Навигация > Главная > Аюрведа. Йога растений > Аюрведа. Три гуны, пять элементов, три доши

Аюрведа. Три гуны, пять элементов, три доши


Аюрведа. Три гуны, пять элементов, три доши

Пракрути состоит из трех основополагающих качеств, трех
главных характеристик (в санскрите нарекаемых гунами): саттва,
принципа света, восприятия, интеллекта и гармонии; раджас,
принципа энергии, активности, эмоций и беспокойства; и тамаса,
принципа инертности, сумрака, уныния, безжизненности и
противодействия.

Хотя каждое из этих трех качеств является необходимым
элементом природы, тем не менее, саттва представляет собой
адекватное качество сознания. Раджас и тамас — против,
являются чуждыми, загрязняющими элементами сознания, которые
снижают нашу способность к восприятию.

Индивиды с превалированием саттвы придают особое значение
таким императивам как правда, правдивость, застенчивость и общее
благо. Личика же, у которых наиболее представлен раджас, более
всего оценивают силу, престиж, власть и возможности управлять. Те же
люди, у которых доминирует тамас, оказываются в плену чувства
страха, раболепия, невежества и сил, водящих к распаду.

Отсюда светло, что главно устремляться к стилю жизни,
подходящему основным образом, саттвическому типу. Поскольку
эти три качества существуют во всей природе, главно использовать
виды пищи и травы, которые в главном имеют саттвическую природу.
В этом плане Аюрведа классифицирует растения, сообразно указанным
трем гунам.

Это не значит, что травы, относящиеся к раджастическому и
таматсическому типам, вообще не обязаны использоваться. Поскольку
саттва находится в состоянии равновесия с раджасом и тамасом, то
травы раджастическогго типа могут выискать применение в целях
коррекции тамазических состояний, и наоборот. Однако, травы
саттвического характера владеют самостоятельной ценностью в
плане стимуляции развития сознания.

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

Из трех гун формируются пять элементов. Из саттвы, состоящей
из ясности, образуется элемент эфир. Из раджаса, состоящего из
энергии, возникает огонь, из тамаса, состоящего из инерционного
начала, формируется земля. Между саттвой и раджасом берет свое
начало субтильный, однако подвижный элемент, — воздух. Между
раджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность с
инерцией.

Эти элементы представляют собой пять состояний
материи:твердое, жидкое, лучистое, газообразное и эфирное. Они
описывают пять видов плотностей, исчерпывающее все вещества,
всю видимую и невидимую материю в мире. Они имеют свои
психологические корреляты (соответствия), которые демонстрируют
состояния сознания и качества эмоциональных переживаний.

Пять долей растений, сообразно Аюрведе, панкангамы,
показывают, каким образом строение растений соотносится с
подходящими пятью элементами. Корневая система подходит
земле, будучи наиболее плотной и самой низшей долею растения,
которая связывает его с землей. Стебли и ветви подходят
воде, поскольку они несут воду или сок подходящего растения.
Цветы коррелируют с огнем, которому присущи свет и цвет. Листья
же подходят воздуху, поскольку через листву ветер приводит
растение в движение. Плоды подходят эфиру, субтильной сути
растения. Семя содержит все пять элементов, заключая в себе весь
потенциал, которым растение владеет.

ТРИ ДОШИ

Основу Аюрведы сочиняет представление о трех дошах, или
трех разных главных типах конституции человека. Из эфира и
воздуха формируются вата, за счет огня и одного из проявлений
воды возникает питта; и, наконец, вода в сочетании с землей дает
капху. По подходящим элементам, или присущим разным личикам
дошам мы определяем главную природу подходящих лиц и
устанавливаем направление лечения, специфически отвечающего их
нуждам.

Подходящие три доши распознаются по отличительным их
атрибутам: вата — сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая,
твердая и грубая, подвержена сменам и ясная8 Это — наиболее
сильная из дош, являясь самой жизненной силой, и наиболее сильной в
формировании хворей. Эта доша правит всем движением и несет
как питту, так и капху.

Питта — горячая, легкая с качествами флюида, субтильная и
острая, с досадным ароматом, мягкая и светлая. Именно она
правит жаром, температурой и всеми химическими реакциями.
Капха же — холодная, влажная, тяжелая, медлительная, лишенная
живости и жизни, она статична, владеет великой плотностью и, как
бы затуманена облаками. Именно функцией капхи является
поддержание материального начала организма, его веса и обоюдной
увязанности, обоюдного баланса.

Вата в ее природном состоянии поддерживает энергию воли,
вдох, выдох, движение, реализацию импульсов, равновесие тканей,
остроту органов чувств. Будучи агравированной, она вызывает
сухость, источники избыточной пигментации, потребность в теплоте,
тремор, вздутие живота, запоры, снижение физической силы,
бессонницу, потерю остроты восприятия, потерю остроты органов
чувств, бессвязность речи и прыткую утомляемость.

Питта в ее нормальном состоянии отвечает за пищеварение,
теплопродукцию, зрительное восприятие, чувство голода, жажды, за
превосходное состояние кожи, интеллект, целеустремленность, мужество,
а также мягкость тела. Будучи агравированной, питта вызывает
желтую окраску мочи, каловых масс, глаз и кожи, а также вызывает
ощущение голода, жажды, ощущение жжения и тяжелый сон.

Капха в ее нормальном состоянии обеспечивает твердость и
стабильность, поддержание (равновесия) жидкостей тела
(биологических жидкостей), смазку суставов и такие
положительные эмоции, как умиротворенность, любовь и помилованье.
Будучи агравированной, она приводит к потере пищеварительного
потенциала, к накоплению мокроты (флегмы), слизи, чувству
бессилья и тяжести, вызывает бледность, ощущение зябкости,
утрату тонуса конечностей, затруднение дыхания, кашель и
повышенную сонливость.

Вата концентрируется в толстом кишечнике, бедрах, боковой
доли тела, костях и органах тактильного восприятия.

Основным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, где
она накапливается, вызывает заболевания и откуда она может быть
непосредственно удалена.

Основным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, где
она накапливается, вызывает заболевания и откуда она может быть
непосредственно удалена.

Питта концентрируется в тонком кишечнике, желудке, поте,
отделяемом жировых желез, в крови, плазме и органах зрительного
восприятия. Ее основной локализацией является тонкий кишечник, где
она накапливается и откуда она может быть непосредственно удалена
из организма.

Капха концентрируется в грудной клетке, горле, голове,
поджелудочной железе, ребрах, плазме, жировой ткани, в носу и в
языке. Ее основным центром является желудок, где она
накапливается и вызывает заболевания и откуда она может быть
непосредственно удалена из организма.

Определение индивидуальной конституции

Индивидуальная конституция обретается в момент рождения и остается постоянной
на протяжении всей жизни. Желая существуют три главных типа конституции, сообразно
превалирующей в организме доше, тем не менее существуют комбинации и разновидности
конституций. Например, две доши могут сосуществовать при одинаковом соотношении
сил. Приводимые ниже характеристики не имеют целью создать стереотипы, они лишь
призваны иллюстрировать типичные ситуации и тенденции к какому-либо превалированию.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.