Навигация > Главная > Золотая книга йоги > Адхьятма – йога

Адхьятма – йога


Адхьятма – йога

Жизнь на Земле
Приветствуем и приносим почтительные поклоны Йогешваре (Властителю йогов)
Всевышнему Шри Кришне, Йогешваре Всевышнему Шиве, Патанджали Махариши, Вьясе, и
иным мудрецам и йогам, сходственным блещущим светилам знания йоги, рассеивающего
плотную тьму неведения.
Жизнь человека в этой вселенной является по своей природе беспокойным и опасным
поиском. Вовлеченный в забаву загадочных сил и столкнувшийся личиком к личику
с удивительными феноменами, человек пытается понять и одолеть их. В этой
постоянной драме жизни явен один факт, а именно, что все усилия и стремления
человека преследуют определенную цель. Человек желает обрести счастье и освободиться
от ограничений. Он устремляется избежать всего, что является болезненным, досадным
и обуславливающим. "Йога-шастра" предлагает наиболее эффективное
и в то же время разумное решение этой двойственной проблемы поиска и борьбы.
Она точно приводит к прыткому завершению поиска идеала, подсобляя человеку
подчинить все силы, препятствующие ему в этом поиске.
За двумя непрерывно переменчивыми и изменчивыми факторами человека и природы стоит
неизменная и постоянная сущность Господа, представляющего их постоянное основание
и источник. Он – высшая Истина, конечная трансцендентальная Реальность,
единичное неделимое безусловное Существование, Знание, Блаженство.
Все творение – это процесс, в котором Единичный становится многим, трансцендентальное
становится проявленным и имманентным. Все феномены возникают из неделимого
безграничного океана чистого Сознания, существуют и растворяются в нем. Все
это – вдох и выдох Высшей Сущности. Сходственно тому, как бесчисленные миллионы
волн танцуют на поверхности океана и растворяются в нем, так и бесчисленные
существа в начале проявления возникают из Единичного и принимают бесчисленные
формы жизни, которые мы наблюдаем в этой вселенной. Отсюда начинается неуклонный
путь эволюции, который приводит индивидуальные души к новому слиянию с изначальным
Источником. Этот цикл эманации, инволюции и эволюции, представляет собой космический
план, развивающийся сообразно священной Воле.
Поиски души
Человеческая душа, фактически являясь частицей безграничного Бытия, по своей
сущностной природе тождественна с Ним. Вовлеченное в этот мировой цикл, лишенное
знания о своей священной сущности и присутствующее в сознании, ограниченном
оболочками материи, живое существо всегда устремляется положить конец своей отделенности,
ограниченности и ощущению неполноценности. Его жизнь в последовательных воплощениях
представляет собой постоянное стремление к изначальной обители безграничного,
постоянного, блаженного Существования, и покуда это состояние не достигнуто, каждый
центр индивидуализированного эго-сознания будет продолжать этот неустанный
поиск эволюционного пути. Поэтому теория и практика йоги рождаются из практической
необходимости. Она возникает в ответ на самые жизненно главные запросы человека.
Каждый момент человечество в целом неминуемо и безвозвратно движется к тому
образцовому состоянию абсолютного Существования.
В этом космическом процессе йога тщательно систематизирована, отрегулирована,
усовершенствована и таким образом доведена до высочайшего уровня. Вот почему
природное развитие многих йогических процессов кажется чудом поверхностному
наблюдателю. Природный, постепенный, неукоснительный процесс эволюции по
космической шкале отображен в точном научном построении Йога-шастры. Поэтому,
в широчайшем аспекте, любое Движение, любая деятельность, которая сознательно
или невольно направляется вверх и является эволюционной, может рассматриваться
как йогическая. Все, что подсобляет выпутать живое существо из феноменального
мира чувственных объектов и соединить его с Абсолютом, по своему эффекту является
йогой. Но для практических целей древние сформулировали и построили определенные
действенные методики, благодаря которым человек может восстановить связь с
Священным. Это методы, благодаря которым сроки эволюции человека сжимаются
до одного воплощения, даже до нескольких лет одной конкретной жизни.
Методы
Из многочисленных методов самыми распространенными и признанными являются
пути гьяна-йоги, бхакти-йоги, карма-йоги, хатха-йоги, раджа-йоги, лайя-йоги
и мантра-йоги. Но традиционно термином "йога" принято означать
путь дхьяны (медитации), практическую научную систему Махариши Патанджали.
