IX. ИСКУССТВО ИЗГНАНИЯ ДУХОВ
Как подчеркивают ламы, в природе все вещи влияют друг на друга, и в человеке
присутствуют непрерывно действующие естественные стихии, силы, страсти и психические
сочиняющие, как и в невидимых нечеловеческих созданиях, посредством которых
заключительные оказывают на человека неосознаваемое им воздействие и вызывают хвори
и несчастья. Практическая цель всех обычаев для изгнания духов – устранить
дисгармонию в природе и человеке, его теле и душе, вызванную недоброжелательными воздействиями,
самостоятельно от их происхождения. Поэтому во все исторические эпохи духам делали
приношения, чтобы снискать их милость и побудить их к гармоничному
взаимодействию с человеком, а злобных духов, не поддающихся умилостивлению таким
маршрутом, прогонять, как это практикуется и теперь во всех странах и всеми основными
христианскими церквами.
Сам Основатель христианства также признавал, что злобные духи одержания могут
вызывать хворь и безумие у людей. Об этом свидетельствует исцеление
Им бесноватого, изгнание из него легиона дьяволов, которым Он позволил войти
в стадо свиней, а также иные факты изгнания им злобных духов. И, как повествуется
в Евангелии от Матфея (10:1), "призвав двенадцать воспитанников Своих, Он
дал им власть над нечистыми духами, чтобы прогонять их и лечить всякую хворь
и всякую немощь".
На всем Востоке и, в частности в Китае, одержание злобными духами и теперь многими
сознаётся причиной разных расстройств, и применяются разнородные способы
их изгнания. В Тибете широко распространена вера в то, что король духов, то
есть развоплощенный лама, практиковавший черную магию во время своей земной
жизни, может, внедряя свою злобную силу в человека, вызвать у него психическое
заболевание. Также иные духи, как утверждается, например, в сингальском
астрологическом учении, пользуясь неблагоприятными условиями, могут вызывать
иные виды хворей. Так, нарывы и язвы на шкуре, а также камни в желчном
и мочевом пузыре образуются, как утверждают, вследствие зловредных воздействий
змеиных духов, которых в народе, в отличие от эзотеризма, перемешивают с нагами.
Данабы, класс элемен-талов, сходственных саламандрам средневековой философии,
обитающих в огненной стихии, могут вызывать острые боли в дыхательных маршрутах
и высокую температуру, а дэвы одного из низших классов, привыкшие к чисто
чувственным удовольствиям, могут отомстить обидевшему их человеку и вызвать
у него эпилепсию или инсульт. От всех этих вызываемых злобными духами хворей
имеется, как считают тибетцы, единственное универсальное средство – изгнание
духов.