ГЛАВА22. НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РЕЧИ
Джей П. Мор, Реймонд Д. Адаме (Jay P. Mohr, Raymond D. Adams)
Речь и спонтанная речевая продукция — это главные функции, необходимые как для социального общения, так и для интеллектуальной жизни. Утрата речи при поражении головного мозга превосходит по тяжести слепоту, глухоту и паралич.
Понятие произношение и речь относятся к трудным и малюсенько выученным видам деятельности головного мозга. Эти термины не синонимы.
Под речью в тесном смысле слова разумеют использование в общении приобретенных голосовых, мануальных, слуховых и зрительных навыков. К этим навыкам относят способность произносить слова, делать различия в ударении, интонации и мелодичности; воссоздавать письменные знаки с определенной пространственной ориентацией, улавливать речь на слух и распределять ее в отношении разговаривающего, зрительно распознавать рукописный или печатный текст, необыкновенности зрительного поиска при просмотре текста, а также иные менее специфические необыкновенности. Недостаток таких навыков затрудняет общение независимо от иных речевых расстройств; если эти навыки сохранены, удовлетворяются только лишь элементарные потребности общения, это подсказывает разговор двух лиц на разных языках.
Речь в широком смысле слова (язык) имеет более широкое значение, оно подразумевает выбор и расположение отдельных слов в соответствии с правилами, дозволяющими человеку использовать речевые модальности для смены одной манеры разговора на иную и для выражения того плохо выученного вида деятельности головного мозга, которая величается мышлением. Нарушение речи при расстройстве деятельности головного мозга, обычно возникающее вместе с нарушением способности к речевому общению, нарекают афазией, или более точно дисфазией.
Доминантность полушария и ее взаимосвязь с речью и определением водящей руки
Доминантным полушарием нарекают то, которое контролирует деятельность глаза, руки и ноги, исполняющих наиболее трудные, комплексные движения. Сходственное превосходство у одних людей более выражено, чем у иных. Определение водящих руки, ноги и глаза зависит от потомственных и анатомических факторов, а частично и приобретается с опытом. Более 90% людей владеют правой рукой лучше, чем левой, т. е. являются правшами. Леворукость может быть потомственной или возникает в результате поражения левого полушария головного мозга в раннем возрасте. Право-леворукость и доминантность полушария могут и не проявляться у некоторых лиц и в некоторых семьях.
Между доминантным и субдоминантным полушарием существуют определенные структурные различия. Planum temporale, часть речевой зоны Вернике, у правшей занимает великую площадь в левом полушарии, чем у левшей. Многие дети в раннем возрасте становятся из левшей правшами (переученные левши), так как жить левше в мире правшей достаточно затруднительно. Почти у всех правшей при поражении левого полушария возникают расстройства речи. При поражениях левого полушария у левшей также возникают нарушения речи, это значит, что доминантность полушария может быть не одинаковой для разных функций.
Нарушения речи, встречающиеся во лечебной практике
Расстройства речи можно разделить на 4 категории:
1. Афазией нарекают состояние, при котором возникает в главном потеря продуктивной речи и/или понимания обращенной речи. Она возникает вследствие приобретенных поражений головного мозга. Чаще возникает менее выраженное расстройство, нарекаемое дисфазией.
2. Дизартрией нарекают дефект артикуляции. Это расстройство посещает обусловлено двигательными нарушениями мышц, участвующих в артикуляции, при сохранности психической деятельности; она может быть следствием вялого или спастического паралича, ригидности, заикания или атаксии.
3. Афонией или дисфонией нарекают потерю гласа, наступившую вследствие поражения глотки или ее иннервации.
4. Расстройства речи возникают при заболеваниях, приводящих к делирию или деменции (см. гл. 23). Речевая продукция нарушается редко, а расстройство речи является долею общего ухудшения деятельности головного мозга.
Афазия или дисфазня.Большинство поражений, приводящих к афазии, затрагивает область, окружающую сильвиеву борозду (лобную, височную и теменную) доминантного полушария, т. е. левую сторону у правшей. Локализация поражения может быть установлена с подмогою компьютерно-томографического (КТ) или магнитно-резонансного (МРИ) методов исследования.
