Навигация > Главная > Эндогенное дыхание > Приложение 4

Приложение 4


Прибавленье 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ТРЕНАЖЕРЕ
ФРОЛОВА

Зинатулин С. Н. Основной врач медицинского центра "Динамика",
г. Новосибирск.

   Ведущее значение дыхания в жизнеобеспечении
и регуляции гомеостаза проявляется уже с рождения. Изменение дыхания в ответ
на звуковой, мыслительный и речевой указ возникает уже в первые годы жизни
ребенка (К. В. Маринов, 1976 г.). Считается вероятным обучение детей произвольной
регуляции дыхания по словесной инструкции уже с периода начала осмысливаемых
движений. Высокая ступень обучаемости дыхательной системы дозволяет использовать
обучение регуляции дыхания при оздоровлении и в целях профилактики с раннего
возраста.
   Принципы, методические приемы группового обучения регуляции
дыхания в раннем возрасте разработаны недостаточно. Знаменитые комплексы врачебной
гимнастики ориентированы как управляло, на исполнение глубокодыхательных упражнений,
упражнений с удлиненным выдохом и произношением звуков. Исследованиями установлена
склонность к легкой гипервентиляции, состояние гипокапнии у детей до 3 лет.
Выявлена тенденция к экономизации дыхания на данном этапе индивидуального
развития (Т. Д. Кузнецова, 1986 г. и др.)
   Положительной стороной знаменитых дыхательных упражнений
для детей раннего возраста можно считать исполнение дыхания через одну ноздрю
и контроль правильной выправки. Эти элементы, в некоторой ступени, ограничивают
гипервентиляцию. Одним из вероятных направлений, подходящим физиологической
тенденции экономизации дыхания может быть закрепление навыка диафрагмального
дыхания через нос (в покое).
   Более высокий уровень психического развития в период первого
детства дозволяет продолжать обучение произвольной регуляции дыхания с использованием
как вербальных, так и невербальных механизмов обучения. Целью такого обучения
обязано быть формирование устойчивой психологической установки на правильное
исполнение саморегуляции дыхания, навыков произвольной регуляции дыхания в
покое и при движении. Возрастной период 4-7 лет имеет ряд необыкновенностей – завершается
формирование альвеоло-капиллярной диффузии, для состава альвеолярного газа
отличительна гипокапния, углубляется дыхание, повышается резерв дыхания, происходит
экономизация дыхания. В этом же возрасте увеличивается двигательная активность,
длится, как управляло, обучение глубокодыхательным упражнением. Негативным
следст-вием сходственного обучения является формирование грудного типа дыхания
с участием вспомогательной дыхательной мускулатуры в условиях покоя, возможность
развития хронического гипервентиляционного синдрома.
   Развитие валеологических аспектов образования, необходимость
оздоровления детей в дошкольных учреждениях и школах предполагает творенье
программы практического обучения навыкам контроля и регуляции состояния здоровья.
Удобной и эффективной формой реализации данной задачи является групповое обучение
(группа в ДДУ, школе, группа здоровья и т.п.).
   Учитывая водящее значение дыхания в жизнеобеспечении, актуальность
биологической потребности в дыхании, максималь-ную доступность функции наружного
дыхания для произвольной регуляции с раннего возраста, широкий диапазон адаптации
дыхательной системы можно рассмотривать дыхательную гимнастику как основу
реабилитации и профилактики, повышение резервных возможностей, уровня здоровья
уже с дошкольного возраста. В возрасте 5-7 лет расширение бронхиального дерева
преобладает над его удлинением, заметно улучшается проходимость дыхательных
путей, бронхиальное противодействие веско снижается. От 5-го к 7-му году
жизни вырастает в 1,5 раза резерв дыхания периоды интенсивного прироста ЖЕЛ,
ФОЕЛ, ОЕЛ, ООЛ совпадают и приходятся на возраст 5-7 лет (Кузнецова Т.Д.,
1986 г., 1998 г.) это дозволяет успешно сочетать эффект дыхательной гимнастики
на ТДИ-01 с анатомо-физиологи-ческими необыкновенностями данного возраста.
   В процессе гигиенического обучения детей регуляции дыхания
используются умышленно разработанные психологические тесты, рисунки учебного
пособия. Цветовая индикация учебного пособия дозволяет использовать невербальные
механизмы формирования психологической установки на правильное исполнение
регуляции дыхания. Игровая форма обучения, психологические тесты обуславливают
формирование психологической установки маршрутом убеждения. В процессе обучения
дети получают элементарные знания по анатомии, физиологии, гигиене дыхания,
что дозволяет охарактеризовать предлагаемую программу как вариант врачебной
педагогики. Одна из задач гигиенического обучения регуляции дыхания – сохранение
природного механизма диафраг-мального дыхания в соответствии с тенденцией
экономизации дыхания.
   В предлагаемой методике дыхательной гимнастики на ТДИ-01
получили последующее развитие идеи и методические приемы обучения детей дыхательной
гимнастике (см. Зинатулин С. Н. "Способ лечения гемогипо-карбии. Заявка
№ 4898607/14 (000305) от 02.01.91 г. Благовещенский гос. мед. институт и "Организация
и методика гигиенического обучения детей регуляции дыхания", методические
материалы. Архангельск, 1991 г.) Процесс обучения детей можно условно разделить
на 3 этапа: изучение дыхания, регуляции в покое, регуляции дыхания во время
движения.