Причина такого акцентирования в том, что система Патанджали Махариыи основана
на разумном многостороннем рассмотрении человека в каждом аспекте его существа,
таким, какой он есть. Эта система строилась основательно, избегая случайных
ассоциаций. Она осматривает человека как центр чистого сознания, локализованный
в последовательных оболочках материи разной плотности. В этом свете человек
представляется одним и тем же в любой период медли. Эта система универсальна,
подходит для всех времен и предлагает методы для любого типа людей. Ее описывает
наиболее мудрый синтез и отличная последовательность.
Научные открытия никогда не являются конечно достоверными, поскольку
приборы и приборы, задействованные в исследованиях, непрерывно меняются.
Они несовершенны, поскольку изобретены переменчивым разумом со всеми его бесчисленными
ограничениями. Любая теория и открытие, сделанное сегодня, завтра ;, же будет
опровергнуто новым открытием. Но познание, достигнутое через йогу, непогрешимо,
поскольку является непосредственным восприятием с подмогою высших приборов,
а именно очищенного ума, настроенного в унисон с бесконечностью. . Поэтому
раджа-йога никогда не менялась и не была опровергнута. На протяжении веков
ее находки снова подтверждаются ее адептами.
Наука воспринимает вещи такими, как они представляются обычному человеческому
восприятию, то есть какими они кажутся, тогда как йог воспринимает их такими,
какие они есть. Прежде j всего он познает их сущность. В своей проницательности
он познает их как таттвы (принципы, сущности). Это интуитивное восприятие
(апарокша дришти).
Большая ошибка человека
Человек не является только физическим созданием, живущим и действующим на
этом единственном плане. Большинство проблем современности являются следствием
игнорирования этого факта. Теперешний век почти необыкновенно обеспокоен физическим
аспектом человека и сосредотачивает свои энергии на его прославлении. Поиск
чувственных удовольствий, грубых и тонких, становится доминирующей целью нашего
медли. Накопление денег (дозволяющих нам удовлетворять чувства) – цель личности.
Такая гонка за богатством неминуемо приводит к усилению эгоизма, эксплуатации
слабых, безжалостному соперничеству между одинаковыми, к нелюбви и борьбе одного
класса с иным.
Более двадцати столетий прошло в постоянных усилиях, направленных на построение
цивилизации, которая превосходила бы древнюю. Люди завладели разными ремеслами,
проводились постоянные исследования и делались бесчисленные открытия. Несмотря
на амбициозные и прекрасные достижения, сегодня это представляется бесславным
провалом. Западный мир, в котором цивилизация достигла высшей своей точки,
представляет собой драму беспрецедентной человеческой резни, сцену разрушения
и запущенности, атмосферу черной нелюбви, жадности, лжи, похоти и безжалостности.
Полный хаос и смятение царят повсюду.
Философия йоги указывает путь из этого кровавого лабиринта. Йога – это наука,
проливающая свет на тайную деятельность внутренней природы человека, вызывающей
в нем созидательные и разрушительные тенденции. Йога, будучи правильно понята,
предлагает решение всех теперешних проблем. Она учит человека, что попытка выжать
счастье из наружного мира – это первая ошибка, которую мы можем исправить.
Наружные объекты никогда не смогут Дать счастье. Счастье присутствует внутри.
Оно – сущностная природа внутреннего "я" человека. Поэтому человек
обязан отвергнуть желание чувственных объектов, контролируя врожденную предрасположенность
ума к блужданиям. Все лучи ума обязаны быть соединены и направлены внутрь,
на Высшее "Я". Когда такая концентрация совершенствуется и углубляется,
начинают проявляться последовательные слои его сознания, и он непосредственно
воспринимает свою сущностную природу абсолютного Блаженства. В этом процессе
возникают бесчисленные трудности.
Концепция йоги ветха, как само творение. Кажется, она существовала еще до
появления человека. В своем основополагающем аспекте, как соединение с постоянным
нескончаемым существованием, как блаженное Самоединение, она упоминается в
связи с высшим божеством, Бхагаваном Адинарйаяной, присутствующим в состоянии
йогического сна и возлежащим на тысячеглавом Махашеше. Древнейшие провидцы,
осознавшие Истину, описали космический процесс, как работу Майи, непостижимой
энергии Высшего Духа. Благодаря мистическому деянью укрывающей энергии,
Неделимый, Безусловный и Блаженный проявляет себя в нескончаемом многообразии
имен и форм. Как утверждается в 6-ом стихе 4-ой главы Гиты, это феноменальное
существование с его двойственностью и многообразием вызвано Майей. Поэтому
каждый центр сознания, разделенный таким образом с Нескончаемым, обязан превзойти
Майю, чтобы реализовать свое внутреннее единство с Высшей Сущностью.