Поражения поверхностного серого вещества головного мозга приводят к более вескому неврологическому дефициту, чем поражения белого вещества: опухоли, расположенные предпочтительно в белом веществе, обычно достигают веских размеров, прежде чем возникнут расстройства речи.
Инфаркты или травматические повреждения, при которых очаг поражения имеет диаметр
Расстройства речи при острых поражениях наиболее выраженными посещают в острой стадии. Во всех случаях, за исключением обширных сосудистых поражений, улучшение наступает в течение нескольких недель или месяцев, однако при опухолях отмечают постепенное нарастание симптоматики. Более существенную роль в происхождении нарушений речи играет локализация поражения; а не его размер. Локализация источника определяет качественные признаки расстройства, а размер — выраженность симптоматики. Более того, нарушения способности сказать преобладают при маленьких источниках, а более глубокие расстройства речи приобщаются к ним при более обширных источниках.
При поражениях, локализующихся кпереди от сильвиевой борозды, нарушается предпочтительно произношение в диапазоне от мутизма, нарушений артикуляции с затруднением перехода от слога к слогу до расстройств построения, интонационной окраски и мелодичности речи. Поражение задних отделов приводит к ложному расположению губ, языка и иных образований ротоглотки и оплошностям в произнесении некоторых беспорядочно возникающих слогов. Поражения образований, расположенных кзади от сильвиевой борозды, включая височную долю и ее слуховую извилину, проявляются в виде расстройства понимания произносимых слов, приводят к ложному повторению речевых звуков.
Сочетание расстройств способности сказать и разуметь речь в меньшей ступени связано с поражением определенных образований. По морфологическим признакам расстройства речи можно разделить на две великие группы. Обширные поражения передних отделов, включая великую часть лобной покрышки (ту область, которая располагается под островком) и сам островок, приводят к аграмматизму, характеризующемуся сокращением структуры предложения, неименьем большинства односложных слов и сохранением слов, обеспечивающих предпочтительно предикативные, восклицательные и субстантивные функции. Больной может произнести лишь «эй», «нет», «хеллоу» или использовать простые существительные, например мяч, верх, ключ. При обширных поражениях образований, лежащих кзади от сильвиевой борозды, возникает почти противоположная симптоматика с путанием простых элементов речи или их заменой, при которой высказанное лишь примерно подсказывает желанное (парафазии). Эти оплошности могут содержаться в ошибочном произношении (литеральные парафазии) или ложном подборе слов (вербальные парафазии). Вербальные парафазии могут проявляться в замене нужного слова сходными звуками или недалёкими по звучанию словами (формальные вербальные парафазии), например «сток» (stock—ствол) вместо «стоп» (stop), или сходство значения (семантические вербальные парафазии), например «слоу» (slow—медленный) вместо «стоп» (stop—задержка). В обоих случаях происходит нарушение понимания устной и письменной речи.
Поражения, расположенные на веском расстоянии от сильвиевой борозды, не вызывают сходственных расстройств или приводят к вторичным нарушениям речи. Образцом заключительного может служить поражение передних отделов лобных частей, неподражаемо в средней доле и глазничной части, при котором ухудшаются все виды двигательной активности и часто возникает потеря внимания и восприимчивости (абулия), что подсказывает состояние акинетического мутизма (см. гл. 21). Речь посещает лаконичной, с длинными паузами между высказываниями, отмечается неспособность вести монолог и рассказывать о чем-либо досконально. При обширных источниках в затылочной области нарушается процесс чтения и снижается использование всех зрительных лексических стимулов. При поражении зрительного бугра и глубоких отделов головного мозга меняется уровень настороженности и периодически возникают состояния невнимательности и дезориентации, что приводит к фрагментации слов (неологизмы) и фраз, а также к долгому неконтролируемому разговору (логорея). Сильная стимуляция вызывает мгновенное повышение уровня настороженности и бодрствования, что свидетельствует о сохранности механизмов речи.
Субдоминантное полушарие контролирует двигательные реакции подражания, социальное предвидение (усмешка, пожатие руки) и самообслуживание (умывание, прием пищи); изменения поведения в ответ на надпороговые раздражения; способность к зрительному согласованию текста и рисунков. Из этого следует, что тексты, выявляющие эти необыкновенности поведения, не свидетельствуют о функциях доминантного полушария.
