Навигация > Главная > Нервные заболевания > Нарушения речи

Нарушения речи


Нарушения речи

Что это такое?

Расстройства речи знамениты с глубокой древности. Без сомнения, хвори эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло главную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в великом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех знаменитых нам формах расстройств речи: потеря гласа, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Отчего это бывает?

Причинами нарушения речи могут быть разные факторы или их сочетания:

трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);

повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;

дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Образцом могут служить краткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, нарекаемая в народе «волчьей пастью», или ошибочный прикус;

недостаточная подвижность губ и языка;

задержка речевого развития из-за задержки психического;

неграмотная речь в семье и др.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение распознавать звуки на слух, ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в ребяческом возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в последующем могут привести к развитию у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои естественные способности и возможности.

По ступени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, разного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия — это полное или частичное неименье речи у детей при превосходном физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо разумеет чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то разговаривает, но не разумеет, что именно. Это сходно с тем, как мы не разумеем разговаривающих на безызвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) — это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения сердитой системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, глас у него тихий, слабый, или против, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь утрачивает свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неуклюжи физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих ровесников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые необыкновенности. Так, эти дети нечетко разговаривают и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немножко пожевав, ребенок может держать еду за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую еду, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия – это нарушения произношения разных звуков, иное название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнородны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в разных долях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются принуждённые остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Очень главно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг неожиданно замолкает, отрицается разговаривать. Это состояние может продолжаться до нескольких дней. В таком случае необходимо безотлагательно обратиться к доктору.

Нередко причиной заикания становится испуг или долгая психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при неимении коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия — нарушение письма, так именуемое, косноязычие в письме. Как управляло, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – достаточно действенное средство для обучения ребенка правильно думать о деяньи, то есть может быть профилактикой происхожденья графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) — нарушение процесса чтения или овладения им при поражении разных отделов кожуры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют разные виды алексий.

Диагноз

Некоторые нарушения речи пропадают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной подмоги логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в ребяческой поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной долгой подмоги логопеда в речевых группах логопедических ребяческих садов. При этом чем раньше Вы обратились за подмогою к логопеду, тем удачнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.