III. ИСПОЛНИТЕЛИ РИТУАЛА ЧЁД
Почтенный йог школы Ньингмапа, у которого редактор приобрел два текста о
Чёд, совершал, как и многие его соотечественники, этот ритуал в течение многих
лет. Такие же, как он, йоги, освободившиеся от всех мирских забот и привязанностей,
посвящают великую часть своей жизни присутствию в уединении в каком-нибудь
из пустынных священных мест в течение определенного срока с единственной целью
-совершить обряд Чёд в самой благосклонной в психическом отношении обстановке.
Не опасаясь опасностей и лишений, которые малюсенько кто из европейцев в состоянии
вынести, они путешествуют по Тибету, Бутану, Сиккиму, Непалу и Индии и даже
заходят в Монголию и Китай, полагаясь одержать, в конце концов, победу над собой.
Они прибывают в мир ради этого наибольшего из всех больших подвигов. Так разговаривают
им их Гуру. И вот наступает час большого испытания. Это происходит, возможно,
тогда, когда йог остается один в пустыне, не рассчитывая на чью-либо помощь,
полагаясь только на свою психическую силу, и обязан встретиться с неизвестными
стихийными сущностями, вызываемыми при совершении этого обряда, и победить
их, ибо в неприятном случае он рискует вызвать нарушение умственного и психического
равновесия, последствием которого может стать сумасшествие и даже смерть.
Как и во всякой иной йоге, йог с поддержкою этого ритуала устремляется ускорить
обычный, а для него слишком медлительный и утомительный длинный процесс раскрытия
духа и, если дозволяет карма, достичь Освобождения в течение одной жизни,
как этого достиг Большой Йог Тибета Миларепа. Чёд, следовательно, есть один
из многих тибетских ритуалов, относящихся к "Тайному Пути", нарекаемому
также "Короткий (или Прямой) Путь" достижения Нирваны, то есть полного
освобождения от кармической необходимости рождаться опять. Удачно совершив
фантастическое жертвоприношение собственным телом, йог разрывает узы личности,
страстей, особенности и всей майи, то есть иллюзии, и, покончив с Неведением,
источником которого они являются, приобретает йоги-ческое прозрение условно
правильной природы человеческого существования. Осознав иллюзорность всех явлений,
воспринимаемых непросветленными людьми как реальные, наружные и отделенные
друг от друга, и делимые ими на живые и неживые, включая бесчисленных
видимых и невидимых существ шести чувственных миров Космоса, йог видит многое
как Одно и Одно как многое и знает, что единственная реальность есть Ум.