Считают, что поражение лобных (Моторных) зон обычно приводит к возникновению синдромов, не зависящих от таковых при поражении задних (сенсорных) зон. Дисфазии можно разделить на моторную (Брока) и сенсорную (Вернике), а затем, исходя из локализации поражения, можно выделить субкортикальную, кортикальную и транскортикальную дисфазии. Полагают, что при субкортикальном поражении прерываются главные афферентные или эфферентные проекции коркового центра; при кортикальных поражениях повреждаются сами центры; при транскортикальных возникает изоляция речевых зон друг от друга, т. е. разновидность проводниковой афазии, или от иных областей головного мозга, связанных с речью. Эти главные положения сочиняют классификацию афазий, однако не являются достаточными для установления локализации и размера поражения.
Типы афазий.Расстроства произношения и речи могут возникать вследствие разных патологических состояний. Существующие в истинное время классификации речевых расстройств основывались на доминирующей форме нарушения речи, предполагаемых физиологических и психологических особенностях, локализации поражения. Классификация, приведенная в данной главе, составлена на основании уровня поражения и клинических проявлений (табл. 22.1). При правильном лечении больных прогноз благосклонный. Кроме того, афазии можно подразделять на отдельные виды, в зависимости от выраженности изменений речевой продукции и плавности речи. Афазии без нарушения плавности речи характеризуются превосходной артикуляцией и практически нормальным ритмом и плавностью, желая и имеются трудности с пониманием значений слов. Сходственные расстройства обычно возникают при поражении теменной или височной частей доминантного полушария. Афазии с нарушением плавности речи характеризуются медлительным ошибочным произношением слов и предложений. Поражение обычно локализуется в лобной доле доминантного полушария.
Полная (тотальная) афазия. Полную, или тотальную, афазию вызывает повреждение веских участков речевых зон доминантного полушария, что приводит к максимальному расстройству речи с очень незначительными шансами на улучшение. Наиболее часто сходственная симптоматика появляется при инфарктах мозга, возникших вследствие окклюзии левой внутренней или средней мозговой артерий в устье, а также при обширных кровоизлияниях, опухолях, травмах. В редких случаях, когда возрожденье речи наступает достаточно живо, главный причиной речевых нарушений являются преходящая ишемия, обусловленная эмболией с прытким лизисом сгустка, а также посттравматический отек или паралич, возникающий после эпилептического припадка. Иногда при существующем ветхом источнике поражения временный рецидив афазии может возникнуть при гипертермии, инфекционном заболевании или гипонатриемии.
Большинство больных с тотальной афазией могут в лучшем случае произнести несколько слов; они не могут читать и писать; из речи окружающих понимают только некоторые слова и предложения. Сопутствующая симптоматика обычно включает правосторонние гемиплегию, гемигипестезию и гомонимную гемианопсию. Уровень бодрствования может варьировать от светлого сознания до сопора. Бодрствующий больной может с подмогою жестов участвовать в общих выражениях приветствия, проявлять реакции застенчивости и самосохранения, способен обслуживать себя. Раннее появление четко произносимых стереотипных слов, например «эй» (hi) и «да» (yes), часто является неправильным обнадеживающим признаком, отражающим расторможенную активность правого полушария. Со временем может появиться некоторое понимание разговорной речи, иногда больной произносит некоторые слова.
Афазия Брока (главная моторная афазия). Этим термином называют трудный синдром, характеризующийся нарушением двигательных аспектов устной и письменной речи в сочетании с аграмматизмом, и менее четким ухудшением понимания речи. Раньше полагали, что данный вид афазии возникает при ограниченном поражении нижней лобной извилины (зоны Брока), однако синдром развивается в результате обширного поражения, охватывающего корковые и подкорковые образования, расположенные кпереди и кверху от сильвиевой щели и в островке. Эта область может не очень превосходно визуализироваться при КТ вследствие того, что дефект ткани мозга может сливаться с сильвиевой бороздой.