Внутренний процесс
Итак, Майя всегда негативна, в отличие от окончательной Реальности, которая сияет
как постоянное "Я есть", постоянное CAT. Под Майей подразумевают сумму всех
негативных сил. Необоснованность, неустойчивость, заблуждение, привязанность,
эгоизм, дисгармония, разлад, чувственность – вот некоторые главные формы,
в которых она проявляется на человеческом плане. Йога дает индивидууму возможность
эффективно преодолевать перечисленные факторы, которые привязывают его к этому
феноменальному существованию. Поэтому знание, полученное через постоянное
различение реального от нереального, в сочетании с неустанным утверждением
и отождествлением с идеалами всеведения и совершенства, состояние нерушимого
равновесия и однонаправленности, непривязанности ко всему мирскому вкупе с
интенсивной неослабленной привязанностью к некоторым конкретным аспектам Священного,
полное самозабвение и активное бескорыстие, являются главными средствами
для достижения победы над Майей. Определенное развитие по одному или нескольким
из этих направлений формирует пути знания, медитации, преданности, или священной
любви и благородной деятельности.
Процесс йоги воплощает восхождение в чистоту, в то безусловное совершенство,
которое является изначальным состоянием человека. Поэтому она включает в себя
устранение загрязнений, выравнивание нестройного вибрационного ритма низших
телесных оболочек и утверждение абсолютного равновесия и гармонии.
Теперь деяние всех упомянутых факторов, обуславливающих живое существо,
можно осмотреть на более широкой шкале – на человечестве в целом. Теперешний
век погряз в невежестве, отличается беспокойством, слепой привязанностью к
земному существованию, извращенным индивидуализмом и сластолюбивым пристрастием
к плотским удовольствиям, а также насилием, враждой и разладом во всех жизненных
путях.
Теперешний век – это век машин. Потому в нем преобладает одержимость силы. Открытие
новых способов получения энергии, эксплуатация новых аспектов уже знаменитых
сил, изобретение машин, делающих машины – вот мания теперешнего медли. Наука
дала человеку контроль над обильем сил, но сам человек не в состоянии контролировать
свои чувства и ум. Это привело к ошибочному обращению и злоупотреблению
плодами цивилизации и науки, поскольку все силы искажались. Йогический путь
жизни предохраняет от сходственного злоупотребления силой вытекающих отсюда катастроф.
Занятия йогой наделяют человека некоторыми сверхъестественными мощами, которые
не может выработать ни одна машина. Однако дисциплина этого пути предохраняет
от злоупотребления этими мощами.
Первичная основа
В основе всех методов йоги лежит этическое воспитание и порядочное совершенство.
Искоренение пороков и развитие определенных добродетелей является первой ступенью
на лестнице йоги. Дисциплинирование вашей природы и формирование устойчивого
и чистого характера через приобретение положительных повадок и повседневное
соблюдение распорядка – это следующий шаг. В раджа-йоге это яма и нияма. Овладение
неофитом на пути знания духовной практикой с ее разными стадиями, старание
в Вере, самозабвение, освобождение от желаний и жертвенность служат развитию
характера и этическому совершенствованию. Таким образом, благодаря добровольной
и чистосердечной последовательности даже на начальных ступенях йоги может быть
введен нoвый миропорядок любви и жертвенности, сотрудничества, братства и
воплощения идеалов добронравного совершенства. На этом прочном фундаменте
устойчивого и добронравного характера выстраивается последующая структура йоги.
Врожденная обеспокоенность ума представляет наибольшую проблему для последователя
йоги. По самой своей природе ум всегда непостоянен и неустойчив. Решительный
отказ от земных привязанностей, последовательное стирание эго, осознанная
остановка всех негармоничных ментальных процессов и постоянная сосредоточенность
на одной идее – все эти методы дают возможность надежно контролировать ум
и сознательно устремлять его энергии к желанной цели.
