Навигация > Главная > Тибетская йога и тайные учения > III. НЕКОТОРЫЕ НЕВЕРНО ТРАКТУЕМЫЕ УЧЕНИЯ БУДДИЗМА

III. НЕКОТОРЫЕ НЕВЕРНО ТРАКТУЕМЫЕ УЧЕНИЯ БУДДИЗМА


III. НЕКОТОРЫЕ НЕВЕРНО ТРАКТУЕМЫЕ УЧЕНИЯ БУДДИЗМА

Много ошибочных представлений о буддизме распространено сейчас среди европейцев,
и причиной тому является поверхностное его изучение. К раскаянию, также было
много сделано неверных объяснений со стороны иных осуждающих буддизм религий,
умышленно или из-за незнания того возвышенного трансцендентализма, благодаря
которому буддизм является больше философией, чем религией, желая он есть и
то, и другое.
Как философия и наука о жизни буддизм глубже любой философской и научной системы
Запада, ибо он охватывает жизнь во всех ее бесчисленных проявлениях, включающих
большое множество состояний существования – от низших творений до существ,
намного превзошедших в своей эволюции человека. Иными словами, буддизм осматривает
жизнь как нераздельное целое, не имеющее ни начала, ни конца.

А. УЧЕНИЕ О ДУШЕ

Буддизм отклоняет ложный взгляд, свойственный знаменитому христианству,
на то, что душа, не существовавшая до ее проявления в человеческом теле, может
продолжать существовать после распада тела во все будущие времена, испытывая
постоянное блаженство или постоянные пытки. В противовес этому взору буддизм утверждает:
то, что имеет начало во медли, обязано иметь и окончание во медли.
Будда учил, что вера в то, что душа (санскр. атма) как извечно индивидуальная,
неизменяющаяся и неразрушающаяся духовная сущность бессмертна, духовно подчиняет
человека и удерживает его в постоянном круговороте рождений и смертей, даже
если логически будет доказано, что она постоянна. До тех пор пока человек не расстанется
с этой верой с подмогою Правильного Знания, Освобождения невероятно достичь.
Освобождение, или Нирвана, достигается, когда ограниченное человеческое сознание
уступает место сверхсознанию.
У подавляющего большинства европейцев и американцев вера в бессмертие, если
она есть, почти целиком основана на их потомственной приверженности анимистическому
представлению о душе, и, как и следовало ждать, неприятие буддизмом концепции
о постоянной неизменной сущности, навеки отделенной от всех иных сущностей,
воспринимается ими как безусловное отрицание бытийности сознания.
Понимание этой концепции души или не-души (санскр. атма и анатма), наиболее
трудной из всех концепций буддийской психологии, можно, возможно, облегчить
с подмогою следующего сопоставления.
Человек в семьдесят лет не является тем мальчиком, каким он был в возрасте
десяти лет, и этот десятилетний мальчик не был тем человеком, каким он обязан
был стать, дожив до семидесяти лет. Однако их обоих соединяет непрерывность
сознания. Сходственным образом этот старик не является тем ребенком, каким он
станет после перерождения, и все же между ними существует причинная связь,
желая эти личности нетождественные. Однако есть различия между двумя парами.
Между стариком и мальчиком обычно существует континуум памяти; между родившимся
опять ребенком и тем стариком имеет место более или менее полное прекращение
континуума памяти в сансарическом (мирском) сознании (кроме особых случаев,
связанных с применением йоги в бывшей жизни), но не в подсознании, которое
в нашем понимании представляет собой микрокосмический аспект макрокосмического
(надмирного) сознания.
Следовательно,- как утверждали лама Казн Дава-Самдуп и иные ученые последователи
Махаяны, с которыми редактор обговаривал этот вопрос,- безличный принцип, этот
представитель макрокосма в микрокосме, присутствует во всех существованиях,
или состояниях обусловленного бытия в сансаре, но не собственное я, то есть душа
или мирское сознание. От юности до старости в этом мире от старости до наступления
смерти в этом мире и далее через посмертное состояние до нового рождения в
этом мире происходит причинно-обусловленный процесс постоянных трансформаций.
Но безличный принцип сознания ни в коей мере не следует отождествлять с персоною,
представленной именем, телесной формой или сансарическим сознанием. Все три
