Навигация > Главная > Тибетская йога и тайные учения > III. МАХАМУДРА И ДЗЭН

III. МАХАМУДРА И ДЗЭН


III. МАХАМУДРА И ДЗЭН

Как уже было сказано, йогическая система Махамудры не столь трудна и трудна,
как "Шесть видов йоги", и для того, чтобы превосходнее понять необыкновенности
Махамудры, попытаемся сопоставить ее с Дзэн. В своих более простых формах
Махамудра и Дзэн поддаются разумному истолкованию, в то время как шесть
видов йоги представляют собой только практику, приводящую к определенным уровням
сознания и подходящим физиологическим состояниям, которым может давать
правильную оценку только йог, сам прошедший через эти ступени и запечатлевший
достигнутые результаты в своем теле и уме. Многое из этого трудного аспекта
тибетского тантризма не поддается разумному разъясненью. Также и тот, кто
является только ученым, а не адептом практической йоги, не может до конца
понять буддизм, который в сущности является системой практической йоги. Отсюда
следует, что буддизм является основанием и средством для достижения Нирваны,
то есть Правильной Реальности. Татхата (таковость) – буддийский термин, значащий
эту неописуемую над-мирную реальность. Одной из причин упадка буддизма было,
на мой взгляд, пренебрежение скрытыми практическими учениями йоги, что привело
к исчезновению духовно пробужденных личностей. Среди тхеравадинов в течение
столетий не было ни одного такого архата, который бы мог дать исчерпывающее
изъяснение таким чрезвычайно главным аспектам практического буддизма, как "Восемь
основных видов дхьяны" и "Четыре вида не имеющей формы дхьяны",
являющихся основными способами медитации, которыми отличаются теория и практика
буддийских ученых и йогов от индуистских. В книгах содержится только неполное
общее описание этих видов дхьяны. Только те, кто имеет практический опыт в
этой области, могут изъяснять их. Нигде не говорится, как восемь основных видов
дхьяны влияют на дыхание, состояние пульса и секреции. В книгах также нет
доскональных изъяснений разных состояний сознания, вызываемых ими. В Абхидхарме
и иных сутрах тхеравадинов содержится далеко не полная информация об этих
наиглавнейших видах дхьяны. В буддизме Тхеравады преобладает теория, а не практика,
и буддизм Махаяны имел бы такой же теоретический уклон, если бы не его тантризм
и йога. Сущность буддизма познается в области, трансцендентной мирскому сознанию.
Большинство буддистов всех школ знакомы только с фрагментами буддийской философии,
и дальше подготовительных высших ступеней буддийской религиозной практики
они не поднимаются.
Учители тибетской йоги утверждают, что на Пути, имеющем форму, о котором говорилось
выше, могут поджидать опасности и что он более труден, чем Путь, не имеющий
формы, то есть Махамудра. В наше время среди послушных религии лам предпочтение
отдается более безопасному и легкому пути – Махамудре, нарекаемому также маршрутом
Освобождения, а не шести видам йоги, являющимся Маршрутом, имеющим форму. Изучение
и применение на практике Махамудры служат необходимой ступенью подготовки
для любого тантрийского йога. Желая многие тибетцы считают, что большой йог
Миларепа достиг Просветления с поддержкою йогического метода выработки тепла,
его житие и его поэтические творенья свидетельствуют о том, что он применял
не только йогу Пути, имеющего форму, но прежде всего практиковал Ма-хамудру.
Распространению буддизма в течение столетий способствовали практические учения
Махаяны, относящиеся к тантрийский йоге Махамудры и Дзэн, а также к школе
Чистой Страны. Но так как целью школы Чистой Страны является в главном счастливое
рождение в Раю Будды, раскрывающее путь к последующему духовному совершенствованию,
основополагающее практическое учение буддизма, которое есть практическая Праджняпарамита,
можно найти только в Дзэн и в такой тантрийской йоге, как Махамудра. В исторических
трудах сообщается, что эти тантрийские школы дали громадное число просветленных
личностей. Те, кто действительно устремляется к Просветлению (Состоянию Будды),
обязаны, следовательно, обратиться к этим учениям школ Махамудры и Дзэн.
Исходя из моего опыта изучения и практического применения Дзэн и тантризма,
берусь утверждать, что учение Дзэн и высшие направления тантризма тождественны
друг другу. Если есть различия – то они чисто наружные, относящиеся к способу
и методам изложения в сущности одинаковых учений. Тем не менее следует знать,
в чем состоят эти различия и как они возникли. Для этого мы осмотрим здесь
принципы практики и методы Махамудры и Дзэн с точки зрения их развития в лоне
Махаяны. Начнем с рассмотрения трех основных положений буддизма в целом.
