Пять пран
Концепция жизненной силы занимает центральное положение во
всех древних традициях врачевания, сходственно концепции тхи в
китайской медицине. В Аюрведе — эта жизненная сила, нарекаемая
прана, представлена пятью функциональными вариантами. Травы
классифицируются в зависимости от того, на какую из этих пран они
оказывают свое деяние.
1. Прана: прана сосредоточена в мозгу, она движется вниз,
регулируя вдох и глотание. Она имеет отношение к интеллекту, к
сенсорным и моторным функциям, и в первую очередь к деятельности
сердитой системы и органам дыхания.
2. Вьяна: сосредоточена в сердце; ее деянья охватывают весь
организм, поскольку она правит циркуляцией крови и движениями
суставов и мышц.
Самана: сосредоточена в тонком кишечнике, правит системой
пищеварения.
4. Удана: сосредоточена в горле, правит речью, энергией,
волей, усилием, памятью, выдохами.
5. Апана: сосредоточена в нижней доли живота и правит
всеми функциями, ответственными за удаление из организма кала,
мочи, соляной жидкости, менструальных выделений, а также –
изгнанием плода.
Эти пять пран обычно именуют пятью ваю (ваю значит воздух или
детерминирующая сила). Они представляют собой пятипрофильное дробление
жизненной силы и ее функциональную дифференциацию в доли энергизации
сердитой системы.