иллюзорны. Но сам этот принцип не относится к сансаре. Он не создан, не рожден,
не имеет формы и находится за пределами человеческих умозрительных представлений
и определений, и поэтому он трансцен-дентен медли и пространству, которые
имеют только условное, а не безусловное существование. Он же не имеет
ни начала, ни конца. До тех пор пока не познано подлинное состояние и существует
жажда сансарических (иллюзорных) чувственных ощущений, сансарический ум продолжает
свое существование в круговороте рождений и смертей. Когда же в результате
Большого Пробуждения преодолены невежество и жажда и достигнуто Подлинное состояние,
сансарический ум, то есть личность, душа, или сознание, воспринимается, сходственно
медли и пространству, как имеющий лишь условное, но не безусловное существование.
Единственная высшая цель всей Дхармы (Учения), как подчеркивал Сам Будда,-
"освобождение ума".
"И поэтому, о воспитанники, цель Святой Жизни – не милостыня, не честь, не
слава, не добродетели Ордена, не блаженство самадхи, не глубина прозрения,
а устойчивое, конечное освобождение ума. Это и есть, о воспитанники, цель
Святой Жизни. Это ее сердцевина; это ее смысл.
"Ум" в контексте этого высказывания следует разуметь как относящийся
к микрокосмическому аспекту макрокосма, и это "освобождение ума"
значит, как уже отмечалось выше, победу над Невежеством, то есть выход за
пределы того, что сочиняет калейдоскопическое содержание мирского ума (или
сознания), который является лишь иллюзорным отражением над-мирного ума (или
сознания) или, на языке наших текстов, ума в нерожденном, не имеющем формы
Правильном Состоянии, которое есть Просветление и Нирвана. В основе причинно-обусловленного
континуума сансарического ума лежит, следовательно, над-мирный безличный принцип.
Мирской ум выражает себя как жизненный поток пяти иллюзорных скандх, сочиняющий
обусловленное (или сансарическое) существование. Поток жизни уподобляется
пламени, питаемому мирским желанием. Когда человек заканчивает сыскать удовольствия
в чувственном мире, когда он искоренил мирские желания, пламя угасает из-за
неимения топлива.
На первой ступени Пути, который есть практика йоги, высшей целью мирского
ума становится нирвана. Как маршрутом правильного использования кремния, огнива
и трута можно высечь огонь, так и маршрутом правильного использования пяти скандх
можно достичь нирваны. У абсолютного человека, архата, жизненный поток достиг
завершения; он освободился от всех сансарических уз – жадности, нелюбви,
и всех мирских устремлений. Он искоренил все мирские сочиняющие, образующие
семя кармически обусловленного существования. Пока ар-хат имеет тело, он владеет
пятью скандхами, ибо они творят для него сансарический аспект жизни. Во время
своей заключительней смерти он оставляет их навсегда, а также входящий в их число
его мирской ум (или сознание). Отныне он отведывает Высшую Свободу, владея только
надмирным разумом (сознанием), и это есть "освобождение ума".
Следовательно, в этом аспекте буддизм в своей основе является системой практической
йоги, и Будда непрерывно подчеркивает важность такой йогической дисциплины,
которая приводит человека к пониманию того, что он не тело и не умственные
способности, так как они являются просто приборами, с подмогою которых
тот, кто правильно ими пользуется, достигает высшего совершенства. Среди многих
проявлений этого совершенства (сиддхи) Будда выделяет сиддхи памяти о прошлых
существованиях1, выхода за пределы всех состояний обусловленного существования
и достижения благодаря этому состояния архата, одержавшего Победу над сансарой
с ее многими планами существования, через которые, выражаясь словами мудрецов
Махаяны, Победитель может, если пожелает, свободно проходить, как ходит среди
горных хребтов живущий на воле лев, и все время хранить непрерывность
сознания2. И это образное сопоставление значит, что нет мысленно представляемого
состояния завершения, сходственно этому состоянию постоянного блаженства, что нет
мысленно представляемого окончания эволюции, что сам космос извечно подвержен
перерождению и умиранию, Единичный Ум которого является Созерцателем, Источником
и Хранителем.