Мысль – наибольшая сила на земле. Мысль – наиболее могущественное оружие в
арсенале йога. Конструктивная мысль преобразует, обновляет и строит. Деструктивная
мысль разлагает, вредит и дурно воздействует на думающего. Позитивное мышление
омолаживает и наделяет энергией и силой, негативное мышление удерживает рост
индивидуума и сводит на нет все усилия. Оно убивает инициативу. Чистые идеи
возвышают человека до священного статуса. Нечистые и низменные идеи портят
всю атмосферу. Громадные возможности этой силы были по достоинству оценены
древними, которые в совершенстве развили ее и максимально использовали.
Мысль является первичной силой в основании всего творения. Происхожденье всего
феноменального творения вызвано единственной идеею, рожденной космическим
разумом. Мир – это проявление первичной Идеи. Эта Первая Мысль была проявлена
как вибрация, исходящая из постоянного покоя священной Сущности. В классической
терминологии есть ссылка на Волю Хираньягарбхи, которая возникает как вибрация.
Эта вибрация отнюдь не "быстрое перемещение" физических частиц,
но нечто нескончаемо тонкое, настолько тонкое, что непостижимо для обычного
ума. Но выяснено, что все силы в окончательном итоге переходят в состояние чистой
вибрации. Современная наука тоже пришла к этому выводу после длинных исследований
наружной физической природы.
Таинственный ум
Тщательное размышление покажет, что вся вселенная на самом деле является проекцией
человеческого ума. Ум в его эгоистическом аспекте воспринимает феномены. В
тот момент, когда ум прекращает функционировать, вселенная пропадает. Ученому,
с его фундаментальным чувством реальности материальной вселенной, следует глубоко
задуматься над взаимоотношениями между разумом и вселенной. В тот момент, когда
он ложится в кровать, выключает свет и погружается в сон, его лаборатория
превращается в ничто, все приборы пропадают, и даже атом прекращает существовать.
По сути дела, вселенной не существует, покуда ум не начнет снова функционировать
с возвращением бодрствующего сознания. Итак, все ощущения и восприятия существуют
в уме. С прекращением функционирования ума, происшедшим спонтанно или вызванным
сознательными усилиями и дисциплиной, феноменальный мир пропадает из нашего
восприятия. Поэтому было сказано "мано матрам джагат" – мир это
всего лишь ум. Следовательно, основной целью всей йоги является очищение и
контроль ума. Ум сам по себе не что иное, как запись впечатлений, непрерывно
выражающихся в форме импульсов и идей. Мысль побуждает вас к деянью. Деятельность
творит новые впечатления для ума. Йога поражает самый корень этого безнравственного
круга методом эффективного сдерживания функций ума. Йога выявляет, контролирует
и останавливает функционирование ума, то есть мысль.
Ум функционирует в тройственном аспекте понимания, эмоции и воли. Три пути
– гьяна-йога, бхакти-йога и раджа-йога – водят к очищению и воспитанию идеи,
эмоции и воли соответственно. Но непосредственно с ума начинается раджа-йога.
Это точная наука, связанная в главном с контролем и конечным подавлением
всех модификаций ума. Когда ум, являющийся причиной существования феноменального
мира, очищается и контролируется, это в окончательном итоге приводит йога к высшей
цели, к асамп-раджната самадхи (осознанию без различения), где он присутствует
в абсолютном единении с Высшим Духом.
Восходящие ступени
Наиболее плотное наружное проявление ментального импульса – это физическое
деяние. Повторяясь, деяние кристаллизуется в повадку. С течением медли
повадки, благодаря потворству, приживаются как определенные черты личности
человека. Йога систематично и последовательно водит к повиновению ума, регулируя
и контролируя сначала грубые, а затем тонкие его проявления. Яма одолевает
все пороки и прививает добродетель. Она искореняет дурные черты и прививает
священные качества. Нияма Регулирует повадки и дает практикующему власть
над своим поведением. Вместо того, чтобы оставаться рабом повадок, устремляющийся
контролирует свое поведение и сознательно развивает определенные повадки.