Таблица 22.1.Классификация афазий
|
Локализация поражений |
Клинические проявления |
Этиология |
Сопутствующая симптоматика |
Большие синдромы |
||||
Тотальная афазия |
Обширное поражение лобной, теменной и верхней височной частей доминантного полушария |
Речь практически отсутствует, нарушение плавности речи, плохое понимание устной и письменной речи |
Инфаркт в бассейне внутренней сонной или средней мозговой артерий, травма, опухоль |
Гемиплегия, гемигип-естезия и гемианопсия на противоположной стороне |
Афазия Брока |
Корковые и подкорковые источники поражения в префронтальной и фронтальной области |
Нарушение плавности речи, аграмматизм, плохо выраженная артикуляция, диспросодия, речь может полностью отсутствовать |
Инфаркт в бассейне верхней лобной ветви средней мозговой артерии, кровоизлияние, опухоль |
Контралатеральный гемипарез, минимальные расстройства чувствительности или их отсутствие, выпадений полей зрения нет, оральная ап-раксия, корковая дизартрия, выраженное расстройство письма |
Афазия Вернике (центральная или сенсорная) |
Отделы теменной и височной частей, расположенные кзади от сильвиевой борозды |
Плавная речь, полное непонимание устной речи, неспособность читать и повторять звуки и слова, алексия, аграфия, парафазии |
Инфаркт в нижних отделах бассейна средней мозговой артерии, опухоль, герпетический энцефалит |
Расстройства чувствительности, отличительные для поражения теменной части, гемианопсия, двигательных нарушений нет |
Малые синдромы центральной афазии |
||||
Проводниковая афазия |
Верхний край сильвиевой борозды, нижняя теменная доля |
Парафазии, трудности с повторением речи, чтением вслух; осозна-вание недостатка речи, понимание устной и письменной речи |
Эмболии задних ветвей средней мозговой артерии |
Гемигипестезия или гомонимная гемианопсия на противоположной стороне, патологический оптокинетический нистагм |
Преимущественно слуховая (изолированная словесная глухота) |
Поражение верхней височной извилины |
Нарушение восприятия речи на слух; невозможность повторить предложение и писать под диктовку |
Инфаркт, опухоль, абсцесс |
В редких случаях глухота |
Преимущественно зрительная (дисплексия и дисграфия ) |
Поражение теменно-затылочной области |
Зрительное восприятие текста страдает больше, чем слуховое понимание речи, нарушение процессов чтения и письма |
Инфаркт, опухоль, лобарное кровоизлияние |
Гемианопсия |
Другие синдромы |
||||
Изолированная словесная слепота |
Кора затылочно-стриарных образований, прилегающая ассоциативная кожура левого полушария, задние отделы мозолистого тела |
Устная речь и процесс письма сохранены, процесс чтения нарушен |
Инфаркт в бассейне задней мозговой артерии, опухоль, лобарное кровоизлияние |
Гемианопсия |
Разобщение речевых зон |
Ишемический инфаркт в зоне смежного кровоснабжения между бассейнами передней, средней и задней мозговых артерий |
Речь «как у попугая» (Parrot-like speech), эхолалия |
Общая гипотензия или гипоксия; остановка сердца |
Снижение уровня бодрствования и реактивности; двусторонняя слабость в ногах |
Амнестическая афазия |
Поражение глубоких отделов височной доли; извилины гиппокампа |
Невозможность повторить названия предметов и их частей, нарушения кратковременной памяти |
Опухоль, хворь Альцгеймера, инфаркт в бассейне задней мозговой артерии; герпетический энцефалит |
Апраксия, деменция, двигательных нарушений нет, верхнеквадрантная гемианопсия |
Подобная симптоматика наиболее часто возникает при эмболии восходящих ветвей левой средней мозговой артерии, реже причиной являются обширное кровоизлияние гипертонического генеза в область скорлупы, громадная опухоль или абсцесс лобной части, метастазы, субдуральная гематома и энцефалит.
Размер поражений обычно посещает меньше таковых, приводящих к тотальной афазии. Как верховодило, поражаются сенсорно-моторные образования, расположенные в области роландовой борозды, что приводит к сопутствующим стойким гемипарезу и гемигипестезии. Первоначально наблюдают преходящие отклонения глазных яблок в сторону поражения, возникающие вследствие инфаркта лобной части.
