Истоки аюрведской медицины
Чтобы понять подход Аюрведы к травкам, необходимо понять
основополагающие системы Аюрведы, которая представляет собой
безграничную науку исцеления, включая физические,
психологические и духовные аспекты жизни.
Древние пророки Индии считали, что существуют два
основательных принципа, определяющих бытие: Пуруша, Первичных
Дух, принцип чувствительности сознания; Пракрути, Большая
Природа, принцип творчества. Единение этих двух Духа и Материи
творит все.
Однако эти два начала также единичны, представляют собой
первичные Два в Одном, Сознание и его творческая, исправная
сила, Шива-Шакти — Пуруша. Во всем также есть сила проявления,
способность к творческому развертыванию, Пракрути.
Из этих двух больших сил, когда они перввично соединяются
возникает Космическое Сознание — Махакт, который содержит зёрна
всех проявлений. Имманентным свойством Махакт являются все законы
природы. Космическое Сознание существует также в человеке в виде
его интеллекта. Это начало, как таковое, величается будди,
средство к пробуждению, к полному развитию, по достижению
которого подходящее личико становится просветившимся — Будда.
Будди — это наша спосбность к восприятию, наша способность
отличить реальное от нереального.
Однако этот интеллект при его эволюции в материальные формы
может привести к происхожденью эго, ощущению обособленности
своего Я, или ахамкара. Это — принцип отчуждения, поскольку
единственное, что отделяет нас от единства жизни, — это наше
ощущение обособленности нашего Я.
В свою очередь я, эго обусловливает формирование,
приводит к формированию обусловленного сознания, или
обусловленного понимания, нарекаемого манас, который как
ощущение самосознания, творит защитный круг (поле) идей,
который нас связывает.
Наконец, это связывает нас с коллективным подсознанием,
именуемым хитта, являющимся складом идей, присущих любому
ограниченному менталитету. Благодаря шитте, мы присутствуем
подверженными латенции, навязчиввым состояниям и императивам,
присущим более ранним стадиям эволюции, восходящим к животному
миру и даже еще более ранним стадиям развития.
Аюрведа устремляется к такой жизни, которая бы гармонировала с
космическим интеллектом (сознанием), благодаря чему наше сознание
было бы более абсолютным и сделало бы тем самым для нас
вероятным возвращение к единству природы, а через природу –
возвращение к нашему подлинному существу и духу, Пуруша. Таковы
духовные истоки Аюрведы, которые инедтичны таковой йоги, и
сочиняют основу психологии Аюрведы.
Необходимым условием для этого является пробуждение
интеллекта, что, в свою очередь, значит выход из-под власти
эго. Эго — это основа любого отклонения от природы. Здоровье
является естественным атрибутом, пракрути. Хворь — это нечто
искусственное — викрути. Отсюда большинство заболеваний, за
иисключением тех, которые природны, как атрибут медли,
проистекают из психологического дисбаланса, обусловленного
избыточным самосознанием.