Программа обучения

I этап. Изучение дыхания

Задачи:

1. Обратить внимание детей на главное значение воздуха и дыхания для жизни
и здоровья.
2. Сформировать понятие правильной выправки, научить навыкам самоконтроля
выправки.
3. Разобрать главные элементы дыхательной системы (нос – легкие, диафрагма)
и их значение.
4. Выучить фазы дыхания, "правильное и неправильное" дыхание.

II этап. Обучение регуляции дыхания в покое

Задачи:

I. Обучение диафрагмальному дыханию.
2. Изучение дыхательного тренажера Фролова.
3. Адаптация к дыхательному тренажеру Фролова.
4. Дыхательная гимнастика на ТДИ-01.
5. Дыхательная гимнастика без ТДИ-01.

III этап. Регуляция дыхания в движении.

Задачи:

1. Научить ребенка регуляции дыхания в процессе исполненья физических
упражнений.
2. Научить ребенка способам возрождения дыхания после физической нагрузки.

Практический курс обучения

I этап. Изучение дыхания

   Перед началом работы с детьми необходимо достичь взаимопонимания
с родителями и учителями, ознакомить их с основами теории и практики дыхательной
гимнастики на ТДИ-01, с результатами клинических апробаций в НИИ "Спорт",
НИИ педиатрии, информацией из прессы, с памяткой для больных, для родителей.
   Во время занятий с детьми необходимо максимально стимулировать
активность детей, принимать все ответы, дать возможность ответить каждому,
записывать наиболее занимательные и точные ответы. Обычно педагог, врач задает
вопрос, дети объясняют свое сужденье, затем формулируется правильный ответ.

Содержание занятий условно можно представить в таблице.

Вопрос
Ответ (образцы)
1. Недомогать – хорошо или плохо.
1. Недомогать плохо, потому что никуда не пойдешь, к тебе
гости не придут и вообще от хвори можно умереть.
2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым, не недомогать.
2. Делать прививки, зарядку, закаляться, принимать витамины,
вычищать зубы.
3. Что нужнее для жизни, что самое необходимое – воздух,
еда или вода.
3. Самый необходимый – воздух, потому, что без него
жизнь на Земле невозможна.
4. Что мы знаем о воздухе, какой он посещает, где есть
воздух
4. Воздух есть везде, в небе, в комнате, в кармане,
в банке и даже в воде. Воздух легкий, чистый, свежий, может приятно
благоухать – это полезный для здоровья воздух. Вредный для здоровья воздух
– сырой, с дымом от сигарет, от машины, с пылью, микробами.
5.Что главнее для здоровья – таблетки, дыхание или питание
5. Главнее всего дыхание, поэтому мы дышим непрерывно,
даже во сне, а едим мы 3-4 раза в день, а без лекарств можно прожить
всю жизнь.
6. Как правильно, как лучше дышать – через рот или через
нос и почему.
6. Через нос дышать лучше потому, что при этом в носу
задержива-ются пыль и микробы. Если дышим ртом, то пыль и микробы священника-дают
в горло и легкие -непрерывно будем кашлять, недомогать. Если дышим через
рот – издаём много тепла, чаще простываем.
7. Куда у человека при дыхании поступает воздух – в
грудь, в голову или в живот
7. При дыхании воздух поступает в грудную клетку а потом
"выходит". Воздух поступает в легкие.
8. Почему легкие так именуются – "легкие"
8. Потому, что в легких воздух, а все что содержи воздух
– легкое.
9. Как мы дышим, где у нас мускул для дыхания "дыхательный
мускул".
9. При дыхании воздух "входит и выходит" в
легкие, живот при этом "двигается" вперед и назад. Дыха тельный
мускул "спрятан" внутри человека (см. схе му), именуется
диафрагма.

