереди из-под
правой голени (рис. 34).
Насколько я разумею, единственная трудность содержится в том, чтобы как
можно шире развести бедра (из-за этого впоследствии может возникать боль в
области половых органов, но она прейдет, как и все иные – досадные ощущения).
Руки нужно держать так, как показано на иллюстрации.
Рис. 34. «Совершенная поза (вариант первый)
|
Рис. 35. «Совершенная поза» (вариант второй)
Корпус предельно выпрямить. Если это вам поможет, обоприте спину о какой-нибудь
предмет мебели.
Смотрите неподвижно прямо перед собой, стараясь поменьше подмигивать. Можно также
склонить голову и зафиксировать взгляд на пятке, или даже на пупке. Чрезвычайно
главно беречь полную неподвижность.
Упражнение 36. Совершенная поза Вариант второй
Некоторым этот вариант выполнить легче, чем первый. Правую ступню (или левую)
расположите вдоль левой (или правой) голени, пятку поместите в паховую складку
(половые органы окажутся между голенью и бедром, за пяткой). Наклонитесь,
берите рукой левую {правую) стопу и уложите ее на правую (левую) голень,
подошвой вверх. Выпрямитесь (рис. 35).
Трудность здесь в том, чтобы не отрывать колен от земли Это вполне доступно.
Вам будет легче, если вы сядете на подушку или подложите под седалище свернутый
коврик.
А теперь правильный вариант «Совершенной розы»: Вам нужно положить левую
пятку под промежность или даже под анальное отверстие; подошва повернута вверх,
и правая ягодица и бедро опираются на нее.
Затем, как в предыдущем упражнении, берите правую стопу рукой и поместите
на левую голень, или» .точнее, между голенью и левым бедром, прижимая пальцы
ноги к икре (рис.36).
Бели вы подложите под седалище свернутый коврик, это поможет вам не отклоняться
от вертикали и сидеть на пятке без. особых усилий.
Разрешите сказать вам без обиняков, что каждый успех в атом упражнении является
победой, а за победы нужно выплачивать. Одним эта поза дается с великим трудом,
иным – намного легче. Явно, это связано с некоторыми анатомическими
необыкновенностями: длиной и объемом бедер, упитанностью человека и т.д. Но еще
более главную роль играют воля и воображение. Ночью, перед сном, воспроизведите
в уме разные позы и способы их исполнения.
|
Рис. 36. «Совершенная лоза»
|
Рис 37. Поза героя
Упражнение 38. Поза героя
Это вариант «Совершенной позы». Расположив правую стопу вдоль девой голени
(или наоборот), поместите иную стопу подошвой вверх на бедро, так чтобы
пятка оказалась у живота (рис. 37).
Правую стопу можно также поместить под бедро или под колено. Корпус
держите безусловно прямо.
Это действительно «героическая» поза, требующая сильной воли, однако после
некоторого периода упорных занятий она станет доставлять вам удовольствие.
Вначале оставайтесь в этой позе не долее нескольких мгновений. Постепенно
вы натренируетесь и сможете выдерживать длиннее.
Не волнуйтесь., если у вас возникнет боль в сочленениях. Она пройдет.
Упражнение 39. Лотос
А теперь, в заключение, классическая йоговская поза: «Лотос». За нее тщетно
приниматься, если вы не освоили предыдущих поз данного урока.
На рис. 38 показана исходная позиция. Левая стопа прочно покоится на правом
бедре, пятка вмещается в паховой складке. Правая нога согнута, как показано
на иллюстрации.
Одной рукой прижмите голень к бедру, иной обхватите подъем лежащей на земле
ноги. С силой потяните, чтобы стопа легла на бедро иной ноги, как можно
ближе к паху (рис. 39).
Ваши ноги, можно сказать, связаны узлом (чтобы их развязать, придется приложить
усилие). Индийские йоги скрещивают руки за спиной и берутся за носки ног.
Но это трюк, на который способны не многие европейцы,—для этого нужны длинные
руки.
Упражнение 40. Отдых
Если вы начинающий, я решительно рекомендую вам не оставаться ни в одной из
поз длиннее нескольких мгновений. Вам нужно очень часто почивать. Обопритесь
спиной о стену (или какой-нибудь предмет мебели) и подтяните колени к подбородку.
Стопы обязаны стоять на земле, прижатые одна к иной (пятки дотрагиваются половых
органов). Руками обхватите голени, голову положите на колени.
|
Рис. 40. «Лотос» (подготовка)
|
Рис. 39. «Лотос»
Вскоре вы ощутите превосходства такого сидения на корточках. После нескольких
минут расслабления вам будет легче снова принять «Совершенную позу» или ее
первый вариант.
За один урок я преподал вам пять главных йоговских поз, чтобы больше к ним
не возвращаться. Превосходный йог способен выполнить правильно все эти пять поз.
Владение ими является знаком, что вы, в определенной мере, стали обладателем
своего тела.
Но, разумеется, не нужно пытаться исполнить их все сразу. Данный мною порядок
поз представляет собой процесс постепенной тренировки, однако не исключено,
что вы раньше овладеете «Совершенной позой», чем ее первым вариантом. Так
или иначе, у вас появятся определенные предпочтения, и я бы посоветовал избирать
для медитации ту позу, которая вам наиболее приятна.
Собственно разговаривая, именно для медитации эти упражнения и предназначены. Но
не только: это великолепные позы релаксации. И если вы уже установили, что эти
позы удобны для упражнений на внимание, которые я описал в начале урока, то
это вам очень поможет.
Смелее! Разумеется, вы не забросили тех упражнений, которые вы выучили в
предыдущих уроках. Вскоре я объясню вам, как делать выбор между этими позами,
чтобы возможно больше медли оставалось на медитацию.