Влияние компьютерных игр на детей
Одним из мотивов приобретения компьютера домой для многих занятых родителей является обеспечение игрового досуга для детей- При этом компьютер принимает на себя роль более активного развлекательного устройства, чем обычный телевизор. Ведь, играя на компьютере, ребенок не просто сидит, так сказать разинув рот, а активно взаимодействует пусть с искусственным, но все же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только скоро давить на клавиши, но и строить в своей голове ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных забавах, требующих раскрытия закономерностей в переходе от одной игровой ситуации (сцены) к иной. Такие забавы владеют несомненным развивающим потенциалом, необыкновенно для развития интеллекта. И в этом проявляется их положительное воздействие на развитие детей.
Другой вопрос — о воздействии компьютерных игр на физические здоровье детей и на развитие личностных и прежде всего ценностно-ориентационных, нравственных качеств.
Электромагнитная вибрация и ионизирующее излучение даже самых хорошо защищенных современных мониторов — тяжелая нагрузка на зрение и выправку несформировавшегося организма. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ требования абсолютно категоричны — не более 1 часа в день для подростков и старшеклассников и не более 30—40 минут для детей младшего школьного возраста (для того, чтобы обезопасить детей, остающихся одних дома, приходится просто уносить с собой соединительные кабели или пользоваться более изощренными ключами и паролями доступа к сегментам жесткого диска и отдельным программам). Желая забавы дают ребенку в большей ступени возможности для активной эмоциональной разрядки, чем пассивное поглощение эмоциогенных впечатлений у экрана телевизора, в великих порциях они приводят к накоплению хронического стресса со всеми вытекающими отсюда последствиями для организма.
Что дотрагивается воздействия на личность, то это зависит от репертуара игр К раскаянью, психологические исследования, в том числе проведенные в нашей стране, показали, что доминирующие на базаре КОММЕРЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ западного производства возделывают агрессивно-индивидуалистическую мораль, что скоро отражается на самосознании подростка, необыкновенно талантливого (Я против всех!). С иной стороны, если бы разработчики игр больше беспокоились не о потакании примитивным инстинктам, а работали над творением поучительных в нравственном плане игровых сюжетов, то сходственный эффект игровой практики наверняка сменился бы с минуса на плюс. Но индустрия веселий, к несчастью, идет во всем мире иным маршрутом. Несомненным фактом является нынче то, что сюжеты компьютерных игр, также как и сюжеты коммерческих шоу-программ и кинофильмов, уже создаются поколением людей, прошедших с детства школу гедонистического аутизма (под девизом Мир — источник моих удовольствий), и они просто транслируют собственную мораль новым поколениям людей. Для них любая шоу-программа, в том числе компьютерная забава, — это особый наркотик или добавка к истинным наркотикам.
Условность мира современных компьютерных игр
( как, впрочем, и мира мультиков) требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольников, вплоть до полного исключения в отдельных случаях. Пока не сформировался Образ Реального Мира, как интегративная база элементарного здорового смысла, воздействие условных игр может оказаться в случае впечатлительного ребенка до определенной ступени шизофренизирующим. Во всяком случае нередко ребенок застревает на этапе младенческого АУТИЗМА и эгоцентризма: оказывается не чувствительным к реальным требованиям реального мира взрослых.