IV. УЧЕНИЕ о ПУСТОТЕ и история ЕГО ТВОРЕНИЯ
Учение о Пустоте является переложением учения о Майе известных основателей
школы Махаяна, Аш-вагхоши в I веке, а затем Нагарджуны, придавшего ему определенную
буддийскую окраску.
По воззренью современных ученых, эти большие мыслители Древней Индии учили, как
учил Кант семнадцать столетий спустя, что мир есть воля и представление, ибо
Учение о Пустоте подразумевает, что Подлинное Знание достигается только полностью
просветленным Разумом, свободным от невежества, иллюзии и вышедшим за границы
представления, то есть феноменального мира, порождаемого волей Ума.
"Мудрец проникает в глубины своего сердца и видит там (и здесь он предвосхищает
европейскую критику чистого ума) наружный мир как феномен представления,
приобретающий там форму и пропадающий. Он видит уничтожение всего того, что
мы нарекаем эго, субстанциальной душой, потому что буддизм отрицает ее существование,
и феноменального эго, потому что оно уничтожается вместе с наружным миром.
Взамен этого мира высоконравственных мучений и материальных оков, эгоизма, гнездящегося
внутри, и враждебности, выливающейся наружу, разверзается в сердце безграничная
бездна, светящаяся и схожая на бездну морскую, неописуемая, полная несказанной
красы, с глубинными струями и прозрачностью неисчерпаемой. На поверхности
этой пустоты, ослепляющей устремленный в нее взор, играет разноцветием красок
мираж, но эти вещи, как мы знаем, "существуют только как таковые"
– татхата, а означает, это равносильно тому, как если бы их вообще не было.
И когда этот мираж рассеется, узри – в непосредственном созерцании безграничной
бездны, в несравненной чистоте безусловной пустоты – все возникающие возможности,
всю зарождающуюся мощь. Что может теперь воспретить сердцу? Ведь оно уже прервало
свою связь с миром, и мир не существует для него. Что может противостоять
уму? Он освободился не только от оков мира, но и от самого себя. Разоблачив
им самим созданную ложь, он преодолел самого себя. Из неисчерпаемой бездны сейчас
он восстает как победитель".
Сообразно учению о Пустоте, как и недалёкому ему учению о Майе, единственная
реальность – Ум, и Ум есть Космос. Материя есть кристаллизация идеи, иначе
разговаривая, Вселенная – это просто материализация мыслеформ. Идея, иллюзорно проявляющаяся
как объекты Природы, Сюань-Цан, живший в VIII веке н. э., который был самым
интеллигентным из первых китайских толкрвателей Махаяны и учился у большого
Силабхадры, возглавлявшего тогда известный буддийский Университет Махаяны
в Наланде, Индия, оставил нам такое изъяснение: "Так как мысль привязывается
к самой себе, она приобретает форму наружных вещей. Это видимое не существует.
Существует только мысль".
Суть учения Нагарджуны, изложенного в его известном философском труде "Аватангсака-сутра",
коротко сформулирована так: "Единая Подлинная Сущность сходственна блещущему
зеркалу, порождающему все явления. Сама она неизменна и представляет реальность,
явления же преходящи и не имеют реальности. Однако как зеркало способно отражать
все образы, так и Подлинная Сущность обнимает все явления и все существует
в ней и благодаря ей".