Навигация > Главная > Тибетская йога и тайные учения > IV. "ДРАГОЦЕННЫЕ ЧЕТКИ" И "ИЗЯЩНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ"

IV. "ДРАГОЦЕННЫЕ ЧЕТКИ" И "ИЗЯЩНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ"


IV. "ДРАГОЦЕННЫЕ ЧЕТКИ" И "ИЗЯЩНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ"

На тибетском языке существует также много сборников "Изящных изречений",
которые, в отличие от наставлений, по содержанию не относятся к чисто религиозным
и больше схожи на пословицы. Одним из самых знаменитых собраний является "Драгоценная
сокровищница изящных изречений" ("Субхашита Рат-на Нидхи"),
приписываемая большому ламе Саскья, именуемому также Саскья Пандита, которого
китайский император Хубилай Хан признал в 1270 г. главой ламаистской церкви.
Венгерский ученый Александр Чома де Кёрёш, который перевел эти изречения,
указывает полное монашеское имя этого тибетского папы – Ананда Дваджа Шри
Бхадра. "Драгоценная сокровищница", возможно, была написана, когда
ее известный автор был монахом и жил в монастыре Саскья в провинции Цанг
(Центральный Тибет).
Некоторые из этих изящных изречений, переведенных Чома де Кёрёшом, отредактированы
нами и опубликованы здесь, чтобы их можно было сравнить с наставлениями "Драгоценных
четок":
Курица превосходно несется, когда спокойна.
У павлина, живущего смирно, благовидное оперение.
У кроткого коня прыткий бег.
Спокойствие святого есть знак его мудрости.
(Станса 20)
Не довольствоваться, слыша хвалу,
Не печалиться, слыша хулу,
И знать превосходно свои достоинства и способности
Есть признак добропорядочного человека.
(Станса 29)
В том месте, где присутствует Великой Владыка
[Будда],
Кто будет примечать кого-нибудь другого? Желая много ясных звезд на небе, Ни
одна из них не будет видна, когда взойдет
солнце.
(Станса 33)
Глупец разговаривает о своих достоинствах, Разумный человек не упоминает о них. Солома
плавает на поверхности воды, Но драгоценный камень, положенный на нее, погружается
в глубину.
(Станса 58)
Ограниченные люди разделяют людей на друзей
и недругов.
Широкомыслящий человек добр ко всем, Ибо никогда неведомо, от кого придет
помощь.
(Станса 59)
Превосходный человек, как драгоценный металл, Всегда постоянен.
Дурной человек, как рычаги весов, не имеет устойчивости.
(Станса 74)
Опасно много сказать, Безмолвье есть средство избежать беды. Разговорчивый попугай
заперт в клетке. Иные птицы, которые не могут сказать, летают на свободе.
(Станса 118)
Наибольшее богатство состоит в щедрости. Наибольшее счастье – в спокойствии
ума. Опыт – наихорошее украшение, И превосходнейший товарищ – тот, кто не имеет желаний.
(Станса 134)
Люди с махонькими способностями тоже Могут жить превосходно благодаря подмоги сильных.
Капля воды очень малюсенька, Но, оказавшись в озере, она не высохнет.
(Станса 173)
Обидные слова нельзя употреблять
Даже в отношении недругов,
Так как они непременно возвратятся к тому,
кто их произнес, Сходственно эху в горах.
(Станса 182)
Когда собираешься начать большую работу, Нужно найти надежного помощника.
Когда нужно сжечь лес, Помощь ветра, безусловно, нужна.
(Станса 208)
Медитация без Знания1, желая и дает некоторый временный результат,
Не приводит к подлинному успеху.
Можно совсем расплавить золото и серебро,
Но когда огонь погаснет, они снова затвердеют.
(Станса 228)
Есть схожее собрание под оглавленьем "Посох Мудрости" (тиб. Shes-rab-Sdon-bu;
санскр. Лраджня-данда), приписываемое ученому комментатору Махаяны Нагарджуне.
Ниже приводятся следующие "Изящные изречения" из этого собрания
в переводе ламы Казн Дава-Самду-па, сделанном с рукописной тибетской версии.
Разве нужен учитель Тому, кто знает подлинную природу вещей?
Разве нужен врач Тому, кто избавился от недуга? Разве нужна лодка Тому, кто
переправился через реку?
(Лист 5)
Астроном вычисляет и пророчит движение
Луны и звезд, Но не ведает о том, что у него дома женщины враждуют друг с
другом.
(Лист 7)
Сходство между людьми и животными в том, что и те и иные едят, дремлют, испытывают
страх, совокупляются.
Только религия поднимает человека над животным, Поэтому человек без религии
разве не схож на животное?
(Лист 8)
Время быстротечно, наук много, час смерти безызвестен. Поэтому выучись, как