Следующая врожденная склонность к деятельности контролируется асанами. Благодаря
системе устойчивых поз, склонность к беспокойным и напрасным движениям обуздывается
и преодолевается. Развивается характер, прививаются добропорядочные качества,
ветхие повадки преодолеваются и заменяются новыми, деятельность регулируется
и контролируется, и теперь капризы ума пресекаются контролем над его двойником
-дыханием. Это стадия пранаямы. Желая идеи и контролируются, ум все еще продолжает
возбуждаться посредством желаний. Этой пятой сочиняющей йоги является остановка
всякого центробежного движения элементов желания в уме. Отстраняя чувства от
наружного мира и устраняя их от объектов, пратъяхара формирует шестую ступень
в лестнице йоги. Дхарана – это сосредоточение ума в одной точке. Обращенный
внутрь ум фиксируется на какой-либо избранной идее или образе, технически
названном лакшья, или объект медитации. Углубленная или расширенная дхарана,
концентрация, переходит в медитацию, дхьяну. Когда дхьяна становится интенсивной
и продолжительной, прибывает самадхи. Состояние безграничного союза с Нескончаемым
Духом, Сверхдушой, избавляет от оков желаний и мучений и навсегда освобождает
от рабства рождения и смерти. Этот трансцендентный опыт превращает человека
в существо, наделенное космическим видением, которое повсюду за кажущимся
многообразием видит Божественность. Так вся его жизнь становится спонтанным
выражением свободного течения высшей Энергии через каждое его деяние.
Он живет и действует на благо всего человечества, приводя священный План
к победному завершению.
Любой результат требует усилий, так же и для практики ментального контроля
и сосредоточения тоже необходимо много энергии и психической силы студента
йоги. Для этого требуется тщательный контроль половых импульсов и экономия
жизненных сил. Поэтому брахмачарья, или целибат можно разглядывать как здоровую
и мудрую меру, добровольно принятую для того, чтобы сохранить энергию, столь
необходимую в вашем стремлении развить свои высшие способности. Кроме того,
существует узкая взаимосвязь между разумом и жизненной энергией. Контроль одного
автоматически приводит к контролю иного. Это не просто женоненавистничество
или странное отклонение. Это мудрый самоконтроль. Мудрое и здоровое
соблюдение целибата не выльется ни в какой вредный или ненормальный комплекс.
Жизненная энергия
Исследователь йоги в своих поисках все глубже вникал в предмет. В проницательном
здравомыслии и глубокой мудрости он увидел, что подавление и принудительное
воздержание не является разумным методом. Это не было его целью. Он удачно
усовершенствовал метод преображения плотной энергии семени в очищенную тонкую
силу в процессе половой сублимации. Могущественная половая энергия контролируется,
преобразуется и сохраняется благодаря дивной системе асан, мудр и бандх.
Таким образом сохраненная энергия сияет в человеке как теджас. Она обязана
поддерживаться в состоянии абсолютного равновесия и гармонии. Тело обязано
стать образцовым прибором для восприятия в медитации высших духовных потоков.
Любая хворь и проявление дисгармонии обязаны исчезнуть. Это эффективно достигается
благодаря силе, полученной через соблюдение целибата. Неблагоприятные последствия
могут возникнуть только тогда, когда пол подавляют внешне и физически, но
потворствуют ему противоестественными маршрутами. Комплексы, которых так боятся,
появляются не в результате настоящей брахмачарьи, но из-за искусственного наружного
воздержания, сопровождаемого тонкими формами удовлетворения.
Йог распознает узкое взаимодействие между телом и разумом. И потому контроль
и воспитание тела становится основной долею йоги. Йоги настолько чувствовали важность
этого аспекта, что развили его в отдельную науку.
Химия пищи и мысли
Устойчивость тела способствует устойчивости ума. Тело непосредственно влияет
на ум. Поэтому физические аппетиты обязаны находиться под контролем. Кормленье
обязано быть требовательно отрегулировано. Химические компоненты различных веществ
вибрируют на различных скоростях. Принятие определенной пищи вносит в физическое
тело нестройные вибрации. Это, в свою очередь, приводит УМ в непрочное
и вспыльчивое состояние. Теряется концентрация. Возвышенное мышление
затрудняется, потому что для высоких идей необходимы тонкие вибрации. Поэтому
чистота пищи является неизменным прибавленьем к практике асан для
прогресса в йоге.
Перегрузка желудка, работа, вызывающая переутомление, лишняя разговорчивость,
слишком многие контакты с людьми -все это препятствия на пути йоги. Вы не
обязаны заниматься йогой, когда страдаете от диспепсии, несварения или от любой
иной хвори, а также если вы слишком подавлены или утомлены.