Б. УЧЕНИЕ О НИРВАНЕ

Отрицая таким образом всякую возможность какого-либо бессмертия личности
или души в феноменальном раю или аду, буддизм, однако, в своем учении о нирване
проповедует безгранично более высокую участь, ждущую человечество, но, пожалуй,
никакая иная буддийская доктрина не истолковывалась столь неверно, как эта.
Санскритское слово "нирвана" значит "угасание" или "задувание",
сходственное угасанию огня или задуванию пламени свечи. Оно также значит "охлаждение"
или "охлажденный" по отношению к чувственному существованию. И европейцы,
которые воспринимали только эти экзотерические аспекты значения слова "нирвана",
ответственны за распространенный сейчас ложный взгляд, что нирвана, суммум
бонум буддизма, значит полное уничтожение. На самом деле нирвана значит
"угасание" или "охлаждение" Трех Огней Желания, которыми
являются похоть, злобная воля и глупость. Когда они "угасают", или
"охлаждаются", или, в эзотерическом объясненьи, трансмутируются
в целомудрие, доброту и мудрость, невежество (санскр. авидья) пропадает и рождается
Безусловное Знание в Состоянии Будды. Большие буддийские ученые Индии, под
чьим руководством исполнялся перевод с санскрита текстов религиозного учения,
сочиняющих теперь тибетские канонические книги Махаяны, знали это тайное
значение термина "нирвана" и перевели это слово на тибетский язык
как "беспечальное состояние" <мья-нан-мед).
Для полностью просветленной личности, пробужденной от сна невежества, вызванного
сансаричес-ким (кармически обусловленным) существованием, наступает при оставлении
иллюзорного человеческого тела во время акта, который люди именуют смертью,
конечное Освобождение и происходит разрыв этой заключительней связи, "сбрасывание"
скандх (окончательных элементов "становления").
Это действительно есть угасание сансарического существования, Паринирвана
Будды. Продукт пассивной эволюции, человеческая хризалида, выйдя из кокона,
сотканного из кармических чувственных желаний, обретает Свободу и становится
Победителем.
В отличие от семитического рая, нирвана, однако, не является конечным
убежищем бессмертных душ. Она также не является состоянием духовной завершенности,
абсолютности. Это есть состояние абсолютного просветления, достигаемое не
только после смерти, но здесь, на Земле, во время присутствия в телесной форме.
Нирвану невероятно описать, потому что никаких определений, исходящих от окончательного
ума, нельзя приложить к тому, что находится за его пределами.
Если бы два Больших Святых, достигших нирваны, встретились, находясь еще в
физическом теле, они могли бы сообщить друг другу языком интуиции, что такое
нирвана, но слова были бы абсолютно недостаточны для ее описания даже друг
другу, и тем более тому, кто ее не достиг.
Сам Будда сказал о нирване как о "нерожденной, несозданной, не имеющей
формы", благодаря которой есть убежище для того, что рождено, создано
и имеет форму1. Следовательно, эта Цель, о которой учил Гаутама, не значит
полное уничтожение, на котором требуют ее критики, а состояние, настолько
трансцендентное и возвышенное, в сопоставлении с обрисовываемым в учении о душе,
что для непросветленного человеческого ума оно есть нечто непостижимое. Когда
человек больше не будет человеком, когда он уничтожит пламя низменных желаний
и выйдет за пределы собственного я, откажется от веры в постоянство эго, или души,
преодолеет низменное человеческое состояние, одержав победу над собой и над
Миром и уничтожив невежество, тогда Нирвана будет достигнута и понята им.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.