лебедь, извлекать питательное вещество из молока, оставляя воду, И избери
Наихорошее [Превосходнейший Путь].
(Лист 13)
Желая много звезд на небе, и Луна, это украшение
Земли, тоже блещет, Однако, когда садится Солнце, наступает ночь.
(Лист 13)
Искусство и ремесла -
Это наука, подсобляющая доставать средства
к существованию, Но наука, которая учит освобождению от мирского
существования, Разве не есть правильная наука?
(Лист 15)
То, что ты не желаешь себе, Не делай другим.
(Лист 20)
Глупцы сходственны зыби на воде,
Так как все, что они делают, будет скоро послушно забвению.
Но добрые сходственны резьбе на камне, Так как долговечно даже самое малюсенькое
их деяние.
(Лист 22)
С разумными и смиренными, удовлетворенными и верными Дружба даже в тюрьме лучше,
чем обладание властью вместе с людьми своенравными.
(Лист 23)
Ниже мы приводим "Изящные изречения" из сборника "Океан радости
для мудрых" (тиб. Лодан-Гаваи-Ролцо), переведенного с тибетского на английский
язык ламой Казн Дава Самдупом. Оригиналом служил манускрипт, являющийся перечнем
с печатного текста или с более ветхого манускрипта, недавно изготовленный
в Гангтоке одним из воспитанников ламы. Автор в нем не указан.
Высший Путь Альтруизма – краткий путь,
Водящий в царство Победителей.
Его проходят прытче бегающего скакуна.
Но эгоистичные люди не знают о нем ничего.
(Строки 25-28)
Забота о иных приносит плоды в будущей жизни.
Целомудрие – родитель человеческого счастья. Терпение – украшение, всем подходящее.
Настойчивость есть путь ко всем человеческим свершениям.
Дхьяна – очиститель замутненного ума. Ум – оружие, осиливающее любого недруга.
(Строки 29-34)
Не злорадствуй, даже если твоих недругов сразила
смерть или несчастье. Не хвастайся, даже если ты равен Индре
[величием].
(Строки 41, 42)
Есть такие, кто выворачивает свое нутро наружу Чрезмерной болтовней.
(Строки 51, 52)
Будь застенчивым и кротким, если ты хочешь
заслужить похвалы; Хвали достоинства каждого, если желаешь иметь
друзей.
(Строки 66, 67)
Не спорь с самодовольными,
Не дерись с успешными,
Не унижай мстительных,
Не питай нелюбви к сильным.
(Строки 69-72)
Откажись от плохого обычая, даже если ему
следовали папы и деды; Следуй хорошему обычаю, даже если он принят
твоими врагами.
Яд нельзя принимать даже из рук матери, Но золото принимают даже от недругов.
(Строки 73-76)
Не торопись выражать свое сокровенное желание. Не будь вспыльчив, когда занят
главным делом. Не завидуй правильно верующему, преданному
религии. Не спрашивай совета у привыкших делать зло.
(Строки 77-80)
Мошенники есть даже в религиозных сообществах. Ядовитые растения растут даже
среди лечебных трав.
(Строки 112, ИЗ)
Некоторые не дивятся, когда иные сдвигают
горы, Но сами считают для себя тяжелой ношей кусок
овчины.
(Строки 120, 121)
Тот, кто всегда готов поставить себе в заслугу всякое дело, удачно закончившееся,
А в случае малейшей неудачи свалить вину на иных,
И тот, кто всегда отыскивает недостатки у людей ученых и богобоязненных,
У того воронья сущность.
(Строки 140-143)
Проповедовать религиозные истины неверующим -все одинаково, что поить молоком
ядовитую змею.
(Строка 146)
Можно стирать белье сотню раз, Но если его стирать в грязной воде, как оно
может стать белым и чистым?
(Строки 159-161)
Глупое старанье и ограниченность невежды только унижают человека, которого
он хвалит.
(Строка 181)
Самый великой недостаток, от которого надо
освободиться,- это Незнание. Чтобы одолеть этого недруга, нужна Мудрость. Превосходнейший
способ достижения Мудрости – неослабное старанье.
(Строки 186-188)
Тот, кто знает наизусть Наставления, но не следует им, Сходствен человеку, который,
зажегши светильник, покрывает глаза.
(Строки 193, 194)
Кто может сказать с твердой уверенностью, что доживет до завтрашнего дня?
(Строка 204)
Разве может быть оправдано убийство беспомощных и безобидных существ?
(Строка 214)
Эти избранные "Изящные изречения", пословицы и поучения свидетельствуют
о богатстве этого жанра, в котором сильно индийское воздействие, и о его главном
месте в тибетской литературе.
Это короткое введение облегчает чтецам понимание содержащихся в этой Книге
разумных наставлений, завещанных нам большими мудрецами Каргьютпа.

"ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ"
Отрывки

Отдай свою жизнь, если желаешь жить.
* * *
Разумные не отдают себя во власть чувственных удовольствий.
Разумных не привлекают сладкозвучные гласа иллюзии.
* * *
Если ты желаешь через чертог Мудрости достичь Долины Счастья, отврати свой
ум, о воспитанник, от страшной ереси Разделения, которая отделяет тебя от остального
мира.
* * *
Воспитанник обязан возвратиться в то младенческое состояние, которое он утратил, прежде
чем первый звук достиг его ушей.
Жизнь ради людей есть первый шаг. Второй – это осуществление шести замечательных
добродетелей.
Если Солнцем ты не можешь быть, будь застенчивой планетой.
Будь застенчивым, если желаешь достичь Мудрости. Еще стыдливее будь, когда достигнешь
Мудрости.
Учитель может только указывать путь.
Путь – один для всех, но способы достижения
Цели у Путников – разные.
* * *
Готов ли ты к тому, чтобы вместить большую боль Человечества, о устремляющийся
к свету?
* * *
Сострадание разговаривает: "Как можно быть счастливым, когда все живое страдает?
Нужно ли тебе спасаться и слышать стенания всего мира?"

ВЫСШИЙ ПУТЬ УЧЕНИЧЕСТВА. НАСТАВЛЕНИЯ ГУРУ
Поклоненье Драгоценному Гуру!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тот, кто желает выбраться из этого ужасного бурного моря сменяющих друг
друга существований, следуя наставлениям, преподанным вдохновенными мудрецами
Каргьютпа, пусть воздаст должное поклоненье этим Учителям, чья слава незапятнана,
чьи добродетели неисчерпаемы, как океан, и чья необъятное милосердие обращено
ко всем созданьям Вселенной прошлого, истинного и будущего.
Для искателей Священной Мудрости здесь изложены письменно самые ценные
наставления, нарекаемые "Высший Путь, Четки из Драгоценных Камней",
переданные Гампопе прямым маршрутом или опосредованно через эту Династию Вдохновенных
Гуру из любви их к нему.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.