В острой стадии хвори, по-видимому, инактивируются все механизмы речи, и у беспомощного немого, неконтактного и ничего не разумеющего больного отмечают симптоматику тотальной афазии, практически неотличимую от таковой при инфаркте всего бассейна кровоснабжения левой средней мозговой артерии. В течение нескольких недель или лет нарушение понимания в некоторой ступени регрессирует, тем не менее его легко выявляют с подмогою соответствующих проб. Понимание улучшается весче, чем разговорная речь и письмо, что сочиняет синдром, подходящий классической моторной афазии.
В течение некоторого медли, несмотря на удовлетворительное понимание разговорной речи и способность читать простые команды, апраксия движений языка и мышц, участвующих в артикуляции, замедляет исполненье целенаправленных движений. Больной может лучше копировать деяния доктора, чем исполнять их по команде; часто, но не всегда, он сам может полноценно исполнять некоторые произвольные движения. Больные легко произносят некоторые стереотипные и простые фразы, например «привет», «доброе утро» или «как дела», на удивление превосходно могут напевать слова знаменитых песен. Попытки больного сказать и выражение его личика при этом свидетельствуют об осознании им своего изъяна или ошибок, вызывая у него раздражение и огорчение.
Как только наступает улучшение, неподражаемо при легких формах моторной афазии, больной начинает понемногу сказать, медлительно и с трудом произнося слова. Отмечают плохо выраженную артикуляцию и мелодичность речи (просодия). Это нарушение плавности речи характеризуется ошибочной постановкой ударения в некоторых словах, ошибочной расстановкой слов в предложении и регулированием расстановки слов, а также заиканием при произношении фраз. Речь становится немногословной, состоит в главном из существительных, переходных глаголов и наиболее главных прилагательных; пропускаются многие служебные слова (артикли, предлоги, союзы), что делает речь аграмматичной, придает ей телеграфный стиль. Единожды установившись, эти дефекты речи остаются на долгое время и улучшаются лишь незначительно, несмотря на интенсивное лечение в течение многих лет. Тем не менее, несмотря на грубые речевые затруднения, больные в состоянии общаться с окружающими.
У большинства больных с афазией Брока возникает тяжелое расстройство процесса письма..Если парализована правая рука, больные не могут писать левой. Даже если движения руками сохраняются, они все одинаково не могут записывать команды, отвечать на вопросы или повторять их вслух. Веско нарушается способность писать под диктовку, желая больной может переписывать буквы или слова. Однако при тщательном исследовании было установлено, что общение с больными при подмоги письма происходит легче, чем с подмогою устной речи. Это свидетельствует о вероятной независимости этих двух актов друг от друга в плане передачи речи.
Малая моторная афазия. Более ограниченные поражения, располагающиеся кпереди и кверху от сильвиевой борозды, а также в области островка, оказывают разные воздействия на механические аспекты речи. Вначале признаки малых моторных афазий могут подсказывать великую моторную афазию, за исключением удовлетворительного понимания устной и письменной речи. Прогноз для почти полного возобновления удовлетворительный. Разумеется, ни одно из данных очаговых поражений не приводит к выраженному и долгому нарушению употребления слов. Однако в период острого течения хвори при наличии подходящего опыта можно без труда выявить оплошности в речи и понять причину затруднений больного в общении, которые он тяжело переживает.
При очаговых поражениях дефекты речи принимают разные формы. Инфаркт в зоне Брока приводит к поражению нижних отделов премоторной кожуры, прилежащих к моторной кожуре, обеспечивающей деятельность мышц ротоглотки, глотки и дыхательного аппарата, препятствуя соразмерным движениям этих групп мышц; возникающая в результате речевая апраксия характеризуется нарушением трансформации слогов в слова, а также нарушением мелодичности фраз (апросодия). Однако изолированное поражение данной области недостаточно для того, чтобы вызвать синдром, именуемый афазией Брока. Инфаркт области роландовой борозды приводит к поражению сенсорно-моторной коры; в этом случае возникает апросодия или отмечается нечеткая артикуляция и снижение объема и вышины речи, а носовой оттенок гласа указывает на парез мышц ротоглотки. Инфаркт в постцентральной или переднетеменной области приводит к нарушению артикуляционного аппарата, в результате чего изменяется произношение отдельных звуков, слогов и целых слов и могут возникать литеральные парафазии. Поскольку они часто появляются при повторении слов, чтении вслух и в разговоре, у больного могут ложно диагностировать проводниковую афазию.
