Депрессия или просто хандра?
Классическая клиническая депрессия — эмоциональное расстройство, характеризующееся тремя главными симптомами: изменением эмоционального фона, торможением интеллектуальной деятельности и двигательной активности. Пониженное настроение сопровождается ощущеньем безысходности, тоски и сильной искренней болью.
Человек крайне пессимистичен и уничижителен в оценках себя, своего положения в окружающем мире, а также своего будущего. Мыслительная деятельность заторможена: человек длинно собирается с идеями, никак не может сообразить, сосредоточиться. Может показаться, что это признак интеллектуальной деградации.
Двигательная активность также заторможена: движения человека в депрессивном состоянии замедлены, эмоциональная экспрессия очень скудна, выражение личика схоже на застывшую маску скорби с отличительными морщинами и складками.
Кроме того, существует несколько симптомов, которые принято считать дополнительными признаками депрессии. Прежде всего, таким симптомом является снижение чувствительности по отношению к окружающим людям некая искренняя окаменелость. Это чрезвычайно сильное переживание, приносящее человеку в состоянии депрессии дополнительные мучения.
К хорошо знаменитым проявлениям депрессии относятся самообвинительные идеи и высказывания. Больной мается от сознания собственной никчемности, ущербности или безнравственности. Каждый промах в прошлом разрастается до величины непомерной оплошности, за которую теперь надобно расплачиваться.
К физиологическим расстройствам, сопровождающим депрессию, принято относить нарушение сна, аппетита, симптомы тахикардии, запоры и иные вегетативные реакции. Так, человек в состоянии депрессии прекращает испытывать чувство голода. Причиной сходственного явления считается как нарушение работы пищеварительной системы вследствие общей двигательной заторможенности, так и бессознательное стремление к смерти.
Особой формой депрессии, отличающейся от описанной выше классической, является так нарекаемая ажитированная депрессия. Главное отличие в том, что тоска и уныние сопровождаются двигательным возбуждением и ощущеньем тревоги. Человек подвижен, суетлив, много и возбужденно разговаривает, жалуясь на свое состояние. Может долгое время находится в состоянии аффекта. Это очень опасная форма депрессии, так как именно ажитированные больные более иных склонны к суициду.
Так выглядит картина клинической депрессии. Однако большинство из нас хоть раз в жизни имели несчастье страдать от депрессивного состояния, а не от клинической депрессии как таковой. Опечаль, сниженная энергетика, невозможность довольствоваться обычным удовольствиям плюс целый спектр вегетативных нарушений (плохой аппетит, нарушение сна и саморегуляции) являются явными признаками мягкой формы депрессии.
Однако, требовательно разговаривая, депрессивное состояние — это не особая форма переживания, это эмоциональное нарушение. Жизненные трудности, стрессы и эмоциональные потери, как бы тяжелы они не были, вовсе не непременно обязаны кончаться депрессией. В психологии принято распознавать депрессию (речь не идет о врожденной эндогенной форме депрессии) и природное переживание утраты, пламенея или неудачи. В случае нормального переживания человек, глубоко печалясь после тяжелой утраты или серьезной неудачи, не становится депрессивным.
Существенное различие между природным переживанием пламенея и депрессией содержится в следующем. При обычной реакции пламенея наружный мир переживается как сильно уменьшившийся, опустевший, в случае, если мы потеряли недалёкого человека. Либо потерпевшим катастрофу, если дело в рухнувших планах человека. В то время как при депрессии внутренний мир человека, его сущность, переживается как частично утраченная или разрушенная. В норме, пережив утрату или разочарование, через некоторый промежуток медли человек восстанавливается, не деформируясь личностно. Депрессия же оказывает деструктивное деянье на психику: резкое торможение эмоций, интеллекта и творческих способностей оказывает пагубное воздействие на личность человека в целом. Потому депрессия сознаётся очень распространенным, но, тем не менее, очень разрушительным эмоциональным расстройством, требующим психотерапевтического вмешательства.