Практика асан контролирует эмоции, приносит ментальное спокойствие, равномерно
распределяет прану в теле и его различных системах, подсобляет поддерживать
здоровое функционирование внутренних органов и массирует разные органы
брюшной полости. Физические упражнения выводят прану наружу, но асаны обращают
ее внутрь. Практика асан вылечивает многие хвори и пробуждает кундалини-шакти.
Это главные превосходства системы упражнений йоги, которых нет в иных системах.
После того, как физическая структура очищена, взята под контроль и гармонизирована,
следующей задачей является гармонизация тонкой оболочки праны. Жизненная энергия
человека, прана и ум – это три аспекта одной и той же силы. Абсолютный контроль
одного из них облегчает повиновенье остальных двух. Более того, это происходит
автоматически.
Внешне прана проявляется как дыхание. Когда контролируется дыхание, контролируется
и прана. Поэтому регулирование дыхания является средством к постепенному достижению
контроля над телом праны (пранамайя коша).
Практика пранаямы
В дыхании людей с мирским сознанием нет ни ритма, ни гармонии. Йог регулирует
дыхание и устанавливает гармонию. Когда дыхание отрегулировано, когда установлена
гармония, человек дышит носоглоткой. Плодом контроля дыхания является кумб-хака,
или задержка дыхания. Дыхание останавливается само ло себе. Следует кевала
кумбхака. Ум становится абсолютно устойчивым и прибывает озарение. Регуляция
дыхания и кумбхака очень подсобляют в практике концентрации и медитации.
Практика пранаямы оказывает большое воздействие на тело, ум, интеллект и чувства.
Она устраняет из тела хвори и обновляет клетки, ткани и нервы. Она вносит
в тело изобилие свежей энергии.
Она стабилизирует ум, а также устраняет из него загрязнения. Она усиливает
интеллект и развивает интеллектуальные способности. Она усиливает память.
Она успокаивает брожение чувств. Она контролирует их склонность к блужданиям.
Пранаяма очень подсобляет не только хатха-йогам, но также раджа-йогам и ведантистам,
поскольку она усиливает ум. Изучающий веданту, который привык медитировать
на ОМ, и во время практики пранаямы раздумывает об Атме и сосредотачивается
на Блаженном "Я". Раджа-йог будет сосредоточен на Пуруше или Ишваре.
Хатха-йог будет сосредотачиваться на кундалини-шакти в нижних физических центрах
и пытаться ощутить, как очищается и раскрывается муладхара, и как кундалини
движется к свадхистане-чакре.
Вибрации праны и васаны (умственные впечатления) – это два семени для дерева
ума. Если одна из них начнет убывать, вскоре погибнут обе. Прана вибрирует
– и ум прибывает в движение. Если вы контролируете прану через регулярную практику
пранаямы, ум будет легко словить. Благодаря различению и йогическому взору
без различения вы можете разрушить все васаны.
Тело человека представляет копию космической структуры в миниатюре, а прана
возрождает и поддерживает организм. В ее составе разные элементы. Основная
сила, стоящая за всеми мощами в природе – это прана. Прана – это проявленная
сущность всех существующих сил. Спинномозговая система формирует тонкий распределительный
щит человека. Разные тонкие психические центры правят конкретными силовыми
элементами в природе. Овладев управлением жизненными астральными центрами,
расположенными внутри, человек обретает контроль над всеми мощами в природе.
Прана – универсальная движущая сила
Здесь мы имеем неподражаемый пример дивной и безусловной экономии. То,
что теперешний инженер и ученый устремляется осуществить в громадном проекте
с невозможными вложениями человеческих сил, денег и материалов, йогический
метод эффективно исполняет с наивеличайшей экономией и с подмогою техники,
основанной на нежданно простой логике. Это то, что отличает Христа от Канута.
Первый усмирил буянящие волны одним движением руки, тогда как горделивый правитель
могущественной страны, несмотря на все богатства его царской казны и на бесчисленных
лошадей и людей, был принуждён перемещаться на своем царском троне по берегу.
Осмотрите такую иллюстрацию. В великом цеху работает множество аппаратов
– бойлер, рефрижератор, мотор, звонок, вентилятор, лампы, электромагнит и
т.д. Если вы желайте контролировать работу нескольких систем, вам лучше всего
пойти в центральную щитовую самого цеха. Получив доступ к распределительному
щиту всей мастерской, вы можете регулировать первоначальную движущую силу,
то есть, в данном случае, электричество. Тогда все остальные аспекты этой
движущей силы "электричества", а именно тепло (бойлер), свет (лампы),
движение (мотор), звук (звонок) и сила притяжения (электромагнит) легко подчинятся
вам. Йог, по мере прогресса, устанавливает контроль над последовательными
энергетическими центрами, или чакрами, расположенными в спинномозговой системе.