   Во время занятий используются рисунки (схемы),
тесты ("опыты"). При обсуждении вопроса № 5 и 6 можно использовать
умышленно разработанные схемы "мальчик – светофор", вопросов 7
и 9 – схему человека с изображением легких, диафрагмы, графика дыхания.
   Цикл занятий на I этапе состоит из 3-6 занятий, завершается
закреплением навыка диафрагмального дыхания через нос.
   II этап. Обучение регуляции дыхания в покое
   Для детей дошкольного и младшего школьного возраста полезно
провести занятие на тему: "тренажер – конструктор", во время которого
дети выдумывают все вероятные варианты применения отдельных деталей тренажера
и комбинаций деталей. Завершается занятие полной сборкой тренажера, во время
такого занятия дети "эмоционально проживают" аппарат, создается
интерес к тренажеру. После ознакомления с аппаратом проводим беседу о том,
что для сохранения превосходного здоровья полезны зарядка, спортивные тренировки
и вот такой зарядкой, тренировкой дыхания являются занятия на этом аппарате.
При этом вспоминаем, что наиболее тренированные, здоровые люди работают с
дыхательным аппаратом в специальных условиях – это водолазы, космонавты, пожарные.
Сходственные тренировки будем проводить и мы, занимаясь на дыхательном тренажере
Фролова. После вводного занятия каждому ребенку вручается "Грамота дыхания".
   Учитывая анатомо-физиологические и психологические необыкновенности
у детей, необходимо 5-7 дней выделить на адаптационный период, на привыкание
к тренировкам дыхания, к аппарату. При этом достаточно 10 мл воды в ТДИ-01.
В период адаптации удобнее исполнять вдох через нос, выдох в воду (3-5 дней),
в течение 3-5 мин.
   После периода адаптации начинаем период дыхательной гимнастики
на ТДИ-01. Во время дыхания на ТДИ-01 для детей в возрасте 5-10 лет объем
воды 10-12 мл, время занятия до 15 мин. При условии удачного освоения этого
уровня нагрузки вероятно увеличение медли занятия и объема воды в аппарате
(желанно после консультации с доктором).
   В условиях ребяческого сада обучающее, контрольное занятие
проводит вр*ач, педагог, удобнее – после тихого часа, 5-7 мин., главное занятие
-дома, с подмогою родителей 5-10 мин. (старшие дети, по мере тренированности
способны заниматься 15-20 мин).
   Основное внимание детей нужно обращать на характер выдоха
– выдох безмятежный, медлительный. Непременно точно отработать поджатие живота
во время выдоха, движение живота во время дыхания. Для этого используется
разъяснение сходственного характера – "когда мы втягиваем воздух, делаем вдох
– живот надувается как шарик, выходит вперед. Когда мы издаём воздух, выдыхаем
– живот "прячется", убираем живот, на вдохе живот – великий, на
выдохе – маленький", обращайте внимание детей на то, что воздух издаём
медлительно, он очень тихо "булькает" в аппарате.
   По мере адаптации ребенка к процедуре дыхательной гимнастики,
по мере адаптации дыхательной системы к тренировочному занятию на 3-5 занятии
уже можно точно контролировать длительность выдоха, 3-5 сек. (постепенно увеличивая
на 1 сек. через 2-3 дня).
   Наиболее легкий вариант занятий для детей дошкольного возраста
-по схеме вдох через нос, выдох в тренажер через 10 мл воды доступен практически
каждому ребенку с 5 лет. Условно этот вариант можно назвать
"плавание над водой".
   Сложнее для детей процесс дыхания через воду, они удачнее
адаптируются к этому режиму, если занимаются не накрывая нос пальцами, забава
уже именуется "дышим как водолазы", но плаваем неглубоко под водой.
   Обычно за неделю дети адаптируются к этой нагрузке и через
10-14 дней от начала работы уже можно начинать обуче-ние главному режиму
тренировки дыхания, с закрытым носом. Такой режим дыхания определяем как "водолазное
дыха-ние на глубине, на самом дне", здоровые дошкольники комфортно переносят
5-10 минут такого респираторного тренинга.
   В процессе оздоровления после правильного освоения главных
элементов дыхательной гимнастики на ТДИ-01 в положении сидя, можно продолжить
обучение тренировки дыхания в положении лежа на боку, полулежа на спине (то
есть непосредственно после тихого часа, в спальне). Вероятно чередовать условия
занятий: день – в положении лежа, день – сидя, такой вариант занимательнее для
детей.
   Удачно эти тренировки сочетаются с безаппаратной тренировкой,
для этого исполняем упражнение "сделай ветер", то есть дыхание через
плотно сжатые губы, выдох с противодействием.
   Варианты этого упражнения могут быть различные: сразу после
аппаратной тренировки (забава "водолазы сидят на берегу"), или "подуй
на соседа", если дети сидят за столом и т.п.