Поражения латеральных отделов лобной части доминантного полушария при сохранности зоны Брока могут также приводить к афазии. В таких случаях речь посещает немногословной, нарушается ее плавность, однако адекватное восприятие речи на слух сохраняется. Больной правильно повторяет слова, сказанные лекарем. Это состояние нарекают транскортикальной моторной афазией. Ее необходимо.отличать от сходного состояния, при котором отсутствует спонтанная речь (мутизм) и замедляются все виды двигательной активности (акинезия). Отсутствует стремление беседовать и двигаться. Источником сходственной симптоматики являются более обширные источники поражения: в медиальной части лобной части, дополнительной моторной кожуре и поясной извилине.
Большинство сходственных очаговых поражений возникает при эмболии восходящих ветвей средней мозговой артерии. Более глубокие и обширные поражения или эмболии крупных восходящих артерий могут у одного и того же больного вызывать разнородную симптоматику, делая эти индивидуальные различия менее четкими и подсказывая великий синдром афазии Брока. Речевые расстройства обычно сопровождаются парезом внешней мускулатуры, языка, иногда проксимальных отделов руки, а также идеомоторной апраксией в мышцах личика и левых конечностей. Большинство синдромов пропадают бесследно в течение нескольких недель или месяцев.
Афазия Вернике (великая сенсорная афазия). Так называют синдромы, развивающиеся вследствие поражения образований, расположенных кзади от сильвиевой борозды, а также задних отделов височной, теменной и затылочных частей, кровоснабжаемых нисходящими ветвями средней мозговой артерии, и синдромы, сопровождающиеся нарушением всего строя речи. Если поражена только височная доля, в большей ступени нарушается восприятие речи на слух, если же предпочтительно поражена теменная и затылочная области — восприятие письменной речи.
Затрудняется общение с подмогою устной и письменной речи, а также восприятие речи на слух и с подмогою зрения. Сочетание таких симптомов оправдывает термин центральная афазия. Термин сенсорная афазия используют для того, чтобы подчеркнуть разницу с моторной афазией (Брока). В отличие от афазии Брока с затруднениями в произношении, ошибочными переходами от одной фразы к иной, нарушением мелодичности речи и непропорциональной сжатостью грамматических форм, речь при афазии Вернике плавная, что оправдывает название «плавная» афазия.
В тяжелых случаях больные произносят множество непонятных слогов, делают неразборчивые знаки на бумаге при попытке писать, не могут повторить вслух или правильно переписать слова, попытки доктора установить письменный или устный контакт больные воспринимают так, как словно врач беседует с ними на непонятном иностранном языке. В менее тяжелых случаях больной может повторять вслух и переписывать слова, однако произносит он эти слова ложно, а переписывая их, копирует все нюансы, повторяя даже особенности почерка доктора, т. е. так, как словно переписывает абсолютно не знакомые ему ранее слова. Расстройства речи не являются простым отражением расстройства слуха и зрения. В легких случаях речевые расстройства проявляются оплошностями в понимании и использовании слов. Больной может избирать необходимые слова, схожие на те, которые желает услышать врач, часто принадлежащие к тем же функциональным классам [например, «корова», вместо «свинья», но не «корова» вместо «желтый» (сходственные оплошности нарекают семантическими вербальными парафазиями)]; эти слова могут быть сходными по звучанию или по форме (формальные вербальные парафазии), например «флии» (flee—избегать) вместо «трии (tree — дерево); могут быть оплошности в произношении слов, в их построении [слова с ошибочными приставками, суффиксами (например, красивеющий) ] или иные оплошности, какие могут делать здоровые люди, не знающие данного языка. При случайном разговоре с таким больным иногда может сложиться впечатление, что он здоров. В случае легкого течения хвори или на ее поздних стадиях речь подсказывает таковую у уставших или расстроенных людей, изменения выявляются только при комплексном исследовании речевой деятельности.
Для выявления источника поражения проводят КТ-исследование и МРИ. Ангиографическое исследование в данном случае не достоверно, так как при окклюзиях сосудов вследствие эмболии часто не выявляют эмбол, поскольку он разрушается или смещается в более дистальные отделы, в одну или несколько мелких ветвей. Радиозотопное исследование головного мозга посещает информативным только при наличии великих источников поражения.
Малые синдромы сенсорной а