Это дает ему безусловную власть над мощами и элементами, относящимися к конкретной
чакре.
Только теперь, получив контроль над телом и праной и приведя их в гармоничное
и уравновешенное состояние, вы подходите к порогу наиболее основной доли йоги-садханы,
а именно к концентрации и медитации. На последующих стадиях все йоги сходятся
в единичной точке медитации. В окончательном итоге это дозволяет подобрать ключ к
установлению конечного соединения с Нескончаемым. Четыре начальные практики
подготавливают два взаимозависимых прибора – тело и ум – для практики
медитации. С практики отвлечения чувств от объектов начинается собственно
йога.
На пороге
Так же, как солнце собирает мириады своих лучей и садится за горизонт, так
и практикующий йогу отстраняет ум от наружных чувств и обращает его внутрь
себя, сходственно осьминогу, втягивающему щупальца. Это центростремительное движение
намеренной фокусировки ума, происходящей при концентрации. Это схоже на сокращение
окружности до своего центра. Эта практика использует вашу склонность во что-то
"впадать", или антармукту. Человек постепенно становится необеспокоенным
очевидцем забавы наружных феноменов. Отныне наружные объекты не могут ни привлечь,
ни оттолкнуть его.
В практике пратьяхары вам нужно будет снова и снова отвлекать чувства от объектов
и фиксировать ум на избранной лакшъе, или точке. Как возничий тащит порывистых
быков и впрягает их в ярмо, так и вы обязаны смирно уводить чувства. Некоторые
устремляющиеся оттаскивают их силком. Именно поэтому они иногда чувствуют легкую
головную боль.
На самом деле пратьяхара – это попытка стать дисциплинированным. Вначале она
внушает даже омерзенье, но позже становится очень занимательной. Вы ощутите
внутреннюю силу. Она требует немалого смирения и упорства. Она даст вам много
энергии и упорства. Вы разовьете огромную силу воли. В ходе практики чувства
снова и снова будут устремляться к объектам, сходственно бешеным буйволам. Вам нужно
будет снова и снова удерживать их и фиксировать в лакшъе, точке. Йог, надежно
утвердившийся в пратьяхаре, может смирно медитировать даже на поле битвы,
под постоянный грохот бесчисленных орудий.
Вы обязаны одно за иным обуздать чувства. Начните с наиболее беспорядочных
чувств. Сперва практикуйте пратьяхару для одного конкретного чувства. Затем
вы можете перейти к следующему чувству. Если вы попытаетесь манипулировать
всеми ощущеньями (индриями) одновременно, -то успеха не добьетесь. Эта задача
окажется слишком трудной. Вы скоро разочаруетесь.
Великая ценность
Сегодня практика отвлечения чувств от объектов – это уникальное и несравнимое
благословение человеку. Теперешняя жизнь – это постоянная суета и лихорадочная
спешка. Она полна беспокойств. Экономические катастрофы, стрессы и атмосфера
опасности стали обычны повсюду. Человек непрерывно живет в состоянии сердитого
напряжения. Это удерживает развитие растущего поколения. Основной проблемой
в медицине стали неврастения и неврозы. Из-за бесчисленных беспокойств современной
жизни человек не знает спокойствия и уравновешенности. Именно спокойствие
сочиняет достоинство жизни. Если его нет, то стресс отнимает всю силу человека.
Практика отвлечения чувств от объектов даст вам возможность преодолеть воздействие
наружной сумятицы и вернет способность здорово расценивать вещи даже в трудном
круговороте теперешней жизни.
Наибольшие лидеры человечества, которые творили историю, развили силу пратьяхары.
Осознанно или нет, но они были мастерами этой ступени йоги. Показателен знаменитый
пример Наполеона. В апогее битвы он мог полностью погрузиться в себя и почивать
урывками, дремал верхом на коне. Большой Гладстон владел этой способностью.
Он умел полностью расслабляться по своей воле, и I благодаря этому сохранил
юношеский дух и здоровье до самого конца. Пратьяхара сводит ментальный и физический
"износ" до минимума.