   Ill этап. Тренировка дыхания в движении
   Для эффективного повышения резервных возможностей системы
дыхания организма детей очень главно, чтобы сохра-нился диафрагмальный тип
дыхания во время физических упражнений. Основной вариант развития навыков
регуляции дыхания – обучение детей навыкам согласования дыхания с движениями
при исполнении циклических упражнений. Основ-ным упражнением при этом является
тренинг дыхания при медлительной ходьбе, во время которой выполняется диафраг-мальный
вдох на 1-2 шага, и выдох на 3-6 (8-10) шагов. Вдох выполняется через нос,
выдох – с противодействием, губы при этом сложены "трубочкой" или
плотно сжаты для творенья противодействия на выдохе. Этот тренинг дыхания может
успешно дополняться забавой "в пожарника", во время которой выполняется
апноэ (задержка дыхания) после смирного выдоха на определенное количество
шагов (нос при этом зажимается пальцами).
   При исполнении ациклических упражнений и упражнений смешанной
структуры координация дыхания и движений труднее, поэтому респираторный тренинг
можно проводить после физических нафузок как дыхательные упражнения на возрождение,
в течение 2-5 минут.
   Известно, что систематические направленные воздействия на
дыхательную функцию обеспечивает совершенствова-ние адаптации человека к экстремальным
факторам, существенно увеличивает устойчивость к гипоксиии, гиперкапнии и
сдвигам во внутренней среде организма, вырастает уровень общей и специальной
трудоспособности (Солопов И.Н. и др. 1998 г.).
   Формирование высоких резервных возможностей организма, тренировка
адапационных механизмов посредством дыхательной гимнастики на ТДИ-01 является
одним из главных условий реабилитации и профилактики разных заболеваний
уже с дошкольного возраста. Эта процедура может эффективно дополнять знаменитые
способы поддержки больным туберкулезом и для профилактики его. Конкретным образцом
является признательность Горбачевой Т. В. из г. Уссурийска Приморского края:
"Я хочу поблагодарить Вас за прибор, который я выписала своему сыну.
За прошедший год он ни разу не недомогал, окреп, за год вырос на 10 см, миндалины,
которые годами были гиперемированы, часто недомогали – в норме, перестали недомогать
суставы ног – коленные и голеностопные, нет признаков хворей, которые непрерывно
нас беспокоили – хронический фарингит, респираторный аллергоз, а самое главное
– реакция Манту, которая у нас была 10-12 мм стала нормальная и мы полностью
"выполнили фафик прививок". И сходственные случаи не единичны.
   В данной работе описаны общие принципы обучения детей дыхательной
гимнастике с применением тренажера Фролова. Работа длится с участием
лекарей, педагогов, логопедов, научных сотрудников. В практической работе успешно
применяются памятка для родителей, фамота дыхания. Все заинтересованные личика
и организации могут принять активное участие в этой программе

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.