Первое. Ранняя Тхеравада, или Южный буддизм, учит, что Просветление достигается
маршрутом "полного отречения", преодолевания клеша1, постижения Четырех
Добропорядочных Истин, уничтожения пяти агрегатов и достижения полной нирваны.
Когда пропадает сансара, наступает нирвана.
Второе. Школа Махаяны в раннем периоде отличалась от Южного буддизма тем,
что придавала первостепенное значение "преобразованию", а не "отрешению".
Сообразно этому взору, нужно не преодолевать клеша, а преобразовывать их
в бодхи, и мысль, пройдя через сансару, обязана достичь нирваны. Восемь состояний
сознания последовательно преобразуются в четыре мудрости. Пять видов чувственного
восприятия становятся мудростью деяний, а ум, шестое сознание, трансмутируется
в мудрость безграничного созерцания, седьмое сознание – в мудрость равенства,
а восьмое, алайя, становится Великим Зерцалом Всезнания.
Третье. Махаяна позднего периода проповедовала принцип отождествления и расширения,
утверждая, что клеша есть бодхи, сознание – мудрость, а сансара – нирвана.
Сознание расширяется до конечного Просветления. Сообразно этому взору
поздней Махаяны, состояние Будды достигается не маршрутом уничтожения накопленного
разумом знания, а маршрутом прямого отождествления ограниченного человеческого сознания
со безграничным сознанием Будды. Будда, достигнув Просветления, сказал: "Как
это ни странно, но я вижу, что все существа являются Просветленными, Буддами".
Махамудра и Дзэн основываются на этой истине. В Дзэн есть подобный афоризм:
"Я и все Будды прошлого, подлинного и будущего дышим через одну ноздрю".
Шестой патриарх Дзэн Хуи-Ненг сказал:
Три тела присущи природе Ума, Блистаньем которого освещаются Четыре Праджни,
И можно прямо достичь состояния Будды, Не отрешаясь от наружного мира.
Так же учит Сараха в своем трактате "До-ха Махамудра":
Между сансарой и нирваной нет различий. Все явления и чувства тождественны
уму. Как нет различия между морем и волнами, Так и нет различий между Буддами
и иными ощущающими существами.
Иной большой учитель Махамудры Гармапа сказал:
Желая ощущающие существа живут в царстве Будды, Они не могут этого осознать
и поэтому блуждают в сансаре.
В Тибете хорошо знаменита произносимая повседневно мольба:
Я молюсь моему Гуру о том, чтобы я смог осознать, что мой ум является Дхармакаей,
Что мой ум является Самбхогакаей, Что мой ум является Нирманакаей.
В Махамудре и Дзэн можно встретить много таких сходных изречений, поскольку
в их основе лежит учение о тождественности сансары и нирваны. Тибетский термин
"Сэмс-Сро", значащий "[исследовать] природу ума", синонимичный
слову "Маха-мудра" в ее глубинном значении, указывает на то, что
система Махамудры является системой тренировки ума. Также последователи Ньингмапа
и Каргьютпа практикуют йогу, раскрывающую природу ума. Гуру обучает воспитанника
воспринимать аспект "несуществования" (пустоту) ума как Дхармакаю,
его лучезарный аспект – как Самбхогакаю, а мыслеобразую-щую природу ума –
как Нирманакаю. Дзэн и Маха-разумна нарекают свое учение учением об уме – по-китайски
Щин-цун, по-тибетски Сэн-Нао-Ба. Они утверждают, что все философско-религиозные
и иные учения можно понять только маршрутом познания правильной природы ума, и
тот, кто ее знает, знает все.
В отличие от школы Йогачара, занимающейся чисто аналитическим теоретизированием,
Дзэн и Маха-разумна, как и иные тантрийские школы, ставят на первое место
практику. В этой связи надобно отметить, что желая школа Йогачара с ее возвышенной
философией дала малюсенько просветленных личностей, те, кто достиг просветления
с поддержкою Дзэн и Махамудры обрисовывают реальность в терминах, принятых в Йога-чаре,
подтверждая результаты ее анализа. Отсюда следует, что в основе Махамудры
и Дзэн лежит учение о познании правильной природы ума с поддержкою йоги. Различие
между этими двумя школами состоит в применении этого учения, приведшем к некоторым
расхождениям в "методах" или "стилях", что в главном
объясняется наружными условиями и историей формирования обеих школ.
