Гербология Востока и Запада
Травы как на Востоке, так и на Западе были основным средством традиционной
и холистической терапии. На Востоке, необыкновенно в Индии и в Китае, сложилась
весьма пространная и трудная наука о травках. Раз возникнув как концепция
тех, кто несли духовные знания, лечение травками в последующем было усовершенствовано
на основе опыта, насчитывавшего десятилетия. В этом плане Аюрведа включает
в себя явно наиболее древнюю, наиболее проникнутую интуитивным видением,
наиболее абсолютную науку о гербальной медицине. Такая полностью развитая
система не требует совершенствования, а нуждается лишь в переводе и
ее адаптации. Эта книга начинается с попытки поставить на службу нуждам
современного человека древние науки гербализма Аюрведы.
Некоторые считают, что гербальная медицина Индии утратила сегодня для
нас актуальность. Поскольку подходящая система является древней
и традиционной, проникнутой религией и предрассудками, то легко возникает
ощущение, что она утратила свой смысл. Прибывает на ум и сужденье,
что подходящие травы имеют своим источником тропические растения,
которые нам недоступны, или же, что эти растения не представляют ценности
в нашем климате, в наших конкретных условиях. С иной стороны, многие
из нас осознают необходимость использовать, наряду с лечением, духовный
и психологический подход к подходящему лечению. По аналогии с тем,
что физические хвори обычно проистекают из эмоциональных дисбалансов,
мы можем ждать, что духовный стиль использования трав, отличительный
для индийской традции, окажется необыкновенно главным в условиях нашего,
проникнутого дисбалансом сообщества. Иными словами, Аюрведская гербальная
медицина далеко не утратила своей актуальности в современном мире, а,
против, этот мир нуждается в ней больше, чем когда бы то ни было.
Хотя некоторые травы, широко используемые в Аюрведе, не имеют аналогов
в западной науке о травках, тем не менее многие распространенные на Западе
травы. такие, как восковница и барбарис, аир тростниковый в Индии также
обретают широкое применение, и в Аюрведе имеется много полезной информации
об этих растениях. Даже растения, специфичные для Аюрведы, такие как
oshwagadha и haritaku могут быть включены в западную практику траволечения,
сходственно тому, как женьшень и kuel пришли из китайских источников, или
сходственно тому как gotu kola, которая первично пришла из Индии, теперь
широко используется в нашей стране. Многие травы, используемые в Аюрведе,
являются обычными пряностями — имбирь, куркума, кориандр и пажатник
сенной. Солидная фармакология на основе растений Аюрведы может быть
составлена исключительноиз растений и специй, обычно использующихся
вв Америке.
Аюрведа значит наука жизни. Это слово не значит индуистскую медицину;
не следует также отождествлять гербализм Аюрведы с индийским гербализмом.
Аюрведа значит наука о жизни, включающее все ее стороны и, в частности,
ту, которая увязывает жизнь отдельного человека с таковой мироздания.
В силу этого она открыта всем формам жизни и включает ее во всех ее
проявлениях; одинаково как и все подходы, которые делают нас более гармоничным
элементом жизни, как целого.
Аюрведа не может быть отождествлена с Востоком или Западом, с древним
или современным миром. Она — неотъемлемый элемент всей жизни, знание,
которое принадлежит всему сущему; причем не как система, которая ему
навязана, но как источник, из которого можно свободно черпать и который
может быть приведен в соответствие с уникальными нуждами отдельного
человека в его или ее конкретных условиях.
Гербализм Аюрведы дает нам не только те или иные конкретные растения, но
путь к познанию всех растений. Аюрведа приветствует устранение барьеров, делящих
людей. Прежде, чем настанет новая эра, нам придется существенно продвинуться
по пути обобществления знаний о лечении человека. Однако в конкретном мире нынешнего
дня этот процесс уже обязан найти свое место. Этой задаче и обязана служить данная
книга.
Сущность всего сущего — Земля. Сущность Земли — Вода. Сущность Воды — содержится
в Растениях. Сущностью Растений является Человек.
Сhandogya Upanishad 1.1.2.