Навигация > Главная > Психиатрия > Аутизм

Аутизм


Аутизм

Что это такое?

«Человек дождя», «Карточный домик», «Восход Меркурия» — все эти фильмы соединяет общая необыкновенность основных героев — аутизм. Название этого заболевания происходит от латинского слова autos — «сам» (аутизм — погружение в себя). Аутизм встречается не так уж редко: по данным статистики — от 3—4 до 10—15 случаев на 10 000 детей, причем аутизмом чаще страдают мальчишки, чем девочки.

Понятие «аутизм» было впервые введено Э. Блейером в 1920 г. как симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых больных шизофренией. Ранний ребяческий аутизм был описан Лео Каннером (1943 г., синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.). Тогда одно из определений аутизма звучало как «разобщенность человека с наружным миром». Эта хворь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Главная проблема аутизма содержится в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг.

Отчего это бывает?

Доказано, что великая часть случаев аутизма потомственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до истинного медли безызвестны. Единственное, что можно утверждать, что быстрее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от наружных обстоятельств, которые, быстрее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Именно поэтому нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые разные события: родовые травмы, природовая асфиксия и иные нарушения беременности и родов, а также разные факторы, действующие уже после рождения. В заключительные годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, становится с каждым годом растет. Однако, мрачно, связано ли это с какими-то наружными факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».

Что происходит?

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми необыкновенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не глядит в глаза, избегая прямого взора. У него часто преобладает периферическое зрение (глядит краем глаза); он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто принуждает подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в различных ситуациях может быть неловким, а может демонстрировать дивную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими владеет, именуют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так нарекаемой неофобией — трусостью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией — например, дети могут опасаться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, гула воды, темноты или ясного света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.

Когда аутичному ребенку необыкновенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв уныния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и неимение видимой привязанности даже к недалёким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.

Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ясных характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

Проблемы семьи аутичного ребенка

Беда семей с аутичными ребенком, прежде всего, в том, что осознание проблемы зачастую наступает неожиданно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, разумный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям извещают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим.

Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с каждодневными заботами и тревогами. Ребенок не усмехается ей, не глядит в глаза, не любит посещать на руках; иногда он даже не выделяет ее из иных людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Понятны поэтому проявления у нее депрессивности, раздражительности, эмоционального истощения.

Отцы, как управляло, избегают каждодневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше медли на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувства вины, разочарования, желая и не разговаривают об этом так явно, как матери.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к недалёкому человеку, а человеческое личико так же означаемо для него, как и для любого иного, только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительно. Таким образом, аутичный ребенок быстрее не может, чем не желает контактировать с окружающими людьми.

Кроме того, что папы беспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко принуждены жертвовать их интересами.

Диагноз

Если вы заметили вышеперечисленные признаки в поведении своего ребенка, обратитесь за консультацией к ребяческому психиатру. Чем в более раннем возрасте вы начнете коррекцию развития аутичного ребенка, тем больше шансов адаптировать его к нормальной жизни. При диагностике аутизма главным критерием является то, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребека после 5 лет. Таким образом, если перечисленные отклонения обнаруживаются в более зрелом возрасте, следует в первую очередь подумать о шизофрении, а не об аутизме. Кроме того, некоторые симптомы аутизма схожи с проявлениями умственной отсталости, нарушениями речи, врожденной глухоты и регрессивного психоза. Поэтому только опытный специалист может определить, действительно ли ваш ребенок страдает аутизмом.

Лечение

Обычная терапия предполагает, как подходящую диету, так и применение лекарств и успокоительных средств, чтобы улучшить общее состояние ребенка. Кроме того, сейчас существует масса методик и наработок, направленных на лечение или коррекцию аутизма. Например, терапия общения подсобляет выработать у ребенка независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Здесь главно также способствовать выработке навыков общения посредством языка жестов и иных различных методов (невербального общения).

Аудио-вокальная тренировка и аудио-обучение направлены на последующую адаптацию ребенка-аутиста так же, как и терапия конфликта, главным методом которой служит насильственное объятие “forceal holding”, или холдинг-терапия. Этот метод также носит название «форсированной поддержки» и был впервые предложен М. Welch (1983). Он состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т.к. именно неимение этой связи нередко считается главным нарушением при аутизме. Кроме того, необходимы постоянные занятия специализированной целебной физкультурой для того, чтобы ребенок выучился правильно обладать своим телом.

Психологическая поддержка

Родителям необходимо понять, что происходит с их ребенком, по возможности установить с ним эмоциональный контакт, почувствовать свои силы, выучиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему. Кроме того, семьям с аутичными детьми полезно общаться между собой. Они не только превосходно разумеют друг друга, но каждая из них имеет свой уникальный опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных приемов решения многочисленных бытовых проблем.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.