I. ТАНТРИЗМ
Чтобы понять тибетский тантризм, к которому относится веская часть
содержащихся в этой книге трактатов, следует знать, что главнейшие положения
тибетского тантризма содержатся в Высшем Разделе эзотерического учения, знаменитом
под названием Ан-нутара-тантра. Это высшее в теоретическом и практическом
аспектах учение состоит из двух долей: 1) Путь, не имеющий формы, или Путь
Освобождения, именуемый по-тибетски Тар Лам, и 2) Путь, имеющий форму, или
Осязаемый Путь, именуемый Хдсин Лам. Первый описан здесь в Книге II как Нирвани-ческий
Путь йоги Большого Символа – Махамудры. Путь, имеющий форму, сочиняет содержание
более простых видов йоги и представлен здесь "Шестью видами йоги".
Нельзя понять основополагающего учения, философии и практики Осязаемого Пути
без теоретического знания тождественности Энергии и Сознания. Основой этой
теории является имеющая особую ценность философская интерпретация основных
положений тибетского тантризма, и очень коротко ее можно изложить следующим
образом.
Тантризм разглядывает Вселенную как состоящую из противоположностей: нирваны
и сансары, ноумена и феномена, потенциального и проявленного, озарения и не
распознающей перцепции, пустоты и полноты жизни, сознания и праны1. Кроме того,
тантризм провозглашает, что, с точки зрения высшей реальности, каждая из этих
пар противоположностей, желая и кажущихся таковыми, является неделимым целым.
Следовательно, если воспитанник придет к полному пониманию одного члена этой пары
и овладеет им, он автоматически также овладеет вторым членом. Так, осознав,
что подлинная природа Сознания есть трансцендентная Мудрость (санскр. Праджня),
йог одновременно уверяется в том, что сущность праны является надмирной жизненной
субстанцией, то есть жизненной сущностью Будды.
Исходя из этого принципа, тибетский тантризм предлагает два пути, или метода,
йоги. Если йог исполняет "Умственную йогу", он автоматически
применяет также "Энергетическую йогу". Если ум дисциплинирован,
преобразован, расширен, отточен, озарен, такой же становится жизненная энергия
йога.
Цель буддизма – совершенство и просветление, приводящие к Полному Пробуждению,
к Полному Насыщению Энергией, к Состоянию Будды и таким маршрутом к абсолютному
познанию Тройственного Тела – Трикая1. Для достижения этой большой цели обычное
человеческое сознание и жизненная энергия обязаны быть трансмутированы с поддержкою
этой практики в трансцендентную Мудрость и Большую Жизненную Силу. Тибетский
буддизм предлагает два способа трансмутации человеческой природы в трансцендентную.
Один метод ставит во главу угла "Умственную практику" (Путь, не
имеющий формы, или Махамудра), а иной -"Энергетическую практику"
(Путь, имеющий форму, представленный "Шестью видами йоги"). С поддержкою
разных приемов, или подходов, эти методы, или пути, приводят к одной трансцендентной
цели.
Эту тантрийскую доктрину "Тождественности ума и праны" нельзя осматривать
просто как теорию или философию, ибо в ней содержится много ценного для практикующих
йогу и для тех, кто устремляется к духовному совершенству. Желая нет необходимости
объяснять здесь все многочисленные аспекты этого учения, можно коснуться здесь
одного из наиболее основных, а именно, взаимосвязанности ума и праны, под которой
надобно разуметь, что определенному состоянию ума или виду умственной деятельности
неизменно сопутствует прана подходящего характера, трансцендентная или
земная. Например, определенное настроение, чувство или мысль всегда сопровождается
подходящим состоянием праны, или дыханием с определенным характером и
ритмом. Так, гнев вызывает не только бурю в ощущениях и идеях, но также делает
дыхание жестким и напряженным. Но когда человек смирно сосредоточится над
решением какой-нибудь умственной задачи, его идеи и дыхание будут такими
же безмятежными. При углубленном сосредоточении, когда устремляются решить какую-нибудь
трудную задачу, дыхание невольно задерживается. Когда человек находится в
состоянии гнева, испытывает чувство гордыни, зависти, позора, охвачен высокомерием,
ощущеньем любви или находится во власти сексуального желанья и т. д., одновременно
возникает "атмосфера", или прана, гнева, гордыни, зависти, позора,
высокомерия, любви, вожделения и т. д., и эту "атмосферу" человек
сразу начинает в себе чувствовать. В глубоком самадхи идеи не возникают, и поэтому
дыхание незначительно. На начальной стадии просветления, которая есть также полная
трансформация обычного сознания, прана подвергается коренной перестройке.
Следовательно, любому настроению, идеи и чувству, простому, утонченному или
трудному, сопутствует определенная прана.
На более высоких ступенях медитации кровообращение замедляется почти до остановки,
дыхание становится незначительным, и йог испытывает озарение той или иной ступени,
то есть видит свет, в то время как идеи в его уме не возникают. Тогда происходит
перестройка не только сознания, но и физиологических функций организма. У
полностью просветленного дыхание, импульс, циркуляторная и сердитая системы
совсем иные, чем у обычных людей. Много свидетельств, подтверждающих этот
факт, содержится в индийских, тибетских и китайских источниках.