ЧАСТЬ I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ
3. Предварительные наставления включают наставления временные и духовные.
4. Сначала даются временные наставления, и они изложены в иных писаниях.
[ФОРМУЛА УБЕЖИЩА, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЯМИ]
5. Затем следуют духовные наставления. Начинаются наставления с формулы Убежища
и принятия решения, которые приводят к общению с Учителями.
[СЕМЬ ПОЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ТЕЛА]
6. Затем, как написано в трактате "Общение с Вайрочаной", Выпрями
туловище и прими позу Дордже. Сосредоточение ума на одном – путь, водящий
к Большому Символу.
7. Расположи ноги в позе Будды4, а кисти рук в горизонтальном положении на
одинаковом уровне, ниже пупка5. Позвоночник обязан быть выпрямленным. Опусти
диафрагму6. Согни крючкообразно шею так, чтобы подбородок был прижат к адамову
яблоку. Подними язык к нёбу.
8. Обычно разумом правят органы чувств. Неподражаемо сильное воздействие оказывает
на него зрение. [Поэтому] не подмигивая глазами, не двигаясь, направь взор на
расстояние пять с половиной футов.
9. Эти [то есть описанные выше семь положений для тела] величаются Семь Методов
Вайрочаны [то есть семь способов познания психофизических процессов].
Они являются пятиричным способом осуществления глубокой медитации с поддержкою
физических средств.
РЕЗУЛЬТАТЫ, ДОСТИГАЕМЫЕ С ПОДДЕРЖКОЮ СЕМИ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕЛА
10. Поза со скрещенными ногами регулирует вдохи. Поза равновесия уравновешивается
жизненное тепло организма. Выпрямленный позвоночник и опущенная диафрагма
регулируют сердитый флюид, пронизывающий тело. Согнутая шея регулирует выдохи.
При поднятии языка к нёбу и фокусировании глаз жизненная сила входит в срединный
нерв.
11. Когда эти пять видов "воздуха" входят таким образом в срединный
нерв, иные токи "воздуха", контролирующие функции организма6,
также входят в него, и тогда достигается мудрость в состоянии, при котором
отсутствует познавание, иначе нарекаемом спокойствие, неподвижность тела,
или присутствие тела в природном состоянии.
[ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]
12. Сохранение безмолвия после выведения мертвого воздуха [выдоха] величается
спокойствием или бездеятельностью речи, или речью, присутствующей в ее природном
состоянии.
13. Не размышляй о прошлом. Не размышляй о будущем.
Не размышляй о том, что ты медитируешь. Не считай Пустоту как ничто.
14. На этой ступени не пытайся анализировать впечатления, получаемые через
пять органов чувств и не скажи: "Это есть, этого нет". Но по крайней
мере желая бы недолго медитируй постоянно, не шевельнувшись, сходственно почивающему
ребенку, и храня ум в
его природном состоянии [то есть когда прекратились все мыслительные процессы].
СПОКОЙСТВИЕ УМА
15. Сказано:
При безусловном прекращении образования идей и мысленных визуализаций, Сохранении
тела смирным, как у спящего
ребенка, Исполнении заповедей гуру со смирением и старанием Непременно возникнет
Одновременно рождающееся
Состояние.
16. Тилопа сказал:
Не создавай мысленных образов, не размышляй, не анализируй, Не медитируй, Не раздумывай.
Сохраняй ум в его природном состоянии.
Адепт Учений, Юноша, Блистающий Лунным
Светом!, сказал:
Сосредоточение есть Путь всех Будд.
18. Это и есть спокойствие ума, бездеятельное состояние ума, то есть ум, присутствующий
в его природном состоянии.
[ЧЕТЫРЕ ПАМЯТОВАНИЯ]
19. Нагарджуна сказал:
О могучий, тебе было показано, что Четыре Памятования 5 являются воистину
единственным Маршрутом Буддб И ты неустанно и постоянно помни о них. Если будет
допущена небрежность,
все усилия достичь духовного совершенства
окажутся напрасными.
20. Это памятование сохраняется благодаря сосредоточению ума. В Абхидхарме
сказано так:
Памятование – это сохранение в памяти приобретенного знания.
[Здесь кончается Часть I - Наставления для начинающих.]