II. ШЕСТЬ ВИДОВ ЙОГИ
Шесть видов йоги, описанных в Книге III, учат тому, как использовать прану,
чтобы трансформировать сансарическое, или физиологическое, дыхание организма,
его циркуляторную систему, его жидкости и секреции. Эта трансформация физиологии
сансари-ческого тела вызывает подходящую трансформацию сансарического
ума ввиду йогической тождественности сознания и праны, и окончательным результатом
этого является трансформация обычного тела и ума в Трикая, или Триединое Тело
Будды.
В то время как экзотерические школы буддизма в более поздний период обращались
в главном к теории и философии, основное внимание, как и во всем тантризме,
в этих шести видах йоги уделяется практике, этими видами йоги являются: 1)
йога выработки тепла, 2) йога Светлого Света, 3) йога состояния сна, 4) йога
иллюзорного тела, 5) йога состояния Бардо и 6) йога переноса сознания. Йога
выработки тепла и йога иллюзорного тела служат основой для иных четырех
видов йоги. Йоге выработки тепла воспитанник обязан уделять особое внимание, так
как она подсобляет достичь состояния Дхармакаи. Йога иллюзорного тела приводит
к достижению Самбхогакаи, и сходственным образом каждый из остальных видов йоги
имеет свою определенную цель. Так, йога состояния сна дозволяет править
состояниями жизни и смерти, мирским сансарическим сознанием и достигнуть сверхсознания.
Эта йога – главный "пробный камень" для йогов, желающих оценить или
подтвердить свой опыт медитации. Рассказывают, что известный лама Гар-ма
Паоши за один раз во сне в совершенстве выучил Трипитаку.
Йога Светлого Света водит к достижению состояния трансцендентной Мудрости, а
также служит прибавлением к Махамудре. Йога Бардо наделяет способностью править
посмертным состоянием. Йога трансформации, или переноса, покоряет энергию
ума и дает возможность, при твореньи условий для выхода энергии ума из тела
правильным маршрутом, умереть безмятежно и радостно. Эта йога очень широко практикуется
йогами Тибета и Китая. В Китае она принята как особый метод последователями
школы Чистой Страны. Даже если не достигнуто полное овладение этой йогой,
практиковавший ее, если он занимался ею прилежно, в момент наступления смерти
будет сохра-нятьясноесознание.
Мирскому человеку некоторые формы практического применения шести видов йоги
могут показаться неясными и магическими, может, даже неестественными
и отвергающими. Такого отношения, однако, не вызывает умственная йога, для
которой все эти методы служат в той или иной ступени прибавлением, как следует
из четвертого тома тибетской серии д-ра Эванса-Вентца "Тибетская книга
о Большом Освобождении". Тот, кто собирается практиковать какой-нибудь
из шести видов йоги, обязан в качестве необходимой подготовки и охраны от
нежелательных последствий предварительно хорошо выучить буддизм и совершить
"четыре приготовления", нарекаемых по-тибетски "снон хгро бзи".
Он обязан также иметь некоторый опыт присутствия на высоких ступенях самадхи.
Эта подготовительная, или "восходящая йога", как ее нарекают, наделяет
великий силой и способностью сосредоточиваться и стойко удерживать в процессе
визуализации образ тантрийс-кого божества, а также визуализировать какую-нибудь
мандалу со всеми ее деталями на площади размером не более кончика пальца.
Только после такой подготовки серьезно настроенный воспитанник может приступить
к применению на практике шести видов йоги.
Чтобы облегчить подготовку и практику, школы Каргьютпа и Ньингмапа видоизменили
"Путь, имеющий форму" и в качестве главенствующей утвердили вместо
него практику Махамудры. Однако шесть видов йоги изъять было нельзя, и сейчас
мы осмотрим, что достигается с их помощью.
Прежде всего шесть видов йоги наделяют большей йогической силой, чем Махамудра
и сходственные ей тантрийские методы, а также сверхобычными способностями прытко
преодолевать привязанности, а именно привязанность к эго и привязанность к
Дхарме. С давних времен Махамудра прописывается как мягко действующее средство
от Невежества, а Шесть видов йоги – как сильнодействующее средство. При этом
Махамудра не одинаково эффективна для всех йогов, так как некоторые из них,
пройдя начальный период развития, сталкиваются с препятствиями, затрудняющими
последующий их рост. В таком случае гуру предписывает им обратиться к этим
шести видам йоги.
Следует принять во внимание, что эти трактаты о шести видах йоги не намного
превосходят учебники для йогов. Служа лишь руководством для начинающих, они
не содержат в полном объеме теорию, философию и практику. Для изучающих эти
трактаты д-р Эванс-Вентц дает очень главные объяснения в своих доскональных примечаниях
к текстам.
Существуют тибетские комментарии к этим трактатам. Возможно, наилучшим из
них является комментарий Ран Бьюн Дордже Гармабы Ламджуна Третьего, озаглавленный
"Сокровенный смысл тантризма", который несколько лет назад я перевел
на китайский язык. Следует также упомянуть комментарий "О тождественности
ума и праны (дыхания)". Учеными ламами школы Сакья был написан трактат,
признанный одним из наилучших по тибетскому тантризму. Он величается "Путь
и плоды". Школа Падма-самбхавы дала ценное "Учение о трех йогах".
Дзон-капа, основатель Желтой секты, играющей сейчас главенствующую роль в
буддизме Тибета, составил два известных комментария по тибетской тантрийской
йоге: "Ступени скрытого учения" и "Разъяснения скрытого значения".
Дзонкапа был большим Бодхи-саттвой и большим ученым, однако среди тибетцев
нет полной убежденности в том, что он был абсолютным йогом. Тем не менее
эти комментарии высоко ценятся и хорошо знамениты последователям Ма-хаяны.
Йога не-я, или ритуал Чёд, сочиняющий содержание Книги V, очень модна
в Тибете и Монголии. В некоторых аспектах она дополняет "Шесть видов
йоги". Ее утвердила и распространила примечательная женщина-философ и
учитель йоги, Мачик-лепдон. Именно благодаря этой йоге, основанной на
"Маха-праджняпарамита-сутре", она занимает видное место среди тибетских
ученых и йогов.
Обучавшись несколько лет в тибетских монастырях, я вынес впечатление, что
очень немногие ученые и йоги знают в совершенстве теорию и практику "Шести
видов йоги". Чтобы освоить даже одну из этих йог, требуются долгая
практика и великий опыт. Одна теория недостаточна.