IV. ДИНАСТИЯ ГУРУ
Индийская, то есть родоначальная, линия учителей Большого Символа, которую
в обращении к ней в начале текста именуют Белой Династией [чертой], началась,
сообразно преданию, как мы уже отмечали, в I в. до н. э. и длилась до
того медли, когда Марпа основал ее тибетскую ветвь. Это произошло во второй
половине XI в. н. э. Следовательно, около двух тысяч лет существует непрекращающаяся
преемственность в той или иной форме в передаче этого учения. Сообразно традиции
Каргьютпа, еще в дохристианскую эпоху это учение существовало безызвестное
число веков. Разговаривают, что Марпа, первый гуру тибетской ветви, обучался в Индии
в течение восемнадцати лет, и около ста индийских философов были его учителями.
Следовательно, его перевод "Великого Символа" на тибетский язык
был сделан с наиболее влиятельного источника из имевшихся в то время.
Мы не можем установить, пережила ли индийская линия гуру Большого Символа
иностранные нашествия, вызывавшие социальные потрясения и смены религий с того
медли до наших дней. Возможно, что текст "Великого Символа" был
утерян в самой Индии и, как многие иные индийские тексты, сохранился только
в переводе на тибетский язык.
Тибетская ветвь Белой Линии Гуру отличалась в своей философии от всех иных
тибетских школ. Ее распространенное название – Каргьютпа, что значит "последователи
апостольной династии". В их философии и аскетической практике основное
место занимает со медли Марпы и до наших дней способ развития с подмогою
йоги Большого Символа фантастического видения (тиб. Та-ва).
Миларепа, последователь Марпы, был путешествующим аскетом и жил в течение многих
лет в пещерах в необитаемых местах покрытого снегами тибетского высокогорья.
В совершенстве овладев йогой Большого Символа, он развил в себе сверхъестественные
способности самого дивного свойства, как повествуется в его "Житии".
Миларепе, святому и достигшему вершин мистику, в большей ступени, чем ученому-просветителю
Марпе, должны Каргьютпа своим происхождением как секты практической йоги,
существующей и в наши дни. Кроме двух самых знаменитых воспитанников, Двагпо-Лхардже
и Речун-га, Миларепа, как утверждают, имел еще восемь воспитанников, в совершенстве
овладевших йогой. Было еще сто восемь воспитанников, которых он выучил методу выработки
жизненного тепла (тиб. туммо), и благодаря этому, нося только одежду из хлопка
– отличительный наружный признак всех йогов Каргьютпа,- они были невосприимчивы
к тибетской зимней стуже. И многих иных воспитанников, мужчин и женщин, он наставил
на путь, водящий к Бодхическому Просветлению. Как сказал Речунг, "учеников,
достигших святости по его большой любви и милосердию, было столько, сколько
звезд на небе. Как песчинки на Земле, не счесть тех, кто никогда не возвратится
в сансару, как и тех мужчин и женщин, кто ступил на путь, водящий к состоянию
архата".
Двагпо-Лхардже, как уже было сказано в Книге I, стал наместником Миларепы и
третьим человеческим Гуру Иерархии Каргьютпа. От него Белая Династия Гуру
длилась до гуру Падмы-Карпо, творца текста "Краткое изложение Большого
Символа", который был двадцать четвертым наместником по прямой линии,
начиная от Марпы. В истории Каргьютпа он более известен своим посвятительным
именем "Драгоценность, наделенная священной речью" (тиб. Ngag-Dvang-Nor-bu,
произн. нгаг-ванг-нор-бу). Как глава Белой Линии Гуру, нарекаемой также чертой
Каргьютпа, Падма-Карпо, бесспорно, имел доступ к разным рукописным текстам
"Великого Символа" и внесенным в них поправкам и комментариям, накопившимся
в течение шести столетий со медли Марпы. Из всего этого материала, как сообщается
в колофоне, Падма-Карпо, во исполнение желания своего воспитанника, правителя Кашмира,
выбрал самое основное и составил "Краткое изложение Большого Символа",
точной копией которого является наш текст.
Сообразно достоверному преданию, правитель пришел к Падме-Карпо как паломник
и, отказавшись от своих владений и мирской жизни, сходственно наследному принцу
Сиддхартхе, ставшему Гаутамой Буддой, был принят Падмой-Карпо воспитанником для
прохождения испытаний. После нескольких лет обучения и занятий йогой под руководством
гуру былой правитель, сделавшийся аскетом, возвратился в Кашмир в сане буддийского
монаха, и, возможно, он является основателем кашмирской Белой линии гуру.
Лама Казн Дава-Самдуп считал, что, возможно, есть какие-то письменные свидетельства
о такой кашмирской линии в монастыре Химис в Ладаке, так как этот монастырь
некогда имел связь со школой Каргьютпа через отколовшиеся от нее секты, которые
возникли в Бутане.
В нашем тексте сообщается, что обитель Падмы-Карпо находилась в самой южной
доли Тибета на границе с территорией, которую сейчас занимает государство
Бутан. Возможно, именно сюда правитель Кашмира доставил ценный дар – более
двадцати мер шафрана, который, бесспорно, был выращен в Кашмире, стране шафрана.
В истинное время Падма-Карпо считается основным авторитетом в области тантрийского
учения школы Каргьютпа. Он автор классических трудов по астрологии, медицине,
грамматике, истории, ритуалам, изобразительному искусству, философии, метафизике
и оккультизму. Ему приписывают авторство и издание 52-58 томов. Он был также
знаменитым стихотворцем и его фантастические рапсодии знамениты в Бутане и изданы в
сборнике "Четки священных гимнов" (тиб. Rdo-rje-glu-Hpreng, произн.
до-рдже-лу-хтенг). Он был современником Далай-ламы Пятого, который умер в
1680 г.
Во время жизни Падмы-Карпо о маленьком гималайском княжестве Бутан было знаменито
еще меньше, чем о Тибете. Культурный уровень местных обитателей был низок. Их
основными занятиями были разбой и междоусобица. Тогда, в конце семнадцатого
столетия, в Бутан пришел из монастыря Ралунг в Тибете наместник Гуру Белой
Династии, которому было суждено продолжить и довести до удачного завершения
духовное просвещение народа, начатое Падмой-Карпо. Разговаривают, что наместник святостью
своей жизни рассеивал тьму, сходственно солнцу. Владея необычной духовной силой,
он завоевал сердца бутанцев, и они с радостью признали его первым Дхармараджей
(священным правителем). Они именовали его "обладающий победоносной
речью, неодолимый разрушитель Иллюзии" (тиб. Ngag-dvang-Rnam-rgyal-Bdud-hjoms-Rdo-rje,
произн. нгаг-ванг-нам-гьял-дю-джум-дордже). От него и далее до Отшельника
Гуру Норбу длилось утверждение и распространение Учения Большого Символа.
Такова заслуживающая внимания история Большого Символа и нашего текста, нарекаемого
"Краткое изложение Большого Символа" и Белой Династии Гуру, передавшей
нам эти учения. Переводчик искренне желал, чтобы все, кто будет читать с пониманием
эту книгу, смогли бы, пусть даже немножко, почерпнуть из содержащегося в ней
духовного наследия и с ее подмогою ступить на путь, приводящий к Высшей Цели.
СЛОВА БУДДЫ ИЗ ПАЛИЙСКОГО КАНОНА
Как в Большом Океане, о воспитанники, есть только один вкус, соленый, так и в
учении, которое я вам проповедую, есть только один вкус, вкус Освобождения.
Люди, отличающие себя от иных, существования достигнув, погрузившись в бездну
существования, к существованию привязаны.
Гляди на этот пестрый мир, погруженный в неведение, в котором живут неосвобожденные
существа, любящие наслаждения.
Если человек не понукает себя каждую минуту, если он живет для себя, а не
ради иных, он воистину далек от святости.
Колесо сломано, желания исчезли. Русло реки высохло, вода не течет по нему.
Сломанное колесо больше не будет вертеться, И это есть конец страданий.
"Удана"
[ПУТЬ К НИРВАНЕ. ЙОГА БОЛЬШОГО СИМВОЛА]
[ВЫРАЖЕНИЕ ПОКЛОНЕНИЯ]
1. Поклоненье Драгоценной Белой Династии [гуру] ! [ПРЕДИСЛОВИЕ]
2. Это руководство, нарекаемое "Йога одновре менно рождающегося Большого
Символа", которое предназначено для приведения обычного потока сознания
Познающего в соприкосновение с непорочной Священной Мудростью2, состоит
из трех долей: предварительных наставлений, основной доли и заключения.