Краеугольный камень
Брав под контроль все операции ума, сейчас нужно собрать его в одной точке.
Эта сборка и удержание на какой-нибудь конкретной точке, объекте, идее или
деяньи и сочиняет процесс концентрации. Это сосредоточенное прибавленье
силы приносит максимальные результаты при минимальной затрате медли и усилий.
Этот закон приложим к деятельности человека в любых сферах жизни. Хирург исполняет
тончайшие операции с величайшим сосредоточением внимания. Глубочайшая погруженность
отмечает ментальное состояние технолога, инженера, архитектора или опытного
живописца, занятых выписыванием тончайших деталей плана, таблиц или наброска,
где точность имеет главнейшее значение. Сходственную сосредоточенность можно увидеть
у швейцарских рабочих, которые собирают мельчайшие часовые механизмы и иные
точные приборы. И так в любом искусстве и науке.
Общепризнано, что за счет сборки и направления какой-либо силы через определенную
точку высвобождается громадная энергия. Это можно изобразить на образце течения
воды через шлюзы в плотине, на образце движущей силы струи пара из котла паровоза.
Так же, как солнечный свет, пропущенный через линзу, проявляется в виде одного
огненного луча, так и ум обретает однонаправленность. Опыт показал, что интерес
и внимание ума может быть привлечено тремя определенными типами объектов,
а именно, звуком, образом (физическим или ментальным) и идеей. Йог входит
в глубокую медитацию, сосредотачивая свой ум на внутреннем фантастическом звучании
пранавы (ОМ). Когда внутренние оболочки абсолютным образом очищены и гармонизированы,
становится слышен звук анахаты. При гармоничном повторении мантры ум сосредотачивается
на постоянном продолжительном звуке. Для фиксации ума избирается какая-либо
конкретная форма или аспект Божества, или же слог ОМ. Люди разумного типа
и ведантисты вводят в ум возвышенную идею или формулу, которую ум интенсивно
и непрерывно созерцает.
Во время концентрации ум становится смирным, чистым и устойчивым. Разрозненные
лучи ума собираются и фокусируются на одном объекте медитации. Ум сосредоточен
на лакшье. Он не мечется. Им овладела единственная идея, вся его энергия собрана
на ней. Чувства становятся смирными, они бездельничают. В глубокой концентрации
сознание тела и окружающего отсутствует. Тот, кто владеет превосходной концентрацией,
может светло визуализировать образ Хозяева в мгновение ока.
Манораджья (творение воздушных замков) – это не концентрация. Это бешеные скачки
ума в пространстве. Не обманывайтесь, принимая манораджъю за концентрацию
или медитацию. Контролируйте эту повадку ума через самообладание и самоанализ.
Медитация в различных школах
Существуют разные виды медитации. Каждый из видов наиболее подходит
определенному типу ума. Виды медитации варьируются в соответствии со склонностями,
характером, возможностями и типами индивидуального ума. Послушный медитирует
на своего священного хранителя, или избранное Божество (ишта девату). Раджа-йог
медитирует на Пурушу или Ишвару, свободного от пристрастий, желаний и кармы.
Хатха-йог медитирует на чакры и правящие ими божества. Гьяни медитирует
на свое Высшее "Я", или Атму. Вы сами обязаны найти подходящий для
вас вид медитации. Если вы на это не способны, обратитесь к учителю или наставнику,
достигшему самореализации. Он сможет распознать природу вашего ума и выбрать
для вас правильный метод медитации.
Раджа-йог последовательно входит в медитативное состояние, практикуя яму,
нияму, асану, пранаяму, пратьяхару и дхарану. Бхакта входит в медитативное
состояние, взращивая чистую любовь к Всевышнему. Ведантист, или гьяна-йог, входит
в медитативное состояние, прибегая к четырем средствам, обращаясь к слушанию
священных писаний и раздумывая над услышанным. Хатха-йог входит в медитативное
состояние, практикуя глубокую и постоянную пранаяму.
Регулярная медитация раскрывает дорогу интуитивному знанию, делает ум смирным
и устойчивым, пробуждает экстатические чувства и приводит в контакт с источником,
или с Высшим Пурушей. Вероятные сомнения исчезнут сами собой, если вы устойчиво
стоите на пути дхьяна-йоги. Вы сами почувствуете, каким образом вам перейти
на следующую ступень духовной лестницы. Мистический внутренний глас будет
у

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.