Со времен Бодхидхармы до Хуи-Ненга в китайском Дзэн в главном соблюдалась
индийская традиция, и он имел много сходства с Махамудрой, которая после введения
ее в Тибет из Индии сохранилась без изменений. Но когда после Хуи-Ненга произошло
разделение на школы, стиль и практика китайского Дзэн подверглись великим
изменениям, и только школа Цао-Тунг берегла в своей форме некоторое сходство
с индийской. Такие новшества, введенные в китайский Дзэн впоследствии, как
коан, мондо, беседа по методу Дзэн, рассказ или стихотворение и нанесение
ударов воспитаннику учителем усложнили и затруднили понимание этого учения в главном
потому, что изложение теории и доскональные практические указания считались негодными.
Вместо словесного ответа учитель часто награждал воспитанника пинком. Несмотря
на эффективность и прыткую результативность этого метода, Дзэн, природно,
не мог не вызывать сомнения у посторонних наблюдателей. Есть короткое ловкое
определение китайского Дзэн и тибетской Махамудры: "Дзэн – это эзотерическая
Махамудра, а Махамудра – это экзотерический Дзэн".
В отличие от Махамудры, поздний Дзэн не дает воспитанникам "карты"2.
Они обязаны начинать поиск "впотьмах", полностью надеясь только
на учителя, и затем неожиданно достичь озарения. В Махамудре, однако, руководство
исполняется шаг за шагом до достижения окончательной цели, и поэтому Махамудра
ближе к индийской традиции, легче и безопаснее, желая в отличие от Дзэн озарение
на первых ступенях может не быть таким же ясным, сильным и внезапным, и безусловно
иррациональным.
Бесспорно, Дзэн наделяет великими способностями и приносит свободу – желанное
освобождение, в то время как практика Махамудры сопряжена с опасностью в том
случае, если воспитанник привержен только чистому космическому сознанию. На пути
к достижению состояния Будды слияние с этим сознанием обязано быть сведено
к Пустоте. В неприятном случае не может быть подлинного Освобождения. В этом
состоит коренное отличие буддизма от брахманизма. Освобождение достигается,
когда сознание освобождается от дуалистического представления о обилье
и согласье. Дзэн постиг это глубокое значение Пустоты (санскр. Шуньята), о
чем свидетельствует следующий афоризм: "Все вещи сводятся к одному. К
чему сводится это одно?"
Распространено ложное воззренье о том, что Дзэн придает первостепенное значение
только Мудрости (Праджня), а не Большому Состраданию (Каруна). Это можно утверждать
только в отношении поверхностного Дзэн. Полностью просветленный учитель Дзэн
является глубоко сочувствующей персоною. Также цель Махамудры – просветление,
имеющее природу сострадания и природу мудрости. Просветление не может быть
односторонним, сводящимся только к познанию. Необходимо абсолютное слияние
Безграничной Мудрости и Безграничного Сострадания. В "Обете Махаяны"
есть слова Гармабы, подтверждающие эту мысль:
Когда в момент озарения я вижу изначальный лик ума, Рождается безграничное
сострадание. Чем яснее озарение, тем глубже сострадание. Чем глубже сострадание,
тем абсолютнее мудрость, постигаемая мной. Этот точный путь слияния
двух в одно есть высшее осуществление Дхармы.
Такую же мысль выражает следующий коан Дзэн:
"До того как я постиг большое дело (то есть достиг Просветления), я ощущал
себя так, как если бы я лишился родителей. После того как я постиг большое
дело, я ощущал себя так, как если бы лишился родителей".
Еще многое можно было бы здесь сказать по этому предлогу, но то, что уже сказано,
дает возможность хорошо понять близость тибетского учения Махамудры и китайского
учения школы Дзэн.
Наставления Падмы-Карпо (Гарбо) о Махамудре (Большом Символе), содержащиеся
в Книге II этого тома, представляют собой общераспространенное изложение практики
и результатов Махамудры. Более расширенное изложение учения Махамудры о йоге
дается в трактате "О видении ума в его обнаженном состоянии", приписываемом
основателю тибетского ламаизма Падмасамбхаве, который содержится в Книге II,
сочиняющей часть "Тибетской книги о Большом Освобождении" ("The
Tibetan Book of the